Предприятие в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 23:51, контрольная работа

Описание

Предприятие — это учреждение в форме фабрики, шахты, фермы, магазина, которое выполняет одну или несколько специфический функций по производству и распределению разнообразных товаров и услуг. Предприятие выступает в качестве товаропроизводителя, а следовательно, решает ряд взаимосвязанных задач: получение прибыли, обеспечение потребителей продукцией, выполнение своих обязательств перед государством, соблюдение стандартов, нормативов.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 26.69 Кб (Скачать документ)
 

Введение

     Экономика любой страны представляет собой  сложный экономический механизм, различные элементы которого взаимодействуют между собой и обусловливают взаимное развитие друг друга. Она представляет собой огромное число хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм, организаций), создающих разнообразные товары и услуги.

     Предприятие — это учреждение в форме фабрики, шахты, фермы, магазина, которое выполняет одну или несколько специфический функций по производству и распределению разнообразных товаров и услуг. Предприятие выступает в качестве товаропроизводителя, а следовательно, решает ряд взаимосвязанных задач: получение прибыли, обеспечение потребителей продукцией, выполнение своих обязательств перед государством, соблюдение стандартов, нормативов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Предприятие в  условиях рынка  

     Промышленность, как любая отрасль национального  хозяйства, представляет собой систему, состоящую из элементов (предприятий, фирм, объединений и т.д.), в каждом из которых для обеспечения заданных целевых программ сосредотачивается  совокупность материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В свою очередь, элементы (составные части) таких  систем являются целостными в производственно-техническом, социальном и кибернетическом (с  общими закономерностями процессов  управления и передачи информации) отношении системами более низкого  порядка. Их характерные признаки: наличие  ресурсов, природной среды и возмущающих  воздействий, четко выделяемые части (подсистемы) с наличием цели (программы) и критерия оценки функционирования, иерархической структуры построения (управления) с внешними и внутренними  связями.

     Каждая  из этих систем (предприятий и т.п.) использует для выпуска конкретного  вида продукции, выполнения работ или  оказания услуг совокупность определенных ресурсов, имеющих свою специфику, обусловленную  особенностями деятельности, технологию производства и разделение труда. Вместе с тем, предприятие как система  характеризуется и наличием связей между образующими ее элементами (цехами, участками и т.п.), внешней  окружающей средой, во взаимодействии с которой проявляется ее целостность.

     Таким образом, в системе общественного  разделения труда предприятие (фирма) является обособленным хозяйствующим  субъектом (производственно-хозяйственной  единицей), предназначенным для производства полезных для общества благ. Это  и коллектив работников, использующий имеющиеся ресурсы, объединенный общностью  интересов и общественными отношениями  в определенных целях - изготовления продукции, выполнения работы, услуг.

1.2 Основные признаки и условия хозяйствования предприятия 

    Предприятие экономически самостоятельно и обособленно, имеет конкретного собственника, в качестве которого могут выступать  индивидуальный владелец, группа физических лиц (членов товарищества, акционеров и т.п.), организации (союзы, ассоциации, фонды), государство и муниципалитет.

    Если  не брать во внимание все разнообразие видов продукции (работ, услуг), производимых конкретными предприятиями, можно выделить общие черты, которые свойственны всем им:

    1. Организационное единство, т.е. определенным  образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления, объединенный общим процессом труда.

    2. Определенный комплекс средств  производства. Совокупность средств  производства для каждого предприятия,  производящего определенный вид  продукции или услуг, имеет  свои особенности, специфику технологии. Предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли.

    3.  Обособленное имущество: предприятие  имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях.

    4. Имущественная ответственность:  предприятие несет полную ответственность  всем своим имуществом по различным  обязательствам.

    5. Предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых административных формах управления.

    6.  Выступает в хозяйственном обороте  от собственного имени.

    7. Экономически самостоятельно и  обособленно, осуществляет самостоятельно  оперативную хозяйственную деятельность, различного вида сделки и операции, получает прибыль, несет убытки, за счет прибыли обеспечивает  финансовое положение и дальнейшее  развитие производства.

    Совокупность  и единство признаков придают  определенность и целостность предприятию  как особому, отдельному звену хозяйственной системы. 
 
 

1.3 Среда функционирования предприятия 

     Среда функционирования предприятия представляет собой совокупность субъектов хозяйствования, их взаимосвязей, инфраструктурных звеньев  и условий их деятельности. Изучение этой среды связано с тем, что  субъекты хозяйствования функционируют  не изолированно, а взаимодействуют  между собой, с органами государственного управления и т.д., то есть осуществляют свою деятельность во внешней среде

     В общем внешнюю среду организации  можно охарактеризовать как всю  совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники  трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные  явления.

     Поскольку факторы внешней среды имеют  различную силу влияния на организацию, их разделяют на прямые и косвенные  факторы, а всю внешнюю среду  на среду прямого и косвенного действия.

     Потребители - это те лица, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы производимыми  организацией товарами или услугами. Необходимость удовлетворять потребности  покупателя влияет на процессы внутри организации, так как количество потребителей определяет, в конечном итоге, необходимые производственные ресурсы, а характеристика потребителей (какие они) - необходимый ассортимент  товаров и услуг и их качество. Принципиально всех потребителей можно  разделить на четыре большие группы:

  • конечные потребители, или население;
  • промышленные потребители, представители различных отраслей хозяйства;
  • посредники или торговые организации, которые приобретают товар для перепродажи;
  • государство, как хозяйствующий субъект.

     Важной  составляющей внешней среды являются конкуренты. Каждый руководитель должен осознавать, что если он не будет  удовлетворять своих потребителей также эффективно (с определенными  качеством и ценой), как и его  конкуренты, то долго предприятие  в рыночных условиях существовать не сможет. Под конкурентами подразумеваются  не только те компании, которые предлагают такие же товары, но с другой маркой, но и компании, выпускающие заменители. Таким образом, у любой организации  существуют два вида конкурентов:

  • прямые конкуренты - производители аналогичных товаров;
  • косвенные конкуренты - производители заменителей.

     Для ведения хозяйственной деятельности каждой компании нужны внешние поставки: сырье, материалы, трудовые ресурсы, капитал. В этом случае возникает прямая зависимость  между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих поставки указанных  ресурсов. На рынке закупок организацию  больше всего интересуют условия  получения ресурсов, а именно: цена, качество и условия поставки (сроки, объемы, условия платежа и т. д.). Именно эти тенденции на рынке  закупок влияют на общий товарооборот предприятия.

     Некоторые общественные организации также  оказывают непосредственное влияние  на деятельность предприятий. Хорошо известно влияние профсоюзных организаций, которые борются за права работников, тем самым устанавливая баланс отношений  между собственниками и наемными рабочими. Расширяется влияние организаций, борющихся за права потребителей и за экологическую чистоту. Так, например, в 1992 г. в России был принят Закон о защите прав потребителей, который усилил позиции общественных организаций, защищающих права потребителей на покупку качественных товаров и на получение достоверной информации.

     Государство оказывает воздействие на организации  преимущественно через законодательное  регулирование деятельности. Количество и сложность законов, непосредственно  посвященных бизнесу, резко возросли. Претерпевают изменения различные  формы отчетности предприятий и  организаций, изменяется налоговое  и таможенное регулирование.

     Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать  непосредственного и немедленного влияния на деятельность, но, тем  не менее, в перспективе могут  сказываться на ней. Здесь речь идет о состоянии экономики в целом, научно-техническом развитии, социокультурных  и политических изменениях.

    В целом всю внешнюю среду можно  охарактеризовать следующим образом.

  1. Существует взаимосвязь факторов среды или сила воздействия, с которой изменение одного фактора будет действовать на другие.
  2. Среда представлена большим количеством разнообразных факторов, влияющих на организацию, что показывает ее сложность.
  3. Среда характеризуется большой степенью изменчивости или подвижности.
  4. Большое количество факторов и их изменчивость приводят к тому, что теряется точность информации о процессах, происходящих в среде, что повышает неопределенность среды и усложняет процесс принятия решений.
 

     Внутренняя  среда предприятия представляет собой совокупность условий и  системы взаимосвязей между подразделениями  субъекта хозяйствования, позволяющих ему эффективно реализовать цели своей деятельности. Учет особенностей и факторов внутренней и внешней среды предприятия способствует повышению адаптивности и гибкости субъекта хозяйствования, а также обеспечению эффективности протекающих в его рамках экономических процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий  субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий деятельность на свой риск и под свою имущественную  ответственность с целью получения  прибыли, которая является результатом  реализации продукции (работ, услуг) и  удовлетворения социальных и экономических  потребностей общества.

     Учет  особенностей и факторов внутренней и внешней среды способствует повышению адаптивности и гибкости субъекта хозяйствования, а также  обеспечению эффективности протекающих  в его рамках экономических процессов.

     Факторы внутренней и внешней среды взаимосвязаны. Эта взаимосвязь отражает степень, с которой изменение одного фактора  вызывает немедленное воздействие  на характер проявления другого фактора. Поскольку одной из значимых характеристик, определяющих стратегию и тактику  субъекта хозяйствования, является его  зависимость от внешней среды, то определение и ранжирование данных факторов становятся важной составляющей в механизме принятия управленческих решений. Например, внедрение новой  автоматизированной технологии может  обеспечить предприятию ощутимое конкурентное преимущество. Однако, чтобы предприятие  могло освоить новую технологию, требуется персонал с определенными  навыками и опытом работы и данной сфере, пересмотреть организационные  связи внутри предприятии и функциональное распределение обязанностей в соответствующих  подразделениях. 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 

  1. Бабук И.М. Экономика предприятия: учеб. пособие для студентов технических специальностей / И.М. Бабук. - Мн.: "ИВЦ Минфина", 2006. Головачев А.С. Экономика предприятия. В 2 ч. Ч.2: учеб. пособие / А.С. Головачев. - Мн.: Выш. шк., 2008.
  2. Ильин А.И. Экономика предприятия: учеб. пособие / А.И. Ильин, В.И. Станкевич, Л.А. Лобан; под общ. ред.А.И. Ильина. - 4-е изд., стер. - М.: Новое знание, 2006.
  3. Семенова В.М. Экономика предприятия: Учеб. для вузов / В.М. Семенова. - Спб.: Питер, 2005.
  4. Титов В.И. Экономика предприятия / В.И. Титов. - М.: Эксмо, 2008.

Информация о работе Предприятие в условиях рынка