Прибыль и издержки производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание

Основную цель деятельности любого производителя (фирмы, делового предприятия) составляет максимизация прибыли. Возможности её получения ограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом на произведённую продукцию. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или приведения дорогостоящих рекламных кампаний для привлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п. Но все подобные шаги носят всё же тактический характер и, в конечном счете, подчинены решению главной стратегической задаче – получение возможно большей прибыли.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 304.50 Кб (Скачать документ)

      

 

     Рис. 1. Постоянные, переменные и общие  издержки фирмы 

     Деление издержек на постоянные и переменные является в определенной степени  условным. Действительно, в течение некоторого времени, которое называют коротким, или краткосрочным периодом, часть издержек фирмы не изменяется. Так, число установленных единиц оборудования, машин, площадь производственных помещений может не изменяться в течение года и затраты амортизационных отчислений будут постоянными в течение этого периода. Но если в следующем году фирма установит дополнительное оборудование, то величина названных отчислений изменится. Продолжительный, или длительный, период требуется для освоения производственных мощностей.

     Количество  других потребляемых ресурсов (материалов, сырья, труда) можно быстро изменить. В приведенном примере в первый год можно организовать работу оборудования в дополнительную смену, что позволит увеличить переменные издержки фирмы и выпуск продукции. Существующие мощности в краткосрочном периоде можно использовать с различной интенсивностью, в долгосрочном периоде можно изменить их величину.

     Таким образом, в краткосрочном периоде  издержки фирмы делятся на постоянные и переменные, в долгосрочном потребление всех видов ресурсов изменяется, и все издержки фирмы становятся переменными.

     Из  вышесказанного следует, что краткосрочный  и долгосрочный периоды представляют собой не конкретные по продолжительности  отрезки времени, а экономические понятия.

     Каждая  фирма стремится снизить общие  затраты на производство продукции. Экономисты постоянно анализируют  существующие возможности снижения затрат и используют все доступные  средства для снижения средних издержек, или издержек в расчете на единицу продукции. Средние издержки сравнивают с ценой изделия.

     Средние постоянные издержки (AFC) определяются путем деления общих постоянных издержек (TFC) на объем произведенной продукции Q, т.е.     

     Поскольку величина постоянных издержек не зависит от объема производства и в краткосрочном периоде является фиксированной величиной, то с увеличением объема выпуска постоянные издержки распределяются на все большее количество продукции и, следовательно, снижаются. Рассмотрим пример. Если общие постоянные издержки фирмы составляют 100 руб., то при производстве двух изделий постоянные затраты на одно изделие равны 50 руб.; при производстве трех изделий - 33,33 руб.; при производстве четырех изделий - 25 руб., и т.д. Предприниматели называют постоянные издержки накладными расходами. По мере того как постоянные издержки распределяются на все большее количество продукции, кривая средних постоянных издержек "приближается" к оси выпуска (рис. 2). 

      

 

     Рис. 2. Кривые средних издержек 

     В экономической теории средние постоянные издержки обязательно включаются в средние общие издержки производства. На практике многопродуктовая фирма (фирма, выпускающая несколько изделий) в издержки производства одних продуктов включает часть своих постоянных издержек, в издержки производства других продуктов может не включить их вообще. Подобное распределение постоянных издержек обусловлено складывающейся рыночной конъюнктурой: спрос на одни виды продукции растет и их цена возмещает повышенные (в части постоянных) издержки производства; спрос на другие продукты снижается и, чтобы реализовать предлагаемый объем такой продукции, приходится снижать цену. Если цена на конкретную продукцию не возмещает части затрат, фирма не включает постоянные издержки в общие издержки производства продукции, спрос на которую уменьшается.

     Средние переменные издержки (AVC) определяют делением общих переменных затрат (TVC) на объем произведенной продукции:

     

     Экономисты  проанализировали динамику средних  переменных издержек по производству товаров в различных отраслях и выявили следующую общую закономерность их изменения. При малых объемах производства средние переменные издержки сначала снижаются, достигают минимального значения при некотором объеме выпуска, а затем начинают расти по мере дальнейшего увеличения производства.

     Чтобы проследить за изменением средних переменных издержек, предположим, что производственные мощности фирмы, т.е. количество установленных  машин, оборудования и т.п., остаются неизменными. Фирма постепенно расширяет производство. При малых объемах выпуска оборудование будет недогружено, а количество используемых переменных ресурсов недостаточно для полной его загрузки. Поэтому производство будет дорогостоящим и переменные издержки на единицу изделия высокими. По мере расширения производства и более полного использования оборудования переменные издержки в расчете на единицу продукции будут снижаться. При некотором оптимальном объеме выпуска будет обеспечено столь интенсивное использование всех факторов производства, что средние переменные издержки станут минимальными и уменьшить их в условиях используемой технологии, техники и организации производства окажется невозможным. Но если фирма продолжит увеличивать выпуск, то на каждую последующую единицу продукта будет затрачиваться возрастающий объем переменных ресурсов. Изменение средних переменных издержек в зависимости от объема выпуска иллюстрируется кривой AVC (рис. 2).

     Средние общие, или валовые, издержки определяются делением суммы общих издержек (TC) на объем произведенной продукции или сложением средних постоянных и средних переменных издержек для любого из возможных объемов производства:

     

     Средние общие издержки при малых объемах  производства снижаются, достигают  минимального значения при оптимальном объеме выпуска и далее с ростом выпуска начинают увеличиваться. Такая закономерность изменения общих средних затрат предопределяется характером изменения средних постоянных и средних переменных затрат. На рис. 2 такая зависимость представлена кривой ATC.

     Рассмотрим  таблицу 1.

Таблица 1
Динамика  общих и средних издержек фирмы  в краткосрочном периоде
Объем продукции Q Постоянные  затраты     FC Переменные  затраты     VC Общие затраты  TC Средние постоянные затраты   AFC Средние переменные затраты  AVC Средние общие  затраты ATC Предельные  затраты    MC
1 2 3 4 5 6 7 8
0 100 0 100 100 0 100  
1 100 90 190 100 90 190 90
2 100 170 270 50 85 135 80
3 100 240 340 33,33 80 113,33 70
4 100 300 400 25,00 75 100,00 60
5 100 370 470 20,00 74 94,00 70
6 100 450 550 16,67 75 91,67 80
 

     Общие затраты для каждого объема выпуска (колонка 4) получаем, суммируя постоянные и переменные затраты фирмы (колонка 2 плюс колонка 3). Средние постоянные затраты определяем делением постоянных затрат (колонка 2) на выпуск (колонка 1). Средние переменные затраты определяем делением переменных затрат (колонка 3) на выпуск (колонка 1). Средние общие затраты определяются делением общих затрат (колонка 4) на выпуск (колонка 1). Предельные издержки, например 2-й единицы продукта, равны разности общих издержек производства одного изделия (колонка 4), и так для каждой последующей единицы изделия.

     Средние общие издержки сравнивают с ценой  продукта. Если цена больше средних  общих издержек, фирма получает экономическую  прибыль; если цена меньше средних общих издержек, фирма терпит убытки. Если цена продукции равна средним общим издержкам, то фирма находится в состоянии равновесия, не получает ни прибыли, ни убытков, ее выручка равна общим издержкам.   

     В экономическом анализе широко используется понятие предельных издержек (MC). Предельные издержки равны дополнительным, или добавочным, издержкам на производство еще одной единицы продукции. Например, фирма увеличивает производство со 100 до 101 единицы продукта. Известны общие затраты для производства обоих объемов производства. Предельные издержки на производство дополнительного 101-го продукта определяются разностью общих затрат фирмы на производство 101 изделия и общих затрат на производство 100 изделий. В приведенном определении предельных издержек объем выпускаемой продукции изменяется на еще одну единицу продукции. Если продукция делима и ее выпуск изменяется не на единицу, а на некоторый объем ∆Q, то определяют изменение общих затрат ∆TC. В данном случае предельные издержки измеряют отношением прироста общих издержек к вызвавшему его приросту выпуска:

     

           Изменение общих  издержек можно определить по изменению  общих переменных издержек. Так как  постоянные издержки фирмы при производстве любого объема равны одной и той же величине, а общие издержки равны сумме постоянных и переменных, то изменение общих издержек равно изменению переменных.

           Используя понятие  предельных издержек, можно всегда определить, какой объем дополнительных ресурсов придется израсходовать для последовательного расширения производства на одну, две и т.д. единицу изделий, сравнить предельные издержки с выручкой от реализации каждой дополнительной единицы изделия. Предельные издержки учитывают, принимая решения относительно того, какой объем продукции следует производить.

           На величину общих  и средних издержек фирмы оказывают  влияние два основных фактора: применяемая  технология и цены ресурсов. Использование  новой эффективной технологии позволяет  снизить затраты. 
 
 

        
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Экономические формы прибыли предприятий 

      Финансовый  результат деятельности предприятия  характеризуется объёмом реализации, затратами на производство продукции, внереализационными доходами, налоговыми отчислениями и прибылью.

              Прибыль является основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий всех видов, независимо от их организационной формы. Прибыль представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учётом убытков от различных хозяйственных операций. Имеет место балансовая, валовая, налогооблагаемая и чистая виды прибыли.

  1. БАЛАНСОВАЯ

           Включает прибыль  от реализации продукции, иных материальных ценностей, от внедрения внереализационных  операций. К данным операциям относятся: долевое участие в совместных предприятиях; сдача имущества в аренду; дивиденды по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащих предприятию и другого рода деятельности.

     Балансовая  прибыль является источником распределения  и использования средств предприятия.

  1. ВАЛОВАЯ

     Валовая отличается от балансовой прибыли тем, что при включении в валовую  прибыль прибыли от реализации Основных Фондов и иного имущества, учитывается  превышение между продажной ценой  и первоначальноё или остаточной стоимостью этого имущества. При этом указанная первоначальная или остаточная стоимость умножается на индекс инфляции. В прибыль валовую, в отличие от балансовой, так же включается сумма превышения расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, над их нормируемой величиной.

     В составе валовой прибыли учитывается  прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего, валовой доход от реализации товарной продукции, исчисленный путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов. Выручка от реализации товарной продукции - основная часть валового дохода.

Информация о работе Прибыль и издержки производства