Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 18:13, курсовая работа
Распад Советского Союза повлёк за собой крушение устоявшихся социальных, производственных, экономических и других систем, соединяющих страну в одно целое.
Введение 3
Глава 1. Содержание приватизации 6
1.Понятие и пути разгосударствления. Самоуправление предприятием и приватизация 6
2.Сущность и формы приватизации 9
Глава 2. Этапы приватизации и разгосударствления в России 15
1.Акционирование и ваучерная приватизации 15
2.Итоги приватизации 22
Глава 3. Опыт зарубежных стран 27
1.Опыт ваучерной приватизации 27
2.Опыт платной приватизации 28
3.Приватизация во Франции 31
4.Приватизация в Германии 32
5.Приватизация в Испании 34
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Содержание
Глава
2. Этапы приватизации и разгосударствления
в России
Глава
3. Опыт зарубежных стран
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Мы живем в период, когда осуществляется переход от командной экономики к рыночной. Одной из главных составляющих проводящихся реформ стала приватизация. Правительство с самого начала взяло курс на приватизацию, пытаясь в короткий срок образовать систему экономических отношений и форм собственности, которая сможет удовлетворить политическую систему в государстве. Эта ситуация очень похожа на ситуацию сложившуюся после октябрьской революции, когда образовавшаяся политическая система в короткие сроки строила необходимую ей экономическую систему но тогда процесс шел в обратном направление.
Распад Советского Союза повлёк за собой крушение устоявшихся социальных, производственных, экономических и других систем, соединяющих страну в одно целое. Разразившийся экономический кризис грозил нашей стране крупными потерями как денежных, так и природных ресурсов. Страна не могла содержать многие предприятия за свой счёт, и они могли просто потерять свою работоспособность.
Одной из мер по решению главных экономических задач, - перехода к рыночной экономике и выхода из финансового кризиса, - стало решение взять курс на приватизацию государственного имущества. Термин «приватизация» в официальных документах конкретных стран трактуется также по разному. Например, в Румынии под «приватизацией» подразумевается выпуск ценных бумаг с учетом оценки имущества предприятия, в Англии «приватизация» означает сокращение участия государства в капитале предприятия до уровня менее 50%, а в некоторых других странах (Малайзия, Турция и т.д.) «приватизация» признается и при сохранении государством большей части активов в своей собственности. В Польше «приватизация» означает преобразование собственности государственных предприятий в частную, акционерную, кооперативную, смешанную и другие формы собственности.
В
целом объективные условия
Приватизация государственных предприятий, которые не являются в конкретный момент приоритетным в макроэкономической политике правительства, обычно обеспечивает резкое повышение эффективности производства. Другой причиной проведения приватизации предприятий во многих странах оказывается необходимость финансирования дефицита бюджета при ограниченности традиционных источников поступлений. Еще одной инициирующей приватизацию причиной может быть необходимость выполнения правительствами условий по принятым долговым обязательствам.
Выбрана данная тема потому, что я считаю, что она в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других развитых странах.
Что же такое приватизация и разгосударствление? Каковы их черты? Как они проводилась в различных странах, каковы их итоги? Поэтому в курсовой работе сделана попытка разобраться в данной проблеме и ответить на ряд вопросов:
1.Понятия приватизации и разгосударствления.
2.Подходы к рассмотрению приватизации, принципы и модели приватизации.
3.Приватизация в России и странах Западной Европы – во Франции, в Германии, в Испании.
Обратимся
к написанию курсовой работы.
Глава
1. Содержание приватизации
1.1
Понятие и пути
разгосударствления.
Самоуправление предприятием
и приватизация
В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.
Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике1.
Кроме
того, разгосударствление означает снятие
с государства большинства
Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.
Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.
Основными способами разгосударствления являются:
1) либерализация рынков;
2) коммерциализация;
3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);
4) денационализация.
Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами2. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о:
1) снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов;
2) о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки.
Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.
Коммерциализация государственных предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма3. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.
Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения4.
И еще один способ разгосударствления – это денационализация государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер5. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.
Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.
Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов.
Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности не изменяется (в отличие от процесса приватизации).
В
экономической теории и практике
современный процесс
1.2
Сущность и формы
приватизации
Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ" от 3.07 1991г. понимает под приватизацией "приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятии, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий"6.