Процесс становления рыночного механизма в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание

Предметом же соответствующей работы будет изучение данных понятий с точки зрения микроэкономики в курсе экономической теории, что более подробно описано в задачах работы.
Задачи соответствующей работы:
 Элементы рыночного механизма и принципы их функционирования. Рыночное равновесие
 Конкуренция - как элемент рыночного механизма
 Конкуренция и монополия
 Процесс становления рыночного механизма в современной экономике России

Содержание

Введение 1
1. Элементы рыночного механизма и принципы их функционирования. Рыночное равновесие. 2
2. Конкуренция – как элемент рыночного механизма 8
3. Конкуренция и монополия 16
4. Процесс становления рыночного механизма в современной
экономике России 25
Заключение 41
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение                     1

1. Элементы рыночного механизма и принципы их функционирования. Рыночное равновесие.                                                                                                          2

2. Конкуренция – как элемент рыночного механизма                                     8

3. Конкуренция и монополия                                                                             16

4. Процесс становления рыночного механизма в современной

экономике России                                                                                               25

Заключение                                                                                                           41

Список литературы                                                                                              43

Приложение 1                                                                                                       44

Приложение 2                                                                                                       45

Приложение 3                                                                                                       46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен  между производителями, с одной стороны, и потребителями - с другой. Эти связи порождают взаимодействие внутренних сил рынка спроса и предложения, которые в свою очередь порождают равновесие – интересы покупателя совпадают с интересами продавца.

Все это сложный и быстроменяющийся механизм, который дает начало разным видам рыночной среды или так называемой конкуренции.

Объектом исследования данной курсовой работы является рыночный механизм и его элементы, а так же рассмотреть понятие конкуренция.

Предметом же соответствующей работы будет изучение данных понятий с точки зрения микроэкономики в курсе экономической теории, что более подробно описано в задачах работы.

Задачи соответствующей работы:

      Элементы рыночного механизма и принципы их функционирования. Рыночное равновесие

      Конкуренция - как элемент рыночного механизма

      Конкуренция и монополия

      Процесс становления рыночного механизма в современной экономике России

Для написания данной курсовой работы использовалась  научная литература, а также статьи из интернета и научных экономических журналов.

 

 

1.     Элементы рыночного механизма и принципы их функционирования. Рыночное равновесие

 

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

Рынок можно рассматривать по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков.  Рынок, классифицируется также на:

      Рынок средств производства

      Рынок рабочей силы

      Рынок капитала и финансов

      Рынок потребительских товаров

      Рынок информационных материалов и информационных услуг

Рыночный механизм – механизм динамического взаимодействия спроса и предложения. Основными элементам рынка являются – спрос, предложение и равновесная цена. Спрос – это желание и возможность экономического субъекта купить некоторое количество благ по определенной рыночной цене. Если у потребителя нет денег на приобретение товара, то он не может предъявить на него спрос, хотя испытывает в нем потребность. Основное свойство спроса заключается в том, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены товара ведет к соответствующему росту величины спроса, и наоборот. Обратная связь между ценой блага и величиной спроса на него называется Законом спроса. Эту связь можно изобразить графически на рис. 1. (Приложение 1)

На горизонтали оси показана величина спроса, или количество продукта,  а на вертикальной оси  - его цена.  Отрицательный наклон кривой спроса D отражает отмеченную обработанную зависимость между ценой и величиной спроса: если при цене PA  потребители предъявляют спрос на количество товара в объеме QA , то при возрастании цены до PB величина спроса уменьшается до величины  QB, и наоборот. В данном случае осуществляется движение по кривой спроса, сама же кривая спроса  D не меняет положения. Кроме того она может служить инструментом графического анализа не только индивидуального, но и рыночного (отраслевого) спроса.

Конфигурация кривой D и отражаемое ей правило спроса объясняются при помощи двух взаимосвязанных эффектов: Эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода – отражает связь цены с богатством потребителя или с уровнем его реального дохода. Эффект замещения – отражает взаимосвязь относительных цен товаров и объема спроса потребителя. Если экономические интересы потребителя заключаются в стремлении купить больше и дешевле, то производители заинтересованы в прямой связи между ценой и количеством предлагаемого на рынке продукта: продать дороже и только в этом случае – больше.

Предложение – это желание и возможность экономического субъекта произвести и поставить на рынок некоторое количество блага по определенной цене. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения, что и показывает кривая предложения  на рис. 2. (Приложение 2)

Производители хотят изготовить и предложить на продажу большее количество своего продукта по более высокой цене: QB  может превысить ранее предлагаемый рынку объем QA лишь в том случае, если PB будет выше, чем РА, и наоборот. Прямая связь между ценой продукта и величиной предложения называется Законом предложения. В данном случае движение по кривой предложения, сама же кривая S не меняет своего положения. Причем так же, как и кривая спроса, она может использоваться для анализа не, только предложения одной фирмы, но и рыночного (отраслевого) предложения.[4, c. 96]

Как и в случае со спросом, любые другие факторы, влияющие на предложение, кроме цены данного товара, приводят к изменению уровня предложения, что графически отображается смещением самой кривой предложения.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения. Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня. Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. 3(Приложение 3)

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

1.   Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.

2.   Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.

3.   Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.

4.   Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага. [1 c. 156]

Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения. Однако не всегда "срабатывают" названные выше "четыре правила" спроса и предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.

Научно обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость:

а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой;

б) соблюдать все остальные условия равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов. [2, c. 45]

Изложенная выше модель рынка статическая, поскольку распространяется на определенный фиксированный период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. Включение в модель зависимости спроса, предложения и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель. Если допустить, что под воздействием спроса реакция предложения будет более медленной, возникает иной вариант, который в экономической науке называется "паутинообразной моделью", предполагающей, что осуществление нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров функций спроса и предложения.

            Анализ начинается с выявления специфики рынка совершенной конкуренции. Это означает, что исследуется абстрактная модель общественной формы отношений экономических субъектов в сфере обмена ценностями, где отсутствуют транзакционные  издержки, а отношения между собственниками факторов производства и жизненных благ оптимизированы и отражают высокий уровень их мотивации. В зависимости от специфики рынка поведение кривой спроса и предложения меняется, что влечет изменение равновесной цены. Для того чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения, выйти на взаимодействие решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже. До сих пор мы рассматривали цены как возможные. Мы говорили: если цена такая-то, то и сумма будет иной. Условно предполагалось, что взаимодействие идет между единичным покупателем и единичным продавцом. Частный собственник предъявляет спрос или предлагает свой товар на продажу в зависимости от структуры цен, структуры имеющихся у него запасов и характера предпочтений. Реализация желаний может натолкнуться на препятствие: то нужного товара нет, то он есть, но в недостаточном количестве, то цена оказывается неподходящей.
На рынке продавцов и покупателей много. Каждый из них имеет определенную кривую спроса или предложения. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенного влияния на цену товара. Численность и состав групп продавцов и покупателей изменяется при изменении цены. При высокой относительной цене данного блага на рынке появится множество продавцов; напротив, при падении относительной цены многие решат отказаться от продажи данного блага и, возможно, станут покупателями. Рыночное равновесие устанавливается тогда, когда количества, представленные к продаже, совпадают со спросом при данной цене. Равновесной ценой и называется цена, при которой уравновешиваются спрос и предложение. При любой цене, превышающей равновесную цену, величина предложения окажется больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящихся избавится от своего излишка. Снижение цены сократит предложение и одновременно побудит покупателей покупать данный продукт в большем количестве. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта.
Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесная цена не оставляет обременительный излишек у продавцов и не создает ощутимых нехваток для потенциальных покупателей. Взаимодействие спроса и предложения представляет собой процесс взаимного приспособления.  Важнейшим условием существования такого набора цен, который приводит к установлению состояния равновесия на всех рынках, является выпуклость множества производственных и потребительских возможностей. Если в отрасли имеется только один производитель товара или услуг, он может полностью контролировать объем предложения и очень влиять на цены. В реальной экономике развитых стран нет чистой монополии, как и нет совершенной конкуренции. Наиболее наглядно монополизм проявился в экономике СССР, когда объемы производства и цены диктовались отраслью и находились под контролем государства. При полной негибкости цен колебания спроса и предложения вызывали здесь появление дефицита или затоваривания.

2.     Конкуренция – как элемент рыночного механизма

 

Конкуренции в хозяйственной жизни общества глубока и  многогранна.

Способствуя росту наиболее эффективных производств и вымывая  неэффективные хозяйственные  звенья,   конкуренция   выступает   в   качестве   механизма регулирования народнохозяйственных пропорций. Она проявляет себя как способ, ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности  хозяйствования. С точки  зрения  отдельного  предпринимателя,  конкуренция  -  это  процесс состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос.

  Экономическая  природа конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это  означает,  что уже само наличие конкуренции, с  одной  стороны,  указывает  на  возможность закрепления  за   хозяйствующими   субъектами   определенной   экономической свободы, а с другой  стороны,  что  особенно  важно,  -  на  рассредоточение экономической  власти  среди  агентов  рынка,  позволяющее  им  осуществлять свободный  выбор.  

    Во-вторых,   обеспечивая   равные   принципы   состязательности,    она противодействует абсолютному доминированию, какого  -  либо  из  преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых разновидных  их  типов  и форм.  Крупные  предприятия  выигрывают  за  счет  экономической   мощи   и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью. В то время  как  специализированные предприятия выигрывают благодаря  своей  способности  к  приспособляемости, «фирмы - новаторы» пользуются преимуществами  первопроходцев.  При  этом следует иметь  в  виду,  что,  если  конкуренция  как  таковая  в  принципе предполагает  существование  разных  по  масштабу   и   форме   организации предпринимательских структур,  то  реальное  их  многообразие  в  экономике зависит от степени ее жесткости.

  Наконец конкуренция - это условие рыночной активности. Задавая критерии,  эффективности и ориентируя рынок на  поиск  лучших  условий  хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования  форм и способов хозяйствования,  становясь  «вечным  двигателем»  развития  самой рыночной функции. Не столько повышение качества и сокращение  затрат,  но  и поиск новых  рынков,  создание  новых  товаров  и  услуг;  применение  новых методов предпринимательства становится  повседневной  заботой  конкурентов.[10, c. 266]

Конкуренция - это соперничество между людьми,  фирмами,  организациями, территориями, заинтересованные в достижении одной и той же цели. Предмет конкуренции – товар, посредством которого  соперники  стремятся завоевать потребителя и его деньга.

Информация о работе Процесс становления рыночного механизма в современной экономике России