Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:14, курсовая работа
Современное цивилизованное предпринимательство появилось на свет
благодаря явлению, которое получило название первоначального накопления
капитала.
План
Введение.
Глава 1.Теоретические основы предпринимательства
Первичное накопление капитала……………………………………2
Понятие предпринимательской деятельности …………………….7
Субъекты предпринимательской деятельности……………………9
Глава 2.Правовое регулирование предпринимательской деятельности
Виды предпринимательства………………………………………..16
Малое предпринимательство………………………………………19
Социальное предпринимательство в КР…………………………...22
Глава 3. Проблемы малого и среднего предпринимательства.
Формирование и развитие малого и среднего предпринимательства..
Современное состояние малого и среднего предпринимательства…
Заключение…………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………35
- трудоустройство работников,
высвобождаемых в госсекторе, а
также представителей
- подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным
формальным образованием, которые приобретают
свою квалификацию на месте работы;
разработка и внедрение технологических,
технических и организационных новшеств
(стремясь выжить в конкурентной борьбе,
малые формы чаще склонны идти на риск
и осуществлять новые проекты);
- косвенная стимуляция эффективности
производства крупных компаний путем
освоения новых рынков, которые солидные
фирмы считают недостаточно емкими (из
недр малого бизнеса вырастают не только
крупные компании, но и наиболее современные
наукоемкие отрасли и производства);
- ликвидация монополии производителей,
создание конкурентной среды;
- мобилизация материальных, финансовых
и природных ресурсов, которые иначе остались
бы невостребованными, а также более эффективное
их использование;
- снижение фонд вооруженности и капиталоемкости
при выпуске более трудоемкой продукции,
быстрая окупаемость вложений; например,
в США у компаний с числом занятых менее
100 чел. продажи на доллар активов больше,
чем у крупных компаний, не только в таких
отраслях, как сервис, финансовое страхование,
оптовая торговля, но и на транспорте,
а также в обрабатывающей промышленности;
- улучшение взаимосвязи между различными
секторами экономики.
Кроме того, собственники малых предприятий
более склонны к сбережениям и инвестированию,
у них всегда высокий уровень личной мотивации
в достижении успеха, что положительно
сказывается в целом на деятельности предприятия.
Однако, как уже было упомянуто во введении,
малому предпринимательству присущи и
определенные недостатки, среди которых
можно выделить самые существенные:
более высок уровень риска, поэтому высокая
степень неустойчивости положения на
рынке;
зависимость от крупных компаний;
недостатки в управлении собственным
делом;
слабая компетентность руководителей;
повышенная чувствительность к изменениям
условий хозяйствования;
трудности в заимствовании дополнительных
финансовых средств и получении кредитов;
неуверенность и неосторожность хозяйствующих
партнеров при заключении договоров (контрактов)
и др.
Как показывает мировая и отечественная
практика, основным критериальным показателем,
на основе которого предприятия (организации)
различных организационно-правовых форм
относятся к субъектам малого предпринимательства,
является в первую очередь средняя численность
работников, занятых за отчетный период
на предприятии (организации). В ряде научных
работ под малым предпринимательством
понимается деятельность, осуществляемая
относительно небольшой группой лиц, или
предприятие, управляемое одним собственником.
Как правило, наиболее общими критериальными
показателями, на основе которых субъекты
хозяйственной деятельности относятся
к субъектам малого предпринимательства,
является численность персонала (занятых
работников), размер уставного капитала,
величина активов, объем оборота (прибыли,
дохода). По данным Мирового банка, общее
число показателей, по которым предприятия
относятся к субъектам малого предпринимательства
(бизнеса), превышает 50. Однако наиболее
часто применяемыми критериями являются
следующие: средняя численность занятых
на предприятии работников, ежегодный
оборот, полученный предприятием, как
правило, за год, и величина активов.
Но во всех развитых странах первым критерием
отнесения предприятий к субъектам малого
предпринимательства является численность
работающих.
В развитых европейских странах малый
бизнес производит до 70% ВВП и создает
от 50 до 60% рабочих мест, а на тысячу европейцев
приходится от 30 до 35 малых предприятий.
В соответствии с законом от 14 июня
1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской
Федерации" в нашей стране статус малого
предприятия могут получить те организации,
деятельность которых соответствует следующим
критериям:
доля государства, общественных, религиозных,
благотворительных организаций в уставном
капитале малого предприятия не должна
быть менее 25%;
доля финансовых ресурсов посторонних
юридических и физических лиц в уставном
капитале малого предприятия не должна
быть более 25%;
средняя численность работников за отчетный
период не превышает следующих предельных
уровней:
* в промышленности – 100 человек;
* в строительстве – 100 человек;
* на транспорте – 100 человек;
* в сельском хозяйстве – 60 человек;
* в научно-технической сфере – 60 человек;
* в оптовой торговле – 50 человек;
* в розничной торговле и бытовом обслуживании
населения – 30 человек;
* в остальных отраслях – 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства
понимаются также физические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица.
Общая численность малых предприятий
в России в 2004 году составила 946 тысяч.
Рост, по сравнению с 2003 годом составляет
10%. Вклад малого бизнеса в национальный
валовой продукт насчитывает, по разным
оценкам, от 10 до 12%. На тысячу жителей в
России приходится 7 малых предприятий.
Кроме того, в малом бизнесе занято около
19% от всех экономически активных жителей
страны.
1.3"Социальное
предпринимательство — это
Людмила Таценко, региональный менеджер проекта “Содействие социальному предпринимательству” в странах Юго-Восточной Европы Британского Совета, уверена, что государству выгодно существование успешных предпринимателей, решающих общественные проблемы
В последнее время все чаще обсуждается тема социального предпринимательства. Все больше людей задаются вопросом “Что же это такое?” или “Разве на этом можно заработать?”. Все потому, что под социальным предпринимательством ошибочно подразумевают благотворительность или корпоративную социальную ответственность.
А между тем сейчас в одной только Великобритании действуют почти 62 тыс. социальных предприятий с ежегодным оборотом в 24 млрд фунтов стерлингов, на которых заняты 800 тыс.чел.
Это бизнес
Самое короткое определение социального предприятия (СП) дает Коалиция социальных предприятий Великобритании: это “коммерческое предприятие социального назначения”. Иными словами — это бизнес, прибыль которого направляется в основном на социальные нужды или решение острых общественных проблем.
Именно наличие действенной бизнес-модели отличает такие предприятия от благотворительных организаций. Наиболее распространены такие типы СП, как социальные фирмы, занимающиеся трудоустройством социально уязвимых групп населения (например, инвалидов); некоммерческие организации, ведущие торговую деятельность в целях получения дохода для реализации своей социальной миссии; специальные фонды развития для социально-экономического развития территории; “справедливая торговля” и связанные с ней предприятия взаимной торговли или сферы услуг.
Как и любые другие, социальные предприятия производят товары или оказывают услуги. Отличие лишь в том, что во главе угла стоит социальная цель, а получаемая прибыль реинвестируется для достижения этой цели.
Прибыль на проблемы
В Великобритании хорошо известны такие СП, как сеть ресторанов Fifteen Джейми Оливера, предлагающая годичную программу обучения молодым безработным в возрасте 18-24 лет; компания “справедливой торговли” Divine Chocolate, половина которой принадлежит кооперативу Kuapa Kokoo из Ганы, занимающемуся выращиванием какао; компания Big Issue, издающая популярный журнал, распространением которого занимаются бездомные.
Говоря о конкретных британских примерах, упомяну очень успешную группу социальных предприятий в Эдинбурге, управляющую отелем, прачечной и производящую высококачественное мыло. Работники этих компаний — это в основном люди, которые лечатся от психических заболеваний. За счет доходов предприятия финансируется их обучение и дальнейшая поддержка.
Другой пример — организация
из небольшого городка Херефордшира на границе с Уэльсом.
Ее основателям удалось создать чрезвычайно
эффективную и инновационную тренинговую
компанию по компьютерному обучению безработных
и женщин, которые хотят возобновить
карьеру.
СП в Британии работают практически во всех областях экономики и общественной жизни — от здравоохранения и социальной защиты до альтернативной энергетики, от розничной торговли до переработки мусора. Чем бы ни занимались СП, от обычного бизнеса их отличает социальная или экологическая направленность, а также желание способствовать развитию общины.
Согласно результатам недавно проведенного опроса социальных предпринимателей в Великобритании, в ответ на вопрос “почему вы занялись социальным предпринимательством” 45% респондентов ответили, что тем самым хотели внести свой личный вклад в развитие местной общины.
Приведу еще несколько цифр: 30% английских СП работают в 20 наиболее депрессивных регионах страны; 19% — с людьми с ограниченными возможностями; 17% — с детьми и подростками, 15% — с людьми преклонного возраста и 12% — с людьми с низким уровнем доходов.
Эти компании не просто выживают
в условиях рыночной конкуренции, но
и преуспевают благодаря
Нет сомнений в том, что
СП полезны как для
.
Нужна стратегия
Ключом к успеху концепции СП является выработка национальной стратегии развития социального предпринимательства, которая позволила бы скоординировать усилия всех заинтересованных сторон — предпринимателей, общественных организаций, донорских структур и государства. Нужна четкая и скоординированная работа тех, кто в этот процесс уже вовлечен, а также финансирование отдельных проектов, которые позволят решать проблему системно.
Следует также стимулировать интерес к социальному предпринимательству государственных структур, в особенности региональной власти.
Глава 3. Проблемы малого и среднего предпринимательства.
3.1Формирование и развитие малого и среднего предпринимательства
В условиях экономического
кризиса каждый предприниматель сам по себе является экономической
ценностью, потому что организует свое
дело без привлечения бюджетных средств,
создает рабочие места и является источником
налогов в бюджеты всех уровней, поэтому
сама жизнь диктует необходимость активнее
заниматься проблемами предпринимательства.О
внимании к вопросам поддержки и развития
малого предпринимательства на уровне
государства свидетельствуют принятые
в 2008-2009 годах ряд важных для малого бизнеса
законодательных актов, конкретные меры,
необходимые, в первую очередь, для решения
существующих проблем развития предпринимательства,
а также поддержки в сложных финансово-экономических
условиях.
Важным документом, положившим начало
значительным изменениям в законодательстве
в пользу предпринимательства, стал подписанный
15 мая 2008г. Указ Президента РФ «О неотложных
мерах по ликвидации административных
ограничений при осуществлении предпринимательской
деятельности», который обозначил законодателям
основные направления работы. И на сегодняшний
день мы уже имеем реальные результаты
– меры, которые позволят решить ряд вопросов.
В частности, для снятия излишних административных
барьеров и ограничения необоснованных
проверок принят Федеральный закон от
26.12 2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля».
Также 26.12.2008г. был подписан Федеральный
закон №293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в части исключения внепроцессуальных
прав органов внутренних дел Российской
Федерации, касающихся проверок субъектов
предпринимательской деятельности». Федеральным
законом вносятся изменения в Закон Российской
Федерации от 18 апреля 1991г. №1026-1 «О милиции».
Федеральный закон от 12 августа 1995г. №144-ФЗ
«Об оперативно-розыскной деятельности»
и Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Федеральным законом, кроме того, уточняются
процедуры изъятия документов сотрудниками
органов внутренних дел Российской Федерации
при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности и производства по делам
об административных правонарушениях.
Закон исключает из закона «О милиции»
некоторые нормы в части прав органов
внутренних дел (ОВД), связанных с: осмотром
производственных, складских, торговых
и иных служебных помещений, других мест
хранения и использования имущества; досмотром
транспортных средств; изучением документов,
отражающих финансовую, хозяйственную,
предпринимательскую и торговую деятельность;
требованием предоставления в пятидневный
срок копий документов; изъятием отдельных
образцов сырья, продукции и товаров. Должностные
лица ОВД впредь при проведении мероприятий,
направленных на пресечение правонарушений
и преступлений, должны будут руководствоваться
только процедурами, предусмотренными
нормами Уголовно-процессуального кодекса
и Кодекса об административных правонарушениях.
Разрешается проводить гласно и негласно
оперативно-розыскные мероприятия, производить
при их проведении изъятие документов,
предметов, материалов и сообщений, а также
прерывать предоставление услуг связи
в случае возникновения непосредственной
угрозы жизни и здоровью лица, а также
угрозы государственной, военной, экономической
или экологической безопасности РФ.
Приняты документы, направленные, в том
числе, на ослабление налогового бремени
(Федеральный закон от 26.11.2008г. №224-ФЗ):
с 01.01.2009 года снижена ставка налога на
прибыль компаний - с 24% до 20% - за счет ее
федеральной части, предусмотрена возможность
снижения ставки при применении упрощенной
системы налогообложения в субъектах
Федерации с 15 до 5%.
Очень важным стал документ, направленный
на принятие мер по упрощению и удешевлению
процедуры технологического присоединения
к электросетям. Наиболее острые проблемы
малого бизнеса – это высокая стоимость
подключения и отсутствие технических
возможностей присоединения. Нововведения,
предусмотренные Постановлением Правительства
России №334 от 21 апреля 2009г., вступили в
силу в силу с 5 мая 2009 г. Теперь отказы
в присоединении потребителей к мощностям
до 100 кВт недопустимы, срок присоединения
сокращен в 2 раза - до полугода. Что касается
стоимости подключения, то теперь у малого
бизнеса появилась возможность получения
рассрочки платежа до 95% от общей стоимости
услуг сроком до трех лет, а для потребителей
мощности до 15 кВт установлена фиксированная
ставка 550 рублей. Устранена необходимость
излишних согласований, в частности, с
Ростехнадзором.
Кроме того, данные документы направлены
на создание максимальной прозрачности
при обращении малого бизнеса в сетевые
компании. В частности, теперь, в рамках
энергосбережения и эффективного перераспределения
энергомощностей, любая компания может
обращаться в сетевую компанию сделать
перерасчет стоимости переподключения
неиспользуемых мощностей.
Теперь сетевые компании должны будут
каждый месяц размещать на своем сайте
свежую информацию о своих инвестиционных
программах, пропускной способности по
сетям и трансформаторам, резерве свободных
мощностей, текущем и планируемом объеме
присоединений.
Кроме того, планируется принять документы
о недопустимости отказа в присоединении
к газу, и к объектам коммунальной инфраструктуры.
Приняты документы на предоставление
малым и средним предприятиям - добросовестным
арендаторам государственного и муниципального
имущества, преференции при его приватизации.
Начато формирование региональных и муниципальных
перечней имущества для предоставления
в аренду субъектам малого и среднего
предпринимательства. Помещения, включенные
в такой перечень, будут предоставляться
им на долгосрочной основе и по льготной
ставке аренды. В Подольском районе такой
перечень уже сформирован.
Важным направлением поддержки малого
предпринимательства является поддержка
кредитования субъектов МСП через банки,
реализующие государственную программу
поддержки МСП.
29 января 2009г. Постановлением Правительства
Московской области №71/2 на региональном
уровне принята целевая программа Московской
области «Развитие субъектов малого и
среднего предпринимательства на 2009-2012г.г.
Важными мерами этой программы являются
мероприятия по финансовой поддержке
малого предпринимательства, а именно:
Частичная компенсация затрат субъектам
малого и среднего предпринимательства
на оплату платежей по лизингу
Частичная компенсация процентных ставок
субъектам малого и среднего предпринимательства
по кредитам, выданным им банками для приобретения
основных и оборотных средств на осуществление
предпринимательской деятельности
Частичная компенсация затрат субъектам
малого и среднего предпринимательства,
работающим менее года со дня государственной
регистрации, на реализацию проектов (за
исключением расходов на пополнение оборотных
средств и оплату труда)
Частичная компенсация затрат субъектам
малого и среднего предпринимательства,
осуществляющим производственную деятельность
или осуществляющим деятельность в сфере
бытовых услуг, на подключение к сетям
инженерно-технического обеспечения
Частичная компенсация затрат на оплату
консультационных услуг субъектам малого
и среднего предпринимательства
Частичная компенсация затрат субъектам
малого и среднего предпринимательства
на патентно-лицензионные операции и защиту
интеллектуальной собственности
Финансирование этих мероприятий осуществляется
на конкурсной основе. В ближайшие дни
Правительством Московской области будет
принято решение о проведении и условиях
конкурса на 2009г. За этой информацией можно
следить на сайте Министерства экономики
МО.
Основу любой рыночной экономики составляет частный сектор, где малые и средние предприятия (МСП) играют важную роль. Они не требуют крупных стартовых инвестиций, имеют высокую скорость оборота ресурсов, способны быстро и экономно решать проблему формирования и насыщения рынка потребительских товаров, реструктуризации экономики в условиях ее дестабилизации и ограниченности финансовых ресурсов. Интерес к малым и средним предприятиям в условиях переходного периода исходит из различных ожиданий субъектов политической и экономической жизни, а также значения самих малых и средних предприятий для создания зрелой рыночной экономики.Для государства и политиков сектор МСП важен, прежде всего, потому, что он во многом замещает государство в решении сложных социально-экономических задач, а именно при создании новых рабочих мест, формировании среднего класса, являющимся одним из основных факторов долгосрочной стабильности в экономике любой страны. Кроме того, для правительства малые и средние предприятия - это значительный источник пополнения государственного бюджета. Ученые макроэкономисты воспринимают данный сектор в контексте комплексных задач системных изменений, происходящих в переходный период: развития частного сектора, реструктуризации и возможности более эффективного распределения и использования ресурсов. Целевая модель рыночной экономики предполагает, что ее наиболее важные и ценные механизмы будут запушены через конкурентный рынок с его горизонтальными связями между большим числом производителей. Согласно этой модели, такие традиционные функции государства плановой экономики, как создание рабочих мест, определение национальной специализации, улучшение международной конкуренции и т.д., лучше всего выполняются частным сектором, а именно, сектором малого и среднего предпринимательства. Макроэкономисты рассматривают выполнение этих функций в широком контексте всей экономической системы. При новой организации национальной экономики сектор малых и средних предприятий воспринимается ими как решающая сила, способная стать ценным экономическим стимулом, в частности, через механизм мультипликатора, содействовать распространению важнейших технологий и упрочению прогрессивных позиций и предпринимательской культуры в обществе. Восприятия и ожидания самих предпринимателей изменяются с течением времени. Члены бизнес-сообщества (новые предприниматели и те, кто начал свой бизнес раньше, в условиях частичных реформ) приветствуют частный сектор, заменяющий старый стиль, центральную плановую бюрократию и позволяющий им самостоятельно принимать решения, создавать потенциально новые возможности для роста. Однако чрезмерное налогообложение, государственная бюрократия, вмеша-тельство в их бизнес со стороны и т.д. заставляют их искать убежище в неформальном секторе. После централизованной плановой экономики значительная часть населения республики не приняла данный сектор, считая его труднодоступным и не достаточно надежным для получения стабильного дохода или работы. На первый взгляд, жесткие правила ведения бизнеса, постоянная неуверенность и риск в сфере малого и среднего бизнеса должны были бы оттолкнуть предпринимателей. Однако он воспринимается ими как серьезнаяальтернатива старому укладу жизни с его механизмами социальной защиты и определенной системой предоставления гарантий наполучение рабочего места. В настоящее время происходит смешение старых и новых позиций, появляется прогрессивное предпринимательское восприятие, растущее пропорционально достижениям в создании классической рыночной среды. Для Кыргызстана сектор малого и среднего предпринимательства рассматривается как основной катализатор изменений, происходящих в экономике, поскольку он быстрее и полнее учитывает изменения спроса населения на отдельные виды продукции и услуг, весьма мобилен при внедрении новшеств. Малые предприятия менее капиталоемкие, могут функционировать на основе имеющейся инфраструктуры, эффективно используют региональные трудовые и материальные ресурсы. Цикл "идея - практическое внедрение" занимает у них обычно немного времени. Нельзя не учитывать и новую объективную тенденцию в экономике развитых капиталистических стран, предпочитающих мелкие производства крупным. На наш взгляд, в настоящее время сочетание предприятий разных размеров улучшит их приспособляемость к современным требованиям хозяйствования, а также ускорит научно-технический прогресс по целому ряду направлений. Малые формы бизнеса порождают и существенно стимулируют предпринимателей.Сектор малого и среднего бизнеса может стать двигателем экономического развития страны, поскольку более динамично реагирует на рыночные изменения. Гибкость и высокая адаптивная способность при не очень больших затратах - главное преимущество малых предприятий. В Комплексных основах развития Кыргызской Республики до 2010 г. указывается: "Частное предпринимательство, в том числе малый и средний бизнес, будет приоритетной сферой обеспечения устойчивого экономического роста, насыщения рынка товарами и услугами, создания новых рабочих мест и сокращения бедности"1.Мы полагаем, что данный сектор экономики Кыргызстана совершенно справедливо считается одним из наиболее важных, поскольку потенциально эффективен и имеет возможность решать многие социальные проблемы. В республике в сфере малого предпринимательства уже мобилизованы значительные финансовые, производственные и трудовые ресурсы. Учитывая ограниченность стратегических сырьевых ресурсов, а также наличие в достаточном количестве трудовых ресурсов, можно предположить, что роль малого и среднего предпринимательства в ближайшее время, безусловно, возрастет.
Малое предпринимательство определяется как совокупность хозяйствующих единиц: малых предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. По статистическим данным, в Кыргызстане за период 1991-2001 гг. увеличение числа малых и средних предприятий возросло(табл. 1).Стремительными темпами развивались крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальное частное предпринимательство: рост соответственно в 13 и 12 раз; значительно возросло количество действующих малых предприятий (в 3,5 раза). В развитии малых предприятий в республике прослеживаются три периода: с 1990 по 1992 г. - когда наблюдался бурный рост малых предприятий; с 1993 по 1999 г. - отмечалась некоторая стабилизация их развития (эти этапы выделяет, например, Т.К.Камчыбеков1), в 2000-2001 гг. незначительное сокращение темпов роста числа малых предприятий произошло из-за отмены для них экономических льгот и некоторого ухудшения макроэкономической ситуации.Количественный рост субъектов этого сектора сопровождался ежегодным ростом его доли в объеме валовой добавленной стоимости (табл. 2).
Таблица 1. Динамика развития малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане
|
Таблица 2. Объем валовой добавленной стоимости
|
Информация о работе Предпринимательство в современной экономике