Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:38, контрольная работа
Прежде чем ответить на главный вопрос, поставленный в данной работе, а именно, «Приоритетные направления вмешательства государства в экономику в условиях макроэкономического кризиса» необходимо акцентировать внимание на особом субъекте экономических отношений – государстве и его необходимой в условиях переходной экономики.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет»
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
Погорелов Сергей Александрович
Приоритетные
направления вмешательства
ЭССЕ
студента 3 курса ОЗО
по специальности 080101 – Экономическая теория
Ростов-на-Дону – 2012
Прежде чем ответить на главный вопрос, поставленный в данной работе, а именно, «Приоритетные направления вмешательства государства в экономику в условиях макроэкономического кризиса» необходимо акцентировать внимание на особом субъекте экономических отношений – государстве и его необходимой в условиях переходной экономики.
Здесь берет свое начало главное противоречие, заключающееся в либерализации вмешательства государства в экономику (отказ от государственной монополи на ведение тех или иных видов деятельности, поощрение конкуренции) с одной стороны и оттеснение его к роли «ночного сторожа», в связи с переходом от директивно-плановой экономики к рыночной. С другой – оно осуществляет руководящие функции, которые обусловливают такой переход на законодательном уровне, что говорит об усилении государственного регулирования экономики.
Такое усиление вызывается необходимостью выполнения государством ряда своих целей:
- экономические – экономическое развитие производства, управление государственным сектором, повышение уровня благосостояния нации, обеспечение экономики необходимым количеством денег и др.
- социальные – защита трудовых отношений, поддержка производства общественных товаров
- политические, выражающиеся во внешних отношениях (например, устранение или компенсация внешних эффектов).
Также для освещения усиления роли государства необходимо обратить внимание непосредственно на функции, т.е. на те приоритетные задачи, которые возлагаются на государство в данный период. Среди них можно выделить приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора, определение приоритетов макроэкономического развития, регулирование совокупного спроса и совокупного предложения, проведение денежной и бюджетной политики в целях стабилизации экономики, обеспечение социальных ценностей и др.
Таким образом, целесообразно говорить о том, что де-юре происходит уменьшение степени государственного вмешательства, переход от государственного метода хозяйствования к его регулированию, чего требует рыночная экономика. Однако, де-факто проведение экономических преобразований увеличивает роль государства с ее качественным смещением.
Существует четыре основных направления государственного регулирования переходной экономики:
- государственные капитальные вложения, осуществляемые за счет государственного федерального бюджета, а также счет бюджета субъекта государства.
- налоговые инвестиционные льготы - осуществленные предприятиями любых форм собственности инвестиции в производственные и непроизводственные фонды вычитаются из налогооблагаемой прибыли в больших размерах;
- инвестиционные кредиты, т.е. предоставления долгосрочных банковских займов для предпринимательства на выгодных условиях в целях, например, модернизации предприятия, зачастую, с оказанием со стороны кредитной организации помощи в реализации инвестиционного проекта.
2. Регулирование рынка сбыта через:
- государственные закупки (например, продовольствия), государственный заказчик делает акцент на проблемных производствах, тем самым уменьшая риск несостоятельности коммерческой организации;
3. Регулирование рынка рабочей силы. Данное направление особенно нуждается в регулировании со стороны государства, т.к. характерной чертой переходной экономики является рост уровня безработицы, вызванной, в частности, масштабной приватизацией государственной собственности.
4. Стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), что является неотъемлемой чертой нормального функционирования рыночной экономики и повышению конкурентоспособности конечного отечественного продукта.
Достижению указанных
Сюда относятся фискальная политика, применение которой в зависимости от ситуации на рынке может оказывать как стимулирующее воздействие на производителей и потребителей, так и невыгодное, тормозящее. В связи с тем, что налоги по большей части формируют государственный бюджет, а при переходной экономике государственные затраты возрастают, то государство может пойти на их увеличение, с целью покрытия дополнительных расходов (например, госзакупки), что сокращает вероятность дефицитного бюджета.
Проведение денежная политики, также является одним из средств регулирования и выражается в политике воздействия государства на денежную массу через куплю-продажу государственных ценных бумаг, денежно-кредитную эмиссию и регулирование нормы банковских резервов. Через индуцированные инвестиции, расширение совокупного спроса на основе бюджетной экспансии государство влияет на объем и динамику национального производства. Жесткая денежная политика (монетарное регулирование экономики) играет важнейшую роль в стабилизации инфляции.
Инструментами регулирования также выступают политика регулирования доходов, которая становится основным средством борьбы с инфляцией через регулирование денежного спроса населения и производителей. Социальная политика - система индексации фиксированных доходов, в том числе пособий по безработице и государственных пенсий и установления прожиточного минимума или МРОТ, внешнеэкономическая политика (торговля, валютное регулирование, регулирование ввоза импортной продукции посредством квот, лицензий и т.д.).
Исходя
из всего вышесказанного, можно сделать
вывод о том, что при переходной
экономике происходит переход от
административных методов государственного
регулирования к экономическим (бюджетно-налоговую,
денежно-кредитную системы). Возникает
необходимость в
Структурная политика в переходный период направлена на создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства с целью защиты отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или обслуживающих национальные интересы
Институциональные
преобразования включают разработку рыночного
законодательства и контроль за его
применением; изменение отношений
собственности, формирование новых
хозяйствующих субъектов