Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 01:05, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, её зарождение, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Объектом исследования настоящей работы является проблемы налоговой системы России.
Задачей данной работы является рассмотрение современной налоговой системы РФ, ее проблемы, определение основных налогов, собираемых на территории России, их сущность и функции.
Введение.
Глава 1. История возникновения налогов и налогообложения.
Глава 2. Налоги в экономической системе общества.
2.1. Понятие и сущность налогов.
2.2. Функции налогов.
2.3. Классификация налогов.
2.4. Принципы налогообложения.
2.5. Структура и способы взимания налогов.
2.6. Основные налоги, собираемые на территории России.
Глава 3. Проблемы налоговой системы Российской Федерации.
Заключение.
Налоговая статистика.
Список используемых источников и литературы.
Налогоплательщиками НДС признаются:
организации;
индивидуальные предприниматели;
лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской федерации, определяемые в соответствии с таможенным кодексом РФ.
Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая стоимость на каждой стадии движения товара от производства до конечного потребителя, т.е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.
Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.
Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации.
Освобождаются от платы налога на добавленную стоимость научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования, ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, а также соответствующих предприятий, услуги по содержанию детей в детских садиках.
Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачивается покупателем. Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории Российской Федерации предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость. Ставки акцизов утверждаются Правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.
Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения.
Современные принципы налогообложения таковы:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов.
2. Налогообложение должно носить однократный характер.
3. Обязательность уплаты налогов.
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
6. Разумное сочетание прямых и косвенных налогов.
7. Использование систему налоговых льгот.
8. Четкое разделение налогов по уровням государственного правления: федеральные, региональные и местные.
Исходя из трех направлений налоговой политики государства:
политика максимизации налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно»;
политика установления разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства путем обеспечения благоприятного налогового климата;
политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения.
В странах с развитой экономикой преобладают два последних направления. Для России характерен первый, фискальный тип налоговой политики, при котором государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.
Исторический опыт показывает, что налоговая политика Российской империи не основывалась на принципах экономической теории. Величина обобществляемых через налоги средств не соизмерялась с экономико-финансовыми возможностями непосредственных производителей. Установление и сбор налогов всегда носил фискальный характер.
В Российской Федерации сохранены традиции и методология формирования бюджета государства по принципу «главенство директивы центра». Это проецируется и налоговую политику государства. В настоящее время само понятие «государство» стало отождествляться с понятием «государственно – властный аппарат», утверждается, что налоги в пользу государства должны обеспечивать потребности верховной власти, а социальное содержание налогов ограничено.
К основным недостаткам современной налоговой системы можно отнести:
нестабильность налоговой политики;
чрезмерное налоговое бремя, возложено на налогоплательщика;
уклонение от уплаты налогов юридическими лицами;
чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к потерям бюджета. Опыт развитых стран свидетельствует о целесообразности зачисления льгот в налоговые расходы государства и включения их в расчеты эффективности государственного сектора экономики;
отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики;
эффект инфляционного налогообложения;
чрезмерный объем начислений на заработную плату;
единая ставка налога на доходы физических лиц, т.е. лица с высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен один из важнейших принципов налогообложения – его справедливость, кроме того, при установлении предела для стандартных вычетов по налогу на доходы физических лиц этот общий для всех налогоплательщиков элемент обложения «дискриминируется» по сравнению с другими вычетами, для которых лимиты по доходам не установлены.
Ряд других недостатков, проводимых в России налоговой политикой, относятся:
ярко выраженная регрессивность налогообложения (только низкооплачиваемые работники платят подоходные и социальные налоги в полном объеме);
перенос основного налогового бремя на производственные отрасли;
тенденция к расширению доли прямых налогов;
исключение из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов (например, в порядке прямого присвоения имущества, в виде наличных инвалютных доходов и т.д.).
Государство всегда сталкивается с необходимостью решать две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, значительно увеличить поступление налогов в бюджет всех уровней; с другой стороны, резко уменьшить бремя на налогоплательщиков. При проведении налоговой реформы в налоговой сфере позитивных сдвигов добиться не удалось. Эффективность вновь введенных форм налогов оказалась намного ниже, чем предполагалось:
не происходит ожидаемого прироста поступлений налога на прибыль;
переход на «плоскую» шкалу налога на доходы физических лиц не привел к выводу из тени значительных объемов заработный платы;
введение инвестиционной составляющей в составе сборов по пенсионному страхованию, создало, похоже, неразрешимую проблему с подбором надежных объектов инвестирования.
Большой резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономики, но капиталам, укрытым от налогообложения, и при желании владельцев сложно вернуться в легальную производственную сферу: крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу.
Поэтому необходимость налоговой реформы в нашей стране бесспорна, но важно определить стратегию её проведения. Главным является усиление регулирующей функции налогов, направленной на согласование интересов государства и предпринимателей, поощрение товаропроизводителей, осуществление рациональной региональной экономической политики и устранение противоречий в действующем законодательстве.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Налоги должны стать не только орудием сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства страны. Они должны способствовать структурно-технологическому совершенствованию производства, сбалансированию экономических интересов.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема налогообложения.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.
Пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.
О поступлении администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-марте 2011 года
1. В консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-марте 2011 года поступления составили 2 169,9 млрд. рублей - на 21,6% больше, чем в январе-марте 2010 года.
Удельный вес поступлений в федеральный бюджет в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-марте 2011 года составил 47% и относительно уровня января-марта 2010 года снизился на 1 процентный пункт.
Формирование всех доходов в январе-марте 2011 года на 84% обеспечено за счет поступления налога на прибыль – 26%, НДПИ – 20%, НДС – 20% и НДФЛ – 18%. По сравнению с январем-мартом 2010 года доля указанных налогов не изменилась.
2
[1]
2
Рисунок 1
Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-марте 2010–2011 гг. приведена на следующем графике.
Рисунок 2
Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-марте 2011 года составили 560,7 млрд. рублей – на 45,1% больше, чем в январе-марте 2010 года. (Рис. 2)
Из общей суммы января-марта 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 67,1 млрд. рублей (12%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 493,6 млрд. рублей (88%).
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в январе- марте 2011 года поступило 431,1 млрд. рублей – на 5,9% больше, чем в январе-марте 2010 года. (Рис. 2)
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в январе-марте 2011 года поступило 19,7 млрд. рублей – в 2,4 раза больше, чем в январе-марте 2010 года, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.
Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации составили в январе-марте 2011 года 123,7 млрд. рублей – на 24,9% больше, чем в январе-марте 2010 года. (Рис. 2)
Из общей суммы января-марта 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 46,7 млрд. рублей (38%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 77,0 млрд. рублей (62%).
Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в январе-марте 2011 года 440,6 млрд. рублей – на 33,3% больше, чем в январе-марте 2010 года, что обусловлено повышением цены на нефть на 28,3%. (Рис. 2)
Из общей суммы января-марта 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 433,5 млрд. рублей (98%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 7,1 млрд. рублей (2%).
Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в январе-марте 2011 года 137,2 млрд. рублей – на 19,4% больше, чем в январе-марте 2010 года. (Рис. 2)
Информация о работе Проблемы налогообложения в Российской Федерации