Причины милитаризации экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:46, контрольная работа

Описание

Милитаризация экономики пожирает огромные материальные средства, снижает жизненный уровень, ложится тяжелым бременем на плечи людей труда. Империализм виновен в том, что величайшие достижения науки и техники, которые открывают новые горизонты перед человечеством, обращены на цели разрушения, в то время как сотни миллионов людей страдают от голода и нищеты.

Содержание

1. ПРИЧИНЫ ТЕНДЕНЦИИ К МИЛИТАРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 3
2. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ 6
3. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РОССИИ 12
4. ДОБРОВОЛЬНЫЙ БАРТЕР 14
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 16
6. ИЗБЫТОЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ 19
7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 21
8. ДВУХУРОВНЕВАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

    В последствии в России произошел переход от социализма к капитализму.

    В России появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.

    Приватизация  скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг  одного из главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей.

    На  начало 2008 года — на повестке дня  — те же проблемы: теперь уже приватизация социальных услуг, социальных гарантий государства, поскольку явно видна несостоятельность государственного управления социальной сферой. И новым инструментом приватизации, вероятно, будут персонифицированное бюджетное финансирование (государственные именные финансовые обязательства — ГИФО), или по другому — Государственные сертификаты (например Родовой сертификат и др.), которые позволят (при сохранении государственного финансирования) работать в сфере услуг частным предприятиям.

    Около 80 % граждан России в 2008 году продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или иной степени к пересмотру её итогов.

    Большая часть населения России негативно  относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических  опросов, около 80 % россиян считают  её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90% россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путём (с этой точкой зрения также согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности. 

 

  1. ИЗБЫТОЧНАЯ  ЗАНЯТОСТЬ
 

    Трудоизбыточные предприятия в России – весьма загадочный феномен, что подтверждают как масштабы данного явления (по ряду оценок, трудоизбыточные предприятия составляют 2/3 промышленных предприятий), так и степень экономического благополучия таких предприятий. Представляется, что они напрочь выпадают из стереотипа рационального экономического поведения, предполагающего увязку количества и качества рабочей силы с объемами производства. Но тем не менее избыточная занятость стала одной из характерных черт экономического поведения предприятий в период их адаптации к рыночным условиям.

    Проблема избыточной занятости затронула предприятия всех форм собственности, отраслей и размеров. Финансовые успехи обследованных предприятий весьма трудно оценивать из-за воздействия инфляционного фактора. Чтобы абстрагироваться от него, в анализе используются косвенные показатели успешной деятельности предприятий: сальдо взаимных долгов, трудности с выплатой заработной платы, реальность угрозы банкротства, относительный уровень заработной платы и т. д.

    Наиболее  рельефно выступают две главные  причины избыточной занятости: патернализм и ожидание роста спроса на выпускаемую продукцию. К тому же поведение предприятий на рынке труда определяется соотношением между «издержками неравновесия» (придерживания лишних работников) и «издержками приспособления» (освобождения от этих работников), которое определяет скорость рассасывания избыточной занятости: в среднем издержки приспособления, связанные с сокращением определенного числа работников в течение некоего периода времени, в 4-8 раз превосходят издержки неравновесия, связанные с придерживанием в течение того же периода эквивалентного числа «лишних» работников. Все это позволяет сделать вывод о том, что при условии стабилизации производства процесс рассасывания избыточных запасов рабочей силы может занять от 1 до 3 лет.

    Однако впечатление устойчивости и масштабности проблемы трудоизбыточности несколько преувеличено. Во многом оно возникает из-за того, что падение занятости просто «не поспевает» за падением объемов выпуска. Поэтому стабилизация производства оказывается важнейшим условием снятия «навеса» избыточной занятости. При возобновлении экономического роста он стал бы подтачиваться одновременно с двух сторон растущим выпуском и продолжающей снижаться занятостью. Таким образом, избыточная занятость - это не «раковая опухоль», не поддающаяся лечению и однозначно свидетельствующая о нерыночном поведении российских предприятий, а, скорее, динамический феномен, масштабы которого могли бы быть резко сокращены за достаточно небольшой промежуток времени, если бы российской экономике удалось выйти на траекторию экономического роста. 

 

    1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
 

    На  протяжении ХХ столетия формировалась  и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее  значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

    Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:

  • обеспечение необходимых темпов роста
  • сглаживание циклических колебаний
  • поддержание занятости
  • стимулирование научно-технического прогресса и т.д.

    Данная  форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий  и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры:

  • энергетика
  • транспорт
  • связь

    Но  не только это: государства осваивают  программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.

    Располагая  финансами, государство выступает  по отношению к частному сектору  в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

    К проблемам, решаемым государственным  предпринимательством, относятся также:

  • предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,
  • помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,
  • проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,
  • увеличение числа рабочих мест,
  • охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,
  • строительство очистных сооружений,
  • развитие фундаментальных научных исследований,
  • производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

    Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

    Для последних десятилетий стало  характерным формирование смешанных  государственно-частных предприятий  и корпораций, имеющих акционерную  форму.

    Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.

    Если  исходить из мирового опыта, то все  задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

  1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
  2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.
  3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.
  4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
  5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.
  6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

    Ни  одна из перечисленных задач не может  быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно  государства. 

 

    8.  ДВУХУРОВНЕВАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

 

    Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между  банками в двух плоскостях: по вертикали  и по горизонтали. По вертикали –  отношения подчинения между Центральным  банком как руководящим, управляющим  центром и низовыми звеньями – коммерческими и специализированными банками; по горизонтали – отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями. Центральный банк остается банком в полном смысле этого слова центральным только для двух категорий клиентов – коммерческих и специализированных банков и правительственных структур, причем преобладающими становятся функции банка банков и управления деятельностью банковских учреждений в целях регулирования и контроля за функционированием рынка кредитно-финансовых услуг.

    Банковская система сегодня - одна  из  важнейших  и  неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и  товарного производства и  обращения  исторически шло параллельно и тесно  переплеталось.  При этом банки,  выступая посредниками   в   перераспределении  капиталов, существенно повышают общую эффективность производства. Как и в  других странах,  банки в РФ не отвечают  по  обязательствам  государства,   а государство     по    обязательствам   банков,     кроме     случаев, предусмотренных законодательством,   или  когда  банки  и  государство принимают на себя такую ответственность. Банковская система состоит их двух  блоков.  Первый  -  Государственный  банк  РФ.   Второй  блок - коммерческие банки.

Информация о работе Причины милитаризации экономики России