Проблемы становления и укрепления национальной валюты в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание

Одной из острейших проблем с распадом СССР стала проблема функционирования когда-то единой денежной системы. В то время очень большим был объем наличного оборота. Карточек типа “VISA” в Казахстане не было, заработная плата и пенсии выплачивались наличными. Чтобы производить подобные выплаты Казахстану приходилось закупать деньги в России, поскольку банкнотные фабрики находились в Москве и Перми.

Содержание

Введение 3
Причины введения национальной валюты 6

Проблемы становления национальной валюты Казахстана – тенге и пути их решения 15

Перспективы развития 23
Заключение 26
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (Курсовая работа).doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

 

    Переход на свободно плавающий  обменный курс тенге (СПОК) 

     Своеобразным  испытанием на прочность для молодой  валюты стал финансовый кризис в России в 1998 году. В результате глобальных изменений на мировых финансовых рынках произошла значительная девальвация национальных валют целого ряда стран – торговых партнеров Казахстана.  Это привело к удорожанию тенге в реальном выражении и способствовало снижению конкурентных позиций казахстанского экспорта.

Кроме того, существующий в то время стереотип  механического переноса оценки ситуации в России на Казахстан вызвал на внутреннем валютном рынке ажиотажный спрос на иностранную валюту.  Большие валютные интервенции привели  к значительному снижению валовых золотовалютных резервов. Для предотвращения дальнейшего сокращения золотовалютных резервов и восстановления конкурентоспособности тенге возникла необходимость девальвации тенге.

      Очень важно было тщательно проработать  принципы и все процедурные вопросы, чтобы не допустить обвала валютного рынка и не потерять доверие населения и экономических субъектов к банковской системе, что было бы чревато ее «обвалом».

      Одним из важных моментов был выбор времени  проведения девальвации. Немедленное  ее проведение на фоне нестабильного состояния финансовых рынков в странах СНГ, а также в условиях значительного девальвационного ожидания внутри страны не дало бы ожидаемого эффекта. Любой паритет валютных курсов, установленный в результате девальвации в таких условиях, быстро потерял бы равновесие.

     Для выбора нового режима обменного курса  были проанализированы возможные сценарии дальнейшего развития внешнеэкономической  ситуации, особенно в России. Оценивались  преимущества и недостатки каждого  варианта с точки зрения ожидаемых уровней равновесного курса тенге, платежного баланса, золотовалютных резервов, дефицита бюджета, каждого сегмента финансового рынка и социальных показателей.

   В результате наиболее приемлемым оказался режим свободно плавающего обменного  курса тенге (СПОК). Он и был введен в апреле 1999 года, когда стабилизировалась финансовая ситуация в России и снизились девальвационные ожидания внутри страны.

   Одновременно  с введением СПОК предпринимались  различные меры социальной защиты. Данные меры, направленные на финансовую поддержку населения и предприятий, хотя и несколько увеличили расходы бюджета, но были необходимым условием для быстрого снятия девальвационных ожиданий. Они позволили избежать ажиотажного спроса на иностранную валюту со стороны населения и предприятий, имеющих значительные остатки тенговых вкладов на банковских депозитах. Тем самым была предотвращена неконтролируемая конвертация их депозитов в иностранную валюту или даже уход из банковской системы и сохранена жизнеспособная банковская система.

   В результате принятых мер переход  на новую валютную политику проходил относительно спокойно, банковская система  функционировала стабильно, курс тенге  в обменных пунктах стабилизировался в течение нескольких дней. Операции банков на межбанковском рынке не прекращались. Немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что в отличии от российской банковская система Казахстана накануне изменения режима обладала более  лучшим кредитным портфелем, а валютные пассивы соответствовали валютным активам. Кроме того, казахстанские банки не участвовали в рискованных форвардных валютных операциях.

   Введение  режима СПОК способствовало восстановлению конкурентных позиций казахстанского экспорта и возобновлению роста  производства, позволило ликвидировать  переоценку обменного курса тенге в реальном выражении. По итогам года, значительно улучшился платежный баланс страны, выросли золотовалютные резервы, существенно укрепилась банковская система, восстановился рост производства в экономике. Поэтому введение режима свободно плавающего обменного курса можно считать вполне оправданным8

 

Перспективы развития 

      Этот  раздел своей работы я посвятила  перспективам развития нашей национальной валюты – тенге и попыталась найти  ответ на вопросы, когда мы достигнем  полной конвертируемости тенге и, сможет ли Казахстан войти в единое экономическое пространство с остальными странами СНГ. 

От  тенге к единой валюте СНГ

 

      18 ноября 1993 года закончился обмен  советских рублей образца 1961 года на новенькие купюры национальной валюты — тенге. Сегодня можно смело говорить, что наша денежная единица состоялась. Сейчас уже в магазинах продавцы отказываются принимать доллары даже при расчетах за дорогостоящие покупки. Причем происходит это не из страха нарушить законодательство. В силу объективных и субъективных причин естественным путем идет дедолларизация отечественной экономики.

Финансисты  же до сих пор считают, что наш  тенге все еще не конвертируем. Ведь суть вопроса не в том, сколько выпущено денежных знаков той или иной валюты и принимают ли наши деньги в обменных пунктах на территориях близлежащих стран. В понятии «конвертация» прежде всего учитывается то, как совершаются операции с деньгами.

      Сейчас, для совершения сделки с контрпартнером за рубежом необходимо получить лицензию на вывоз капитала. Для осуществления заимствования за пределами Казахстана, опять же требуется соответствующая лицензия. Также и при открытии счета в иностранном банке не обойтись без согласования с уполномоченным органом. Говорить о конвертации можно будет только после снятия всех ограничительных барьеров.

      Пока  экономика у нас еще не самодостаточная  и неустойчивая, свои рынки необходимо защищать. Из этих соображений уровень  работы со своей национальной валютой повышать нужно постепенно. Ограничительные барьеры нельзя снять в один день. Нашей валюте совсем немного лет, а без принятия на начальном этапе каких-то искусственных мер по ее укреплению нынешнего доверия к ней не было бы вообще. В противном случае даже все внутренние операции при наличии национальной валюты проводились бы, скорее всего, в долларах США. Что, естественно, ни насколько не приблизило бы нас к конвертации. Сейчас уже президент ставит конкретный срок — 2007 год, когда процесс становления национальной валюты должен быть завершен.

      Вместе  с тем валютная либерализация  в Казахстане только начинается. Законодателям  предстоит пересмотреть ряд нормативных  актов, касающихся валютного регулирования. Лишь после этого станет возможной  работа со своими деньгами —не важно в какой валюте и не важно в какой стране. Кроме того, даже в Казахстане можно будет осуществлять расчеты не только в тенге. Стремимся мы именно к этому.

 
Перспектива становления  единого экономического пространства (ЕЭП)
 

      Сейчас  финансисты, экономисты и политики проводят множество дебатов на тему введения ЕЭП. Но опыт европейских стран показывает, что сначала решается очень большой спектр общих вопросов. К ним относятся урегулирование таможенного и валютного законодательств, проблематика проведения международных торговых операций, общие взгляды на темпы инфляции, вопросы занятости, миграции и так далее. 
Вопрос объединения валют, то есть переход на какую-либо одну, это уже завершающий этап интеграции рынков. На это обычно уходят долгие годы. У нас в ближайшей перспективе не будет введена какая-либо наднациональная или общая для нескольких государств валюта. Более того, в подобных вопросах координация общих действий должна быть на очень высоком уровне. Для введения единой валюты обязательно должен присутствовать единый центральный банк, который будет эмитировать эту валюту. Также он будет осуществлять общую кредитно-финансовую политику на территории всех стран, не подчиняясь ни одному из национальных правительств. Опять же будут проблемы общего золотовалютного резерва — здесь сразу возникнут вопросы экономической безопасности для каждого из государств. Сегодня страны-участники ЕЭП еще не готовы поступиться своими полномочиями и правами, отдав все какому-то новому независимому образованию. Такой финансовый институт, бесспорно, будет означать то, что все национальные центральные банки либо исчезнут, либо переподчинятся этому органу, решающему все за них.  
Идущие сейчас процессы интеграции с нашими соседями практически везде оцениваются с точки зрения экономической целесообразности. То есть все заинтересованные страны уже видят очевидную выгоду от создания единого рынка. Однако даже на таком внешне привлекательном политико-экономическом фоне вопросы введения единой валюты если и озвучиваются, то только на отдаленную перспективу.

      Подтверждается  это еще и опытом поспешных  решений россиян и белорусов. В их конкретном случае по всем перечисленным  позициям не было достигнуто договоренностей, позволяющих подвести законодательные  базы двух государств к общему знаменателю. Ведь очевидно, что одного желания мало – это все-таки рынок, действующий по законам экономики, поэтому без урегулирования всех перечисленных моментов единая валюта может вообще оказаться несостоятельной идеей9.

   Поэтому перед казахстанскими экономистами и политиками стоит сегодня очень серьезная задача – подготовить соответствующую почву для дальнейшей интеграции казахстанского рынка в мировую экономику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение  

       Двенадцать  лет обращения казахстанской  национальной валюты – тенге позволяют дать объективную оценку исторической значимости введения тенге для настоящего и будущего Казахстана. Введение собственной денежной единицы явилось базой для реализации Казахстаном экономического суверенитета. С введением национальной валюты были ускорены структурные преобразования, направленные на построение рыночной экономики.

       За  прошедшие двенадцать лет Казахстан  осуществил структурную реформу  во всех сегментах финансового сектора  и в целом построил законодательную  базу.

       Финансовая система Казахстана в настоящее время является, по сравнению с другими странами СНГ, более развитой, прозрачной и защищенной от вмешательства государства.

       Банковская  система Казахстана отвечает основным международным стандартам банковской деятельности, в стране функционируют финансовые рынки с развитой инфраструктурой и пенсионная система, аналогов которой в других странах СНГ пока нет. Платежные системы страны являются наиболее продвинутыми в постсоветском пространстве и высоко оценены консультантами  международных финансовых организаций. В финансовую систему внедряются передовые информационные технологии. С 2003 года все банки Казахстана работают по международным стандартам финансовой отчетности.

       Всем  этим Казахстан обязан своей валюте – тенге, которая укрепила как ситуацию внутри страны, так и имидж республики на международной арене. И сегодня смело можно сказать, что если бы не тенге, то Казахстан мог прекратить свое существование как независимое государство еще в начале девяностых годов прошлого столетия. 

 

Список использованной литературы: 
 

  1. Казахстан 2030: Н.А. Назарбаев
  2. Послание президента РК народу Казахстана: Н.А. Назарбаев, А.:2005
  3. 10 лет тенге: Айманбетова Г.З., А.:2003, ПрессАТАше
  4. Инструмент независимости: Г.Б. Байназаров, А.: 2003, Анактап
  5. Республика Казахстан. Энциклопедический справочник: А.Н. Нысанбаев, А.:2001, Казак энциклопедиясы
  6. Тенге: Хайрула Габжалилов, А.:2003, Алматыктап
  7. Казахстанская политологическая энциклопедия: А.: 1998
  8. Деньги Кредит Банки: О.И. Лаврушин, М.: 2004, Кнорус

Информация о работе Проблемы становления и укрепления национальной валюты в Республике Казахстан