Проблемы приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:39, реферат

Описание

Необходимость приватизации и разгосударствления в России. Этапы российской приватизации.

Работа состоит из  1 файл

В настоящее время проблема приватизации очень актуальна.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

по дисциплине: «Теоретический анализ экономических систем» и «Теоретический семинар по переходной экономике»

 

по теме: Проблемы приватизации в России

 

 

 

 

 

 

Студентки 5 курса, группы ЭТ – 51

Искуловой Г.М

 

Преподаватель: Гвоздарева Л.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Астрахань

 

2012г.

 

 

Введение

             В рыночной экономике некоторые объекты государственной собственности по мере того, как они начинают представлять интерес для частных индивидуальных или ассоциированных собственников капитала, приватизируются. Приватизация — это переход объектов из государственной собственно­сти в частную.

            В обобщенном понимании  приватизация представляется как составной элемент государственной политики дерегулирования экономики, ведущий к увеличению вклада частного сектора в хозяйственной развитие. В более узком понимании приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу. Приватизация предприятия не сводится к простой продаже имущества – она является инструментом дерегулирования экономики и означает продажу государством физическим и юридическим лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельности предприятия.

            Отметим, что существует практика возвращения имущества из государственной собствен­ности их бывшим владельцам, которая  называется реприватизацией. Так, например, реприватизируют в некоторых странах землю, ранее национали­зированную у иностранцев. Существует также процесс, обратный приватизации – это национализация — переход частной собственности в соб­ственность государства. Объектами могут быть земля, промышлен­ные предприятия, банки, транспорт, связь. Как правило, реприватизация затраги­вает отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений. Отдельные государства прибегают к национализации в периоды кризисных потрясений, войн и других форс-мажорных обстоятельств.

            Приватизация активно проводилась в Европе в 80-е гг. XX века. Так, в Великобритании в этот период было распродано 16 из 51 государственных корпораций. Аналогичные процессы наблю­дались во Франции, где приватизация в 80-е гг. доволь­но быстро сменила национализацию, так как экономическое положе­ние страны требовало повышения показателей развития экономи­ки, в результате чего частный сектор пополнился 1100 предприя­тиями, входившими в состав 12 групп.

Отечественные и зарубежные исследователи и аналитики отмечают, что практике приватизации в России сопутствовали серьезные ошибки. Приватизация в условиях перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночному сопоставима по своим последствиям с первоначальным накоплением капитала, но со сле­дующими особенностями:

1.      Первоначальное накопление капитала в переходный период происходило в постсоциалистической, а не в постфеодальной стране, как в современных развитых странах, и ему был предпослан высокий уровень индустриализации, а не домашнее хозяйство.

2.      Приватизация осуществлялась в высоко монополизированной экономике и не нарушила господства монополий.

3.      Приватизация происходила в условиях отсутствия мощных гражданских институтов — независимых профсоюзов, партий, имеющих постоянный электорат, эффективных органов местного самоуправления. В стране за годы советской власти была разрушена духовно-нравственная среда, и господствовало атеистическое мировоззрение.

            Именно эти особенности приватизации вместе с бесконтрольно­стью со стороны государственной власти привели к сосредоточению бывшего государственного капитала в руках немногих и минималь­ной социальной направленности приватизации. Тем не менее, несмотря на все трудности и ошибки приватизации, частично объяснимые отсутствием историче­ского опыта подобных преобразований, приватизация в основном проведена и создана база частной собственности для рыночной эко­номики.

            В развитых странах изучают и оценивают отрицательные черты первоначального накопления капитала и не гуманность раннего ка­питализма, но именно на основе этих процессов сформировалась и развилась современная рыночная экономика с ее научно-техническими достижениями и уровнем жизни. Специфическая особенность России состоит в том, что ей пришлось не просто про­водить приватизацию каких-то отраслей, но почти с нуля созда­вать систему новых экономических отношений, что породило глубокую трансформацию социальных отношений и самого госу­дарственного устройства. Рассмотрение проблемы приватизации, а шире — построения рыночного (капиталистического) хозяйства в России требует не­которого обращения к недавней истории, в связи, с чем тема подведения итогов приватизации актуальна для России. Первые достаточно робкие попытки анализа и обобщения в нашей стра­не начались еще в 1990-е годы, продолжаются они и до сих пор. Несомненно, что анализ проблем приватизации собственности и осмысление последствий приватизации в России целесообразно делать, сопоставляя понимание функций, принципов и практики проведения приватизации в зрелой рыночной экономике и в экономике переходного периода с этапами и механизмами проведения приватизации в нашей стране.  

 

1.Необходимость приватизации и разгосударствления в России

 

В ходе разгосударствления экономики государство снимает с себя функцию распределителя имеющихся ресурсов, предоставляя ее рынку. Воздействие государства на потоки ресурсов осуществляется преимущественно экономическими мерами, например снижением и увеличением налоговых ставок.

Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов.

Таким образом, цель приватизации и разгосударствления, как фундаментальных элементов реформ в "переходной" экономике заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:

преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;

преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;

стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики:

изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.

На основании всего вышеизложенного можно сказать, что при участии государства в процессе разгосударствления и приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Такая структура и характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного механизма управления экономикой.


2. Этапы российской приватизации

 

            Этап 1. Начальный этап приватизации

           «Малая приватизация» (первая половина 1992 г.). В 1992 г. была проведена денежная или «Малая привати­зация», которая предшествовала чековой приватизации. Она касалась объектов торговли, автотранспорта, сферы услуг и т.п. Менее чем за полугодие 1992 г. в ходе «Малой приватизации» было реализовано     46 815 объектов госсобствен­ности. По итогам 1992 г. за каждый рубль государственного имущества было получено не более 42 копеек, что дало бюджету 39,9 млн. рублей. Для сравнения: приватизация 25 000 аналогичных объек­тов в Чехии принесла чешскому бюджету 1 200 млн. долларов [3, с. 57].

            Тем не менее, подобная экономическая невыгодность мотивировалась ре­форматорами  необходимостью скорейшего созда­ния эффективного собственника.

           Чековые аукционы (1993 – первая половина 1994 гг.) Исследования, проведенные группой А.Бравермана по заказу Госкомимущества, показали, что в России отсутствуют денежные средства для проведения приватизации, для формирования слоя новых собственников. Несомненным выходом было  привлечение иностранного капитала, однако было понятно, что в короткие сроки существенные денеж­ные средства из-за рубежа в Россию привлечь не удастся. В связи с этим было предложено ввести в наличный обо­рот на рынке новое платежное средство — приватизационный чек. Это, помимо проче­го, позволяло скрыть покупателя, в том числе иностранного, та­ким образом, вместо именного чека был предложен чек на предъя­вителя.

            В августе 1992 г. был издан указ Б.Ельцина, утверждающий концепцию ваучерской приватизации. В соответствии с планом реформаторов Госкомимуще­ство принципиально изменило вид и свойство платежных средств, которыми могли распоряжаться граждане при покупке в частную собственность государственных и муниципальных предприятий и имущества. При этом был отменен основ­ной принцип народной приватизации — передача государствен­ного имущества в собственность граждан в равных долях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Фактические виды продаж госсобственности, предложенной к чековой приватизации

 

Виды продаж

Размер уставного капитала предприятий,

млрд. руб.

Доля, %

Закрытая подписка

462,7

30,4

Выкуп аренды и продажа предприятий

141,9

9,3

Чековые аукционы

265,3

17,5

Денежные аукционы

12,4

0,8

Продажа акций из ФАРП

59,4

3,9

Инвестиционные конкурсы

16,3

1,1

Остаток нереализованного на чековом этапе уставного капитала

562,0

37,0

Всего:

1 520,0

100,0

 

Из данных, приведенных в таблице, можно видеть, 37% от предложенного капитала на чековом этапе продано не было. В ходе чековой приватизации было продано 48 172 предприятия с совокупным уставным капиталом 958 млрд. рублей, из них в доход федерального бюджета в денежной форме поступило 149 млрд. рублей.

           Таким образом, главными недостатками осуществленной в России программы чековой приватизации были:

1.      выпуск чека на предъявителя, а не именного чека;

2.      фиксирование номинальной стоимости чека в рублях, а не в условных единицах;

3.      отсутствие механизмов поддержания курсовой стоимости чека в процессе аукционов и ее соответствия стоимости приобретаемых на него активов;

4.      локальный характер аукционов;

5.      и отсутствие ограничений на участие в них физических и юридических лиц.

 

            Этап 2. Денежный этап приватизации

            Залоговые аукционы (вторая половина 1995 г.) исследователи относят к денежному этапу приватизации. Идея залоговых аукционов была предложена самими заинтере­сованными лицами, которых в наши дни принято именовать олигархами. В книге А.Колесникова «Неизвестный Чубайс. Страницы из биографии» приведены следующие объяснения: «В марте 1995 года Владимир Потанин предложил реализовать схему залоговых аукционов, разработанную, по свидетельству Дмитрия Васильева, Борисом Йорданом, которая в той ситуации показалась единственно возможным способом пополнить бюджет, дать реальный старт денежной приватизации и продолжить поли­тику финансовой стабилизации, за которую отвечал Анатолий Чубайс. После аукциона победивший банк должен был предоста­вить правительству кредит под залог принадлежащих ему [государству] акций того или иного предприятия. Потом, в соответствии с этой схемой, эти заложенные акции должны были либо быть проданными на конкурсе, либо перейти в собственность кредиторов, либо пра­вительство вынуждено было вернуть кредит. В результате реализации залоговых аукционов задание по при­ватизации было выполнено, что в немалой степени способствова­ло фактическому завершению финансовой стабилизации. Аукционы стали стартовой площадкой для формирования российской олигархии — класса очень крупных собственников» [1, с. 108].

            Таким образом, специальные залоговые аукционы должны были в конкурсном порядке выявить банки, предлагавшие наиболее выгодные для пра­вительства условия кредитования. Тем не менее, исследователи обращают наше внимание на следующие вопросы. Зачем правительству брать кредит у российских банков и отдавать в залог акции  госпредприятий будущим олигархам, если потом на возврат кредитов денег не будет? И если до залоговых аукционов В.Потанин и другие участники не были очень крупными собственниками, то откуда у них взялись деньги на кредит государству, чтобы потом получить такие важ­ные объекты российской индустрии? Тем не менее, консорциум российских коммерчес­ких банков в составе банков «Империал», «Инкомбанк», «ОНЭК­СИМбанк», «Столичный банк сбережений», «Менатеп» и  «Международная финансовая компания» предложил Правитель­ству РФ крупный льготный приватизационный кредит, временно замещающий собой запланированные в бюджете поступления от приватизации, при условии передачи им в залог пакетов акций ряда крупнейших российских предприятий. Вместе с тем, известно, что  Правитель­ство сначала одолжило банкам деньги под мизерный процент: из 9 коммерческих банков, в которых Минфин России размещал на депозитах временно свободные ва­лютные средства, в залоговых аукционах участвовали 6 банков (в качестве потенциального кредитора или гаранта).

Информация о работе Проблемы приватизации в России