Предприятие, сущность основные понятия, история экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:54, контрольная работа

Описание

Предприятие – это особенный, самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предприни- мателей, государственным (муниципальным) органом управления для производства продукции (выполнения работы и оказания услуг) с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Фирма - это организационно-экономическая, предпринимательская форма коллективной деятельности .

Содержание

1. ПРЕДПРИЯТИЕ (СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)
1.1. Понятие «предприятие, фирма». Виды и функции фирмы.
Классификация предприятий…………………………………………………
1.2. Диверсификация, концентрация и централизация производства
1.3. Доходы, прибыль, рентабельность предприятия ………………….
1.4. Постоянные и переменные издержки предприятия………………..
1.5. Основные фонды и оборотные средства. ……………………………
1.6. Точка безубыточности (график безубыточности с формулами)…..

2. ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
2.1. Уровни производства и разделения труда…………………………
2.2. Экономическая организация производства и оптимальный выбор……………………………………………………………………………
2.3. Отдача от масштаба производства. Закон убывающей
предельной производительности……………………………………………..

3. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
3.1. Направления истории …………………………………………………
3.2. Теория переходной экономики……………………………………….
3.3. Теория рациональных ожиданий…………………………………….
3.4. Теория экономики предложения……………………………………..
3.5. Институционально-социологическое направление………………
3.6. Современный неоинституционализм ………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Контрольная экономика Сенцова.docx

— 71.61 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский  государственный педагогический университет»

Факультет менеджмента, повышения квалификации и 

переподготовки  кадров

Кафедра теории и практики управления организации 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по экономической  теории 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проверено:

«____»______________2010г.

Оценка:

«____»___________________

_________________________

подпись

Автор: Сенцова О.А.

Группа: 21-КМ, 2 курса, заочного отделения, направление подготовки: «Менеджмент»,

Руководитель: Трофимова  О.А. к.п.н.

ст. преподаватель

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург, 2010

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. ПРЕДПРИЯТИЕ (СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)
 
    1. Понятие «предприятие, фирма». Виды и функции фирмы.
 
Классификация предприятий………………………………………………… 3
    1. Диверсификация, концентрация и централизация производства
4
    1. Доходы, прибыль, рентабельность предприятия ………………….
5
    1. Постоянные и переменные издержки предприятия………………..
6
    1. Основные фонды и оборотные средства. ……………………………
7
    1. Точка безубыточности (график безубыточности с формулами)…..
8
   
  1. ПРОИЗВОДСТВО  И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ
 
    1. Уровни  производства и разделения труда…………………………
11
    1. Экономическая организация производства и оптимальный выбор……………………………………………………………………………
 
12
    1. Отдача от масштаба производства. Закон убывающей
 
предельной  производительности…………………………………………….. 13
   
  1. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
 
    1. Направления истории …………………………………………………
15
    1. Теория переходной экономики……………………………………….
16
    1. Теория рациональных ожиданий…………………………………….
17
    1. Теория экономики предложения……………………………………..
17
    1. Институционально-социологическое направление………………
18
    1. Современный неоинституционализм ………………………………..
18
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 21
   
  1. ПРЕДПРИЯТИЕ (СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)
    1. Понятие «предприятие, фирма». Виды и функции фирмы. Классификация предприятий

     Предприятие – это особенный, самостоятельный хозяйствующий    субъект, созданный предпринимателем или объединением предприни-   мателей, государственным (муниципальным) органом управления    для производства продукции (выполнения работы и оказания услуг)   с целью удовлетворения общественных потребностей и получения      прибыли.                

     Фирма - это организационно-экономическая, предпринимательская    форма коллективной деятельности .

     Предпринимательская деятельность фирмы может осуществляться в различных видах: коммерческих, финансовых, производственных, страховых посреднических.

     - Коммерческая фирма занимается торговлей товарами и услугами                 различного назначения.

     - Финансовая фирма получает доход от перепродажи денежных и                финансовых средств обладателя денежных и финансовых средств .

     - Производственная фирма выпускает товар. Это самое сложное   направление, требующее многих финансовых, материальных, творческих и интеллектуальных усилий.

     - Страховая фирма гарантирует страхователю за определённый процент возмещение ущерба застрахованного имущества, ценностей, жизни в результате страхового случае.

     - Посредническая фирма не производит продукцию, а оказывает посреднические услуги. Информация, как фактор посреднического предпринимательства оплачивается в определённом размере.

     Предприятия классифицируются по ряду признаков:

  1. по формам собственности: частные, государственные, муниципальные, смешанные;
  2. по характеру деятельности: производственные, непроизводственные;
  3. по  сфере деятельности: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговое и др.;
  4. по размерам: крупные (более 500 человек), средние (от 200 до 500 человек), малые (до 200 человек);
  5. по получению прибыли: коммерческие, некоммерческие ; 
  6. по признаку доминирующих ресурсов: трудоёмкие, капиталоёмкие, материалоёмкие, наукоёмкие;
  7. по количеству видов производимой продукции: специализированные, многопрофильные;
  8. по организационно-правовым формам: хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, государственные предприятия, муниципальные предприятия.
 
     
    1. Диверсификация, концентрация и централизация  производства

     Процесс диверсификации производства, представляющий собой расширение номенклатуры выпускаемых предприятием изделий или увеличение сфер деятельности фирмы. Диверсифицированное предприятие имеет шансы компенсировать неуспех в одной из областей своей деятельности повышенными доходами в другой.

     Достоинства диверсификации очевидны. Кроме страховки  от неудач в отдельных видах бизнеса, она может способствовать росту  объема продаж, а также получению  ценного опыта при освоении новой  продукции или новых сфер деятельности.

     В то же время диверсификация обычно требует дополнительных затрат (текущих  и, как правило, капитальных). При  этом общие затраты предприятия  распыляются, а управляемость отдельных  видов бизнеса может ослабеть. Естественно, усложняется в этом случае организация производства и  труда.

     Концентрация  производства - изменение масштабов  производства, которое осуществляется за счёт внутренних и внешних источников накопления; рост числа крупных предприятий, сосредоточивающих большие производительные силы. Происходит наряду с концентрацией капитала, что ведёт к укрупнению производства и росту обобществления труда. При концентрации производства размер совокупного капитала в обществе увеличивается за счёт внутренних источников накопления. На уровне предприятия масштабы производства имеют оптимальные размеры, за пределами которых их увеличение становится неэффективным.

     Концентрация  производства может осуществляться в двух основных формах: производство однородной (например, только автомобилей) и разнородной (например, кроме автомобилей  изготовление холодильников, стиральных машин и т.п.) продукции.

     Кроме названных возможна концентрация, основанная на укрупнении универсальных предприятий, объединяющих разнородные и слабо  связанные между собой производства. Однако недостаточный уровень специализации, неодинаковые, как правило, размеры  входящих в состав предприятия производств, сложность организации и управления разнородными структурами делают данную форму концентрации недостаточно эффективной.

     Основными побудительными мотивами реализации процесса концентрации производства являются стремление снизить издержки на единицу продукции (за счет условнопостоянных затрат), увеличить объем продаж, а следовательно, и прибыли, желание выиграть конкурентную борьбу, завоевав максимально возможную долю рынка. 

     
    1. Доходы, прибыль, рентабельность предприятия

     Прибыль занимает важное место в экономической  системе . 

     Прибыль - превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг, это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности прдприятия ( фирмы ) . Определяетса прибыль как разность между выручкой от реализации продукции , работ и услуг и суммой всех затрат предприятия на производство и реализацию .

     Валовая выручка - это полная сумма денежных поступлений от реализации товарной продукции,  работ, услуг и материальных ценностей. Она определяется в фактических ценах реализации на фактический объём реализованной продукции .

     Валовый доход предприятия определяется как разность между выручкой от реализации и материальными затратами. Он равен сумме оплаты труда и прибыли.

     Для оценки уровня эффективности предприятия  используется показатель рентабельности, характеризующий прибыльность или убыточность предприятия за определённый период времени. 

     1.4. Постоянные и переменные издержки предприятия

     Издержки  предприятия - это затраты, равные денежным платежам , которые могут быть получены предприятием за самостоятельно используемые собственные экономические ресурсы  , включая предпринимательство .

     Постоянные  издержки – это издержки, которые не зависят от объёма выпускаемой продукции . Они возникают даже тогда , когда производство ещё не начато . Так до начала производственной деятельности предприятие должно иметь в своём распоряжении такие факторы производства , как здания , машины , оборудование . К таким издержкам относятся : арендная плата , административно-управленческие расходы, амортизация основных средств, страховые взносы , командировочные расходы и др.

     Переменные  издержки - это издержки, которые изменяются в зависимости от объёма производства. К ним относятся: стоимость приобретённых основных и вспомогательных материалов, затраты на энергию, топливо, заработную плату основных рабочих, транспортные услуги, содержание большей части персонала фирмы и т.п. Когда продукция не выпускается, переменные издержки равны нулю, однако по мере роста выпускаемой продукции они снова увеличиваются.  

     1.5. Основные фонды и оборотные средства

     Совокупность  материальных ценностей и денежных средств, используемых  для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности  и экономического стимулирования работников, составляют фонды предприятия. Они делятся на производственные фонды и фонды непроизводственного значения .

     Производственные  фонды обеспечивают функционирование процесса производства и обращения  и одновременно могут существовать в трёх функциональных формах: производительной, товарной и денежной.

     Производительная  форма фондов предприятий включает в себя производственные здания, сооружения, машины и оборудование, незавершённое производство, а также: производственные запасы на складах (сырьё, материалы, полуфабрикаты).

     Товарная  форма представляет собой готовую продукцию, вышедшую из сферы производства. До оплаты покупателя готовая продукция является частью производственных фондов предприятия-изготовителя.

     Денежная форма  производственных фондов - это различные денежные средства, находящиеся на счетах в банках, кассах и на руках подотчётных лиц.

     Другая  часть фондов, существующих в производственной сфере, участвующая в одном производственном цикле и полностью переносящая свою стоимость на готовый продукт, называется оборотными производственными фондами.

     По  натурально-вещественному составу  оборотные фонды включают в себя: предметы труда; быстроизнашивающиеся средства труда и инструменты со сроком службы до одного года; незавершённое производство; средства, авансированные на оплату труда. В числе обобщающих показателей использования оборотных фондов относится материалоёмкость продукции. 

     1.6. Точка безубыточности (график  безубыточности с  формулами)

     Точка безубыточности определяет, каким должен быть объем продаж для того, чтобы предприятие работало безубыточно, могло покрыть все свои расходы, не получая прибыли.

     График безубыточности - график, показывающий, какой уровень дохода от продаж должен быть достигнут, чтобы полностью покрыть постоянные и переменные издержки.

     Для расчета точки безубыточности используются простые соотношения, основанные на балансе выручки:

Информация о работе Предприятие, сущность основные понятия, история экономической теории