Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2011 в 18:50, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в той неблагоприятной экономической обстановке, которая сложилась на сегодняшний день в России, перед отечественными компаниями как никогда остро стоит проблема преодоления кризисной ситуации путем применения конкретных и эффективных мер. Возникает потребность поиска действенных технологий по выходу из состояния кризиса на предприятии, необходимость освоения современных методов реструктуризации собственности.
Введение. 3
1. Слияния и поглощения и их сущность 4
1.1. Понятие «слияния и поглощения». 4
1.2. Эффект масштаба. Виды «слияний и поглощений»……………………….14
1.3. Прогнозирование эффекта от слияний и поглощений. 16
2. Практика слияний и поглощений компаний на примере российской экономики. 18
2.1. Особенности слияний и поглощений в России. 18
2.2. Ёмкость рынка M&A в России 20
Заключение. 22
Библиографический список……………………………………………………… 23
• по мере роста
размеров предприятия увеличиваются
возможности использования
• на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование;
• больше возможностей
для диверсификации деятельности, развития
побочных производств, выпуска продукции
на базе отходов основного
Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:
• снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость;
• затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;
• в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;
• с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и т. п.
Эффект масштаба
проявляется в отдельных
В некоторых отраслях кривые средних долгосрочных издержек вначале быстро снижаются, а затем достаточно долго остаются на одном уровне — горизонтальные участки. На таких участках отдача от роста масштабов производства является постоянной, и могут существовать и эффективно работать как мелкие, так и крупные фирмы. Примером могут служить предприятия по производству одежды, обуви, магазины.
В
современном корпоративном
В зависимости от характера интеграции компаний можно выделить следующие виды «слияний и поглощений»:
В свою очередь
можно выделить три разновидности
конгломератных слияний:
• Слияния с расширением продуктовой
линии (product line extension mergers), т.е. соединение
неконкурирующих продуктов, каналы реализации
и процесс производства которых похожи.
В качестве примера можно привести приобретение
компанией Procter & Gamble, ведущим производителем
моющих средств, фирмы Clorox – производителя
отбеливающих веществ для белья.
• Слияния с расширением
рынка (market extension mergers), т.е. приобретение
дополнительных каналов реализации продукции,
например, супермаркетов, в географических
районах, которые ранее не обслуживались.
• Чистые конгломератные
слияния, не предполагающие никакой общности.
А | Увеличение доходов | Эффект синергии | |
В | Снижение затрат | ||
С | Снижение налогов | ||
D | Снижение стоимости капитала |
Объединение
компаний дает экономический и финансовый
эффект. Как обеспечить, чтобы он был
положительным? Сделки слияний и поглощений
преследуют цель получения "синергии"
- дополнительного эффекта от объединения
ресурсов компаний или операций нескольких
компаний. Ожидаемый эффект, увеличение
доходов и снижение затрат, обычно описывается
по следующей схеме:
Рисунок 4 - Ожидаемый эффект, увеличение доходов и снижение затрат. [1]
На практике для максимизации эффекта синергии необходимо тщательно выбирать тип слияния, цель и стратегию. Нужен реалистичный подход к оценке компаний, умение предвидеть проблемы и результаты. Автоматически эффект синергии не появляется - надо тщательно искать и подбирать источники синергии, и планировать их. Но очень многие компании, планируя подобные сделки:
Задача усложняется тем, что объединение компаний, кроме экономии и дополнительной прибыли, создает и дополнительные расходы, которые часто трудно прогнозировать. При подробном анализе или после окончания сделки может выясниться, что на каждый фактор повышающий прибыльность найдется, и не один, фактор, действующий в обратном направлении.
Как сохранить «Синергию»?
Чистый
прирост стоимости?
Синергия - Затраты
Рисунок 5 - Предполагаемые затраты и потери от слияний. [1]
Чтобы сравнить предполагаемые затраты и потери от слияний, следует оценить как минимум 4 группы факторов:
Если экономию можно оценить достаточно точно, то прирост прибыли и ответ рынка можно только прогнозировать. Чтобы составить прогноз, требуется тщательный анализ конкурентной позиции, рынков, технологий, причем точность такого прогноза всегда будет зависеть от множества допущений.
Есть граница эффективного расширения для любой компании, которая выбрала стратегию диверсификации. По мере расширения положительный эффект будет убывать, поскольку растут риски и неопределенности, связянные с деятельностью компании. Появляются также дополнительные проблемы: координации развития, перераспределения прибыли, управление темпами роста различных подразделений. В случае тесной интеграции любые изменения в конкурентной среде обычно приводят к потере эффективности и снижению нормы прибыли.
Повышенные
риски отражаются на возможности
кредитоваться, на трудностях с определением
приоритетов отдельных
Например, в фармацевтике практически не создается вертикальных холдингов, поскольку очень слаба связь производства препаратов и розничной торговли. В сфере оптовой торговли на первое место выходит логистика, управление запасами многих тысяч наименований, знание рынка. Розничная торговля занимается рекламой, клиентами, регулированием продаж, вопросами качества. Почти нет компаний, которые бы перешли границу между секторами, так как негативные тенденции при объединениях очень сильны. [8]
Большинство российских компаний были образованы в процессе акционирования и приватизации. Приватизация ряда компаний происходила путем их выделения из определенных государственных структур и их возмездной передачи в состав частных структур. Данный факт позволяет рассматривать приобретение компаний в процессе приватизации как полноценный элемент стратегии слияний и поглощений, продолжающий иметь большое значение в современных российских условиях. В соответствии с российской моделью существовало три варианта приватизации.
Характерным видом сделок по переходу корпоративного контроля можно назвать участие в денежных аукционах и инвестиционных конкурсах, по существу мало отличающихся друг от друга из-за ряда льгот, позволяющих избежать выполнения инвестиционных условий, и участие в ваучерной приватизации при условии концентрации определенной суммы ваучерных чеков. Определенными направлениями развития данного вида сделок в будущем можно считать приобретение крупных пакетов акций на аукционах, спецаукционах. [2]
Другим видом сделок, характерным для России, можно считать аккумулирование долгов поглощаемой компании и конвертация их в акции компании в процессе банкротства. При проведении процедуры банкротства возможно подписание мирового соглашения, по которому кредитор получает свой долг акциями предприятия. При определенной заинтересованности в поглощении компании достаточно легко возбудить процедуру банкротства, учитывая значительную обремененность большинства российских компаний долгами, а затем конвертировать долги в акции. В соответствии со ст. 3 и 5 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года основанием для подачи заявления в арбитражный суд о признании предприятия-должника банкротом считается неоплата в течение трех месяцев денежных обязательств в размере, превышающем 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Для избегания банкротства многие компании готовы продать имеющиеся в их собственности контрольные пакеты акций других предприятий либо заключить мировое соглашение.
В России слияния и поглощения обладают рядом существенных отличий от нормальной практики проведения слияний и поглощений в развитой рыночной экономике.
Зарождение института слияний и поглощений в России началось примерно с середины 90-х годов. Первыми в волне слияний оказались компании нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Создаваемые в то время вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) стали своеобразными пионерами в области слияний в России, являясь классическим примером вертикального типа слияний. Подобные слияния помогли решить не только производственные задачи, но и создали предпосылки для обеспечения конкурентоспособности российских ВИНК на мировом рынке.
Говоря
об интегральных слияниях, можно сказать,
что они, пожалуй, более всех других
типов слияний распространены в
России. Вертикально интегрированная
схема функционирования компаний особенно
эффективна при том кризисе неплатежей,
который имеет место в России и по сей
день. Вертикальные слияния, кроме всех
описанных выше преимуществ, в российских
условиях имеют еще одно, пожалуй, самое
важное - они позволяют решить проблему
с дебиторской задолженностью.
Еще одной отличительной чертой российских слияний и поглощений является их чрезмерная политизированность. Большинство из них выражают политические интересы либо местных администраций, либо других уровней власти, то есть о стремлении к достижению приоритетной цели в рыночной экономике - увеличению благосостояния акционеров - не может быть и речи. Как правило, подобные сделки идут вообще вразрез с интересами акционеров.
Информация о работе Процессы слияний и поглощений как формы передела собственности