Проблемы занятости молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие проблем занятости молодежи.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть само понятие занятости, рассмотреть концепции занятости, оценить уровни занятости и безработицы среди молодых специалистов, их положение на современном рынке труда, а так же следует обозначить меры, направленные на снижение безработицы среди молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МОЛОДЕЖЬ И БЕЗРАБОТИЦА 5
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ 5
1.2 КОНЦЕПЦИИ ЗАНЯТОСТИ 14
1.3 МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКАХ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 23
1.4 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 28
2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ 30
2.1 СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЕЖИ 30
2.2 МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ 34
2.3 ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа состоит из  1 файл

Проблемы занятости молодежи.doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)

     Очевидно, сказываются просчеты в определении  перспективной потребности в  квалифицированных кадрах по профессиям и специальностям. И дело не только в недооценке роли подготовки рабочих  кадров качественного уровня, составляющих ¾ общей потребности. Изменилась структура выпускников низшего звена профессионального образования: вместо токарей, фрезеровщиков, прессовщиков, маляров, бетонщиков, каменщиков и слесарей стали готовить парикмахеров, кондитеров, поваров, менеджеров и др. Наблюдается явный перекос в сторону специалистов по экономике и управлению и сокращении их количества в области металлургии, машиностроения, приборостроения, радиотехники, сельского хозяйства, не говоря уже о культуре и искусстве.7

     Более чем вдвое возросла численность  выпускников вузов, что даже превышает  число выпускников средних школ. США и КНР объявили, что и  для них всеобщая «вышка» является государственным приоритетом. Япония вообще уже приняла закон об обязательном высшем образовании. У этой тенденции много сторонников: образованный человек нужен современному обществу. Однако сам диплом при повальном высшем образовании теряет самостоятельную ценность: у кого еще нет, скоро будет.

     На  рынке труда появился продукт, который  по степени расхватываемости и роста объемов продаж похож на мобильные телефоны. Это продукт – диплом о высшем образовании. Люди стали приходить не за знаниями, а за дипломом.

     Образование на рынке – это такой же товар, услуга. И вузовский диплом –  всего лишь сертификат качества этого товара. Таким образом, чем качественнее и престижнее образование, тем больше у выпускника шансов попасть в поле зрения работодателя. В целом же ни элитный характер образования, ни престижность получаемой профессии не освобождают выпускников (во всяком случае, их основную часть) от необходимости прибегать к неформальным связям при трудоустройстве: самостоятельный поиск работы не в состоянии с ними конкурировать. Итак, основной эффективный способ трудоустройства – через связи и знакомства. К нему так же часто прибегают при устройстве на работу специалисты со стажем.

     Развитие  экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие  требования к качеству рабочей силы. Это относится и к молодым  рабочим, и к начинающим специалистам. На рынке труда они считаются наиболее уязвимой категорией. Работодатели отдают предпочтение уже «готовым» высококвалифицированным работникам, способным принимать необходимые решения, опираясь не только на знания, но и на свой опыт.

     Проблема  безработицы касается всей части экономически активного населения, но особенно серьезна для молодых людей. Последствия длительной безработицы для молодежи пагубно влияют на ее деятельность.

     Для поддержки молодежи в жестких  условиях рынка труда разрабатываются  различные программы социальной адаптации. Такие программы составляют и утверждают структуры, осуществляющие государственную политику в сфере содействия занятости молодежи (службы занятости, комитеты по делам молодежи, биржи труда, фонды занятости молодежи и прочие структурные организации). В идеальном варианте мероприятия по проведению профориентационной работы с молодежью следует начинать уже тогда, когда человек стоит перед выбором профессии.

     Потребность в проведении профориентационной работы зависит от современной ситуации на рынке труда.

     Современная ситуация на рынке труда характеризуется  ростом скрытой безработицы, сокращением  численности занятого населения, увеличением  периода безработицы.

     Основные  причины такой ситуации связаны  со снижением количества экономически активного населения, с несоответствием требованиям работодателей по квалификационным характеристикам, перенасыщением рынка труда незанятыми молодыми специалистами.

     Современное состояние российского рынка  труда предъявляет высокие требования к претендентам на вакантные рабочие места. Для успешного поиска работы необходимо обладать такими качествами как: личная мобильность, высокая квалификация, упорство и настойчивость, способность выдерживать конкуренцию, обладание необходимыми навыками. Такие условия, заданные социально-экономической ситуацией современной жизни, труднее всего выдержать людям, впервые столкнувшимся с жестокими реалиями рынка рабочей силы. Молодежь является одной из слабо защищенных групп населения, и проблемы трудоустройства молодежи не требуют отлагательства.

     Отечественная реальность показывает, что увеличение предлагаемых вакансий не приводит к  сокращению безработной молодежи. Часто  работодатели буквально сбиваются  с ног в поисках работников, но дело в том, что им не хватает  высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы. Нехватка профессионального опыта, знаний реалий рыночных отношений нередко становятся определяющими критериями при отборе кадров, и наличие красных дипломов и похвальной настойчивости еще не гарантия того, что молодой специалист получит работу.

     Можно выделить ряд объективных причин, определяющих низкую конкурентоспособность  молодежи на рынке труда: низкая мотивация к поиску работы, отсутствие опыта работы, недостаточная профессиональная подготовка, неуверенность в своих силах, завышенные требования, предъявляемые к условиям труда и размеру заработной платы.

     Такие причины побуждают работодателя отказаться от услуг молодых специалистов, при этом интеллектуальный потенциал  остается невостребованным. Отказ работодателя и рост безработицы среди молодежи имеет негативные последствия, такие как рост преступности, эмоциональная неустойчивость, стресс, вызванные потребностью в признании и самореализации.

     Здесь может возникнуть вопрос: Как достигнуть того, чтобы молодой специалист был конкурентоспособным на рынке труда?

     Во-первых, он должен обладать рядом качеств, удовлетворяющих  запрос работодателя: целеустремленность, наблюдательность и исполнительность, ориентация на эффективность и качество работы, независимость и уверенность, стремление быть информированным, энергичность, способность убеждать и устанавливать связи, коммуникабельность, способность быстро и легко усваивать новый материал.

     Это далеко не все требования, которые  предъявляет работодатель, поэтому  главная задача молодого специалиста стремление к развитию этих качеств в себе.

     Во-вторых, необходимо вести активный поиск  работы, используя все источники  информации.

     Но, несмотря на проблемы, молодежь является самой трудоспособной частью экономически активного населения. Для молодежи характерна готовность на рискованные эксперименты, наивысший уровень физического здоровья и значительные запасы энергии, эмоциональная насыщенность их жизни в совокупности с борьбой за экономическую самостоятельность, преуспевание, социальное признание и самореализацию. Поэтому при должном внимании со стороны руководства и благожелательном наставничестве старших коллег неопытность молодых специалистов может уступить место профессиональной зрелости и сделать их конкурентоспособными.8

     1.4 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

 

     Главная экономическая "цена" безработицы - непроизведенная продукция. Если экономика  не в состоянии создать достаточное  количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Эту потерянную продукцию можно рассматривать как отставание реального объема ВВП от потенциального, равное разнице между потенциальным и фактически полученным его объемом. Потенциальный объем ВВП определяется исходя из предположения, что существует естественный уровень безработицы.

     Известный американский экономист Артур Оукен  математически выразил отношение  между уровнем безработицы и  недополученным объемом ВВП. Это  отношение, получившее название закона Оукена. Это отстаивание представляет собой объем, на который фактический ВВП меньше потенциального его значения. В свою очередь, потенциальный ВВП определяется исходя из предложения, что существует естественный уровень безработицы при данных темпах экономического роста. Согласно закону Оукена превышение текущего уровня безработицы на 1% над предполагаемым естественным ее уровнем (при полной занятости) увеличивает отставание объема ВВП на 2,5%. Это отношение 1:2,5, т.е. уровня безработицы к отставанию объема ВВП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы в стране.9

     Безработица приводит не только к потерям ВВП, но и к значительным негативным социальным последствиям. В социальном плане  безработица отчуждает человека от общества, лишая его надежной и устойчивой возможности зарабатывать на жизнь. Снижаются доходы и благосостояние семей. Кроме материальных потерь безработные несут тяжкий груз моральных потрясений. Не случайно среди безработных значительно выше число психических заболеваний, самоубийств, уровень преступности.10 

 

      2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ

     2.1 СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ  САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЕЖИ

 

     Профессиональное  становление личности начинается еще  во время учебы в школе –  именно тогда формируются предпосылки, определяющие выбор будущей профессии. К сожалению, учебные программы оторваны от реальных проблем, которые молодым людям придется решать в жизни. Многие необходимые знания они вынуждены осваивать самостоятельно.

     Стремясь  всемерно содействовать успешному профессиональному самоопределению молодежи, служба занятости активно использует в своей практике результаты теоретических разработок, посвященных профессиональному становлению личности. Исходной позицией при этом является применение формулировки понятия профессионального самоопределения, данной авторитетным российским ученым Е.Климовым, который рассматривал самоопределение как важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «деятелей» чего-то полезного, сообщества профессионалов. Климов предложил следующую периодизацию профессионального становления:

     - стадия оптации (12-17 лет) – подготовка  к сознательному выбору профессионального  пути;

     - стадия профессиональной подготовки (15-23 года) – овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для будущей профессиональной деятельности;

     - стадия развития профессионала  (от 23 лет) – вхождение в систему  межличностных отношений и профессиональных  общностей и дальнейшее развитие  субъекта деятельности.

     Согласно данной периодизации процесс профессионального самоопределения наиболее успешен на стадии оптации. В период же профессиональной подготовки профориентационные мероприятия значительно менее эффективны.

     Однако, несмотря на активные меры по профобучению и профориентации, доля молодежи в общей численности безработных остается высокой. Школа, к сожалению, не предоставляет молодым людям возможностей сознательного выбора профессионального пути. В целях облегчении ситуации и экономии государственных средств служба занятости во многих регионах вынуждена «вторгаться» в сферу школьного образования и проводить серьезную профориентационную работу среди выпускников, поскольку профессиональное самоопределение влияет не только на трудовую биографию конкретной личности, но в первую очередь на формирование трудового потенциала страны.11

     Сегодня многие высшие учебные заведения  не готовы учитывать реальные перспективы  трудоустройства своих выпускников, необходимо заранее готовить студентов  к возможным проблемам, с которыми они могут столкнуться на рынке труда (информировать их о реальном положении на территориальном рынке труда, спросе на рабочую силу по конкретным профессиям, об основных гарантиях, которые государство может предоставить им в области трудоустройства).

     На  последних курсах учебных заведений силами своих структур содействия трудоустройству (в тесном контакте с территориальными органами службы занятости) должны определяться направления трудоустройства студентов.

     Весьма  полезен в этом отношении опыт многих регионов, где действуют системы профессионального информирования, консультирования и психологической поддержки. Их назначение – повысить конкурентоспособность и содействовать переориентации граждан на профессии, востребованные на рынке. В рамках такой системы могут быть реализованы как индивидуальные, так и групповые формы работы (информационно – обучающие курсы, групповые занятия в бизнес-клубах с ориентацией на предпринимательскую деятельность и самозанятость, социально-психологические программы, развитие навыков коммуникативной культуры, обучение технологии поиска работы). Могут использоваться хорошо зарекомендовавшие себя социально-психологические адаптационные программы, предназначенные для различных категорий граждан и учитывающие их особенности.

Информация о работе Проблемы занятости молодёжи