Происхождение, сущность и функции денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучение особенностей функционирования, происхождения денег, а также значение денег в современном мире.
Объект: деньги как основа денежной системы.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие цели:
1. Дать понятие, определить сущность и функции денег;
2. Выяснить происхождение денег;

Содержание

Введение…………………………………………………………….
1. Теоретические основы понятия деньги…………………….
1.1 Деньги: понятие, сущность, виды, функции………………….
1.2 Происхождение денег…………………………………………..
2. Спрос и предложение на деньги……………………………
2.1 Предложение на деньги………………………………………..
2.2 Спрос на деньги………………………………………………...
2.3 Равновесие на денежном рынке………………………………
3. Особенности денежной системы РФ……………………….
3.1 Денежная единица РФ и денежное обращение ………………
3.2 Выводы и рекомендации……………………………………….
Заключение………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………
Приложения…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

куросвая.docx

— 216.84 Кб (Скачать документ)

     Основным  принципом организации денежного  оборота является целевое использование  наличных денежных средств. Структура  приходных и расходных кассовых операций фиксируется в банковской ведомости «Учет кассовых операций», которая ведется всеми банками  независимо от объема кассовых операций. Центральным банком РФ установлена  пятидневная отчетность по этой ведомости, что позволяет ему определить эмиссионный результат и выработать эмиссионную политику на перспективу.

     Расчеты между коммерческими, кооперативными банками и другими кредитными учреждениями производятся расчетно-кассовыми  центрами (РКЦ) Центрального банка РФ, организованными в местах нахождения учреждений банков.

     Характерной особенностью формирования кассовых ресурсов РКЦ является возможность привлечения  денежных средств из денежных хранилищ (резервных фондов), что, по сути, представляет собой не просто возврат денег  в обращение за счет собранной  накануне выручки, а привлечение  дополнительных денежных ресурсов - эмиссию.

     Государственный контроль за денежным обращением; это одно из направлений государственного финансового контроля, содержанием которого является совокупность контрольных мероприятий, проводимых компетентными субъектами контроля и направленных на обеспечение соблюдения законодательства о денежном обращении.

     Денежное  обращение в Российской Федерации  регулируется Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О валютном регулировании  и валютном контроле», а также  изданными Центральным банком в  рамках своей компетенции Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации и Порядком ведения  кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ.[11]

     На  основании структуры (группировки  норм) подотрасли финансового права; права денежного обращения, можно утверждать, что контроль за денежным обращением включает в себя несколько направлений:

  • контроль за наличным денежным обращением;
  • за безналичным денежным обращением;
  • за валютным обращением (валютный контроль);
  • контроль в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

     Задачами  государственного финансового контроля за денежным обращением являются:

  • контроль за состоянием и обращением наличной денежной массы, в том числе и за соблюдением порядка ведения кассовых операций;
  • обеспечение выполнения действующего законодательства в сфере безналичных расчетов;
  • обеспечение соблюдения правил обращения наличной и безналичной иностранной валюты, включая обеспечение соблюдения порядка об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;
  • предотвращение и минимизация нелегального денежного обращения и противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.

     Сегодня, во время проведения реформ, на первый план вышла проблема недопущения  в российскую экономику капиталов, полученных в результате преступной деятельности.[13]

     Оборот  капитала, т.е. движение финансовых средств, неотъемлемый элемент современной  экономики. Само существование экономических  отношений зависит от непрерывного и бесперебойного движения финансовых средств. В любом государстве  существует так называемая теневая  экономика, которая является составной  частью неформального сектора экономики, охватывающего как легитимные, так  и нелегитимные виды экономической  деятельности.

     Поскольку все экономические отношения  опосредованы движением денежных средств, то и оборот капитала, в свою очередь, делится на две части; легальный  и нелегальный, то есть денежный оборот в теневой экономике. Причем обе  эти части не являются статичными, происходит постоянное «перетекание» капитала из теневой экономики в легальную и наоборот.

     Обращение капитала в теневой экономике  связано с постоянным увеличением  нелегально полученных денежных средств. Причем последние не оказывают никакого положительного влияния на экономику  государства и не могут быть использованы на общественно полезные цели, поскольку  выведены из легального оборота. Напротив, нелегально полученные денежные средства используются для финансирования дальнейшей преступной деятельности. В результате государству причиняется прямой финансовый ущерб.

     Государственный финансовый контроль денежного обращения  проводит Банк России посредством контрольной  деятельности в этой сфере кредитных  организаций. Последние, в свою очередь, осуществляют этот же контроль за всеми хозяйствующими субъектами в РФ.

     В то же время банковская деятельность, в силу своей специфики, позволяет  осуществлять контроль в этой сфере  без дополнительных финансовых, организационных  и технических затрат. Кредитные  организации не только обладают полной информацией об операциях субъектов  предпринимательской деятельности, но и имеют соответствующий контрольный  инструмент; отказ в проведении незаконных операций по счетам юридических и  физических лиц. Поэтому, с точки  зрения автора, можно говорить об опосредованном государственном финансовом контроле, который осуществляется Центральным  банком РФ через кредитные организации.

     В свою очередь, Центральный банк обладает всеми государственно-властными  инструментами воздействия на деятельность кредитных организаций (включая  право применения санкций), что позволяет  сделать контроль со стороны Банка  России более эффективным и обеспечить действия кредитных организаций  в рамках установленных предписаний.

     Можно выделить несколько направлений, по которым осуществляется взаимодействие Банка России и коммерческих банков в процессе проведения финансового  контроля денежного обращения.

     1. Коммерческие банки и иные  кредитные организации предоставляют  в ЦБ РФ отчетность в установленной  нормативно-правовыми актами форме.

     2. Уполномоченные банки являются  агентами валютного контроля  и осуществляют свои полномочия  в рамках лицензии на валютные  операции, выданной Центральным  банком РФ.

     3. В сфере валютного контроля за соблюдением операций, связанных с движением капитала, уполномоченные банки контролируют наличие разрешений, выданных территориальным учреждениями ЦБ РФ, а также соблюдение юридическими лицами условий полученных ими разрешений.

     4. Являясь одним из субъектов  валютной операции, кредитные организации  контролируют соответствие каждой  конкретной операции, непосредственными  сторонами которой являются юридические  и физические лица, как резиденты,  так и нерезиденты.

     5. В целях реализации установленного  Порядка ведения кассовых операций  кредитные организации устанавливают  кассовые лимиты предприятиям, учреждениям  и организациям. В свою очередь,  Центральный банк устанавливает  лимит кассы для каждого банка  и иной кредитной организации.

     6. Коммерческие банки проводят  проверки юридических лиц по  вопросам соблюдения последними порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. При этом Банк России контролирует деятельность кредитных организаций в этой области путем проведения проверок банков и анализа представляемой ими отчетности.

     7. В целях противодействия легализации  (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, кредитные организации  в процессе осуществления ими  операций с денежными средствами  или иным имуществом обязаны  фиксировать информацию, виды и  объем которой определены в Федеральном законе. Всю указанную информацию коммерческие банки направляют в виде электронных отчетов в территориальные учреждения Центрального банка для последующей передачи в Комитет РФ по финансовому мониторингу.

     В свою очередь, Банк России устанавливает  порядок представления кредитными организациями отчетности о фиксировании, хранении и информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организации в банках внутреннего контроля в рамках противодействия  легализации доходов, полученных преступным путем. Кроме того, Банк России осуществляет контроль достоверности предоставляемой  ему отчетности.

     8. Центральный Банк РФ проводит  инспекционные проверки кредитных  организаций для оценки организации  их работы в области противодействия  легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем,  а также проверки соответствия  деятельности кредитной организации  положениям Федерального закона  и нормативных актов Банка  России в части получения и  представления информации об  операциях, подлежащих обязательному  контролю.[9]

     Таким образом, система государственного контроля над денежным обращением состоит  из двух уровней. Нижний уровень представлен  коммерческими банками, непосредственно  осуществляющими контрольные мероприятия  в отношении подконтрольных объектов; юридических и физических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами. Верхний уровень представлен  компетентными органами государственной  власти (ЦБ РФ, ГТК РФ, Комитет по финансовому мониторингу РФ), которые  контролируют соблюдение законодательства о денежном обращении только в  отношении коммерческих банков. Т. е. верхний уровень контролирует нижний уровень, но не проводит контрольные  мероприятия в отношении хозяйствующих  субъектов. Поэтому государственный  финансовый контроль над денежным обращением является опосредованной формой контроля. 

     3.2 Выводы и рекомендации 

     В России существует национальная денежная единица – рубль.

     За  Центральным банком РФ закреплено исключительное право осуществлять эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.

     Поэтому общий размер денежной базы страны можно определить по балансу Центрального банка. Хотя источником денежной массы в России является ЦБ, коммерческие банки тоже участвуют в создании денег вместе с ним. Но так как одной из функций ЦБ является контроль за коммерческими банками на основе хранения резервов и реализации ценных бумаг, то все деньги, созданные, в том числе, и коммерческими банками, отражаются на балансе ЦБ.

     Организацию налично-денежного обращения осуществляет Центральный банк РФ, это одна из его основных функций.

     Объем наличных денег, входящих в состав денежной массы, вырос на 1 марта до 4,893 триллиона  рублей с 4,826 триллиона рублей на 1 февраля (в сравнении с прошлым годом, по данным приложения 1).

     Объем безналичных средств увеличился до 14,639 триллиона рублей с 14,477 триллиона  рублей на 1 февраля (в сравнении с прошлым годом, по данным приложения 1).

     Основная  проблема финансового рынка России является теневая экономика. Поэтому  сегодня совершенно очевидна необходимость контролирования источников теневого капитала и тех целей, на который он используется. Этот вид контроля должен входить в систему государственного финансового контроля, поскольку он может осуществляться исключительно государственными органами по поводу законности происхождения денежных средств и операций с ними.

     Особо необходимо отметить, что контроль Банка России над кредитными организациями  включает контроль не только деятельности самих кредитных организаций  в сфере соблюдения правил ведения  кассовых операций и операций с иностранной  валютой, но и контроль на предмет  выполнения коммерческими банками  контрольных функций, возложенных  на них законодательством РФ. Такое  построение системы финансового  контроля обусловлено большим количеством  подконтрольных объектов (юридических  и физических лиц). В этих условиях непосредственно самому Центральному банку сложно с организационной  точки зрения эффективно осуществлять контрольные полномочия.

     Основными направлениями этой деятельности Банка  России являются:

     • защита платежного оборота от фальшивомонетничества;

     • оптимизация структурных затрат, связанных с производством денежных знаков;

     • улучшение потребительских свойств  банкнот и продление срока  их жизни;

     • оптимизация структуры наличных денег.

     Для реализации этих задач Банком России предприняты следующие шаги:

  1. Предъявление требований к кредитным организациям по поддержанию чистоты находящейся в обращении денежной наличности.
  2. Плановая модернизация защитного комплекса банкнот Банка России.

Информация о работе Происхождение, сущность и функции денег