Пути ограничения теневой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание

Актуальность проблем, выбранной мною курсовой работы, не нуждается в специальном обосновании. Удельный вес и влияние криминального сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..……....2 Глава 1. Определение и сущность теневой экономики…..………………………….………..….3 1.1 Понятие теневой экономики…………………………………………………………...……….3 1.2 Структура теневой экономики……………………………………………….………………...7 1.3 Масштабы теневой экономики…………………………………………………………………8 Глава 2. Причины и последствия теневой экономики……..……………………………………11 2.1 Причины возникновения теневой экономики…………………………………….…………11 2.2 Эволюция теневой экономической деятельности………………………………..………….13 Глава 3. Пути ограничения теневой экономики………………………………….…….….........16 3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в России……...........16 3.2 Подходы к «высветлению» теневой экономики……………………………………….........24 Заключение………………………………………………………………………………....……...28 Список литературы…………………………………………………………………………..........29

Работа состоит из  1 файл

тенев экон кр.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

3.2              Подходы к «высветлению» теневой экономики

В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреж­дениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики.

Первый —радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы «тене­вой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производствен­ных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, — с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков»-хозяйственников, испы­тавших все «прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и жела­ющих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п.

Второй — репрессивный — подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразде­лений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам».

Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования по­следствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания теневой части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать до­ходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество. Не только богатый мировой опыт (в том числе примеры латиноамериканских стран), но и практика преобразований в России свидетельствуют: «теневая» экономика есть реакция хозяйствующих субъектов и граждан на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела (чего стоит недавнее публичное признание председателем Верховного суда РФ того, что судебные решения исполняют криминаль­ные структуры).

В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, экономические результаты его принятия окажутся во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы — ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций — их усиление.

Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преиму­щественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков»-хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым «теневая экономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Под­держка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих «лежащих на боку» предприятий, как представляется, не поз­волит создать оптимального баланса сил в обществе. Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как «относительно низкий», а -уровень сопротивления властям — как «относительно высокий». В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.

Предприниматели рассматриваемой категории постоянно находятся под «дамокловым мечом», причем угрозы идут и от государства, и от криминальных элементов. Уходя от налогов, «теневик»-хозяйственник не избегает поборов: взяток чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету (за «крышу»). Экономические последствия этих поборов ддя предпринимателей те же самые, что и результаты жесткого налогового прессинга, однако соответствующие средства выплачиваются государственным и частным рэкетирам, а значит, налицо состав преступления. Такое положение комфортным не назовешь, и с накоплением минимально достаточного капитала у его субъекта (особенно с увеличением возраста и появлением перспективы передачи денег по наследству) резко нарастает стремление «спать спокойно».

Однако это лишь морально-психологическая сторона дела. А есть и чисто экономические факторы, связанные, в частности, с тем, что любая сфера, в том числе «теневая», имеет свои пределы поглощения капитала, и раньше или позже «теневики»-хозяиственники оказываются перед необходимостью выхода за границы занятой ниши.

Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности –неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Примерная программа действий следующая:

       Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного  ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут «отсасывать» деньги из теневого оборота;

       Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;

       Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов;

       Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.

В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику — едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномас­штабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капи­талов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела — задача, достойная истинных реформаторов.

 

 

 


Заключение

 

Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.

Итак, в России параллельно легальной экономике возникла те­невая, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневой эконо­мике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в офи­циальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила це­нообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, рабо­тают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механиз­мы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия рабо­ты предприятий. Специалисты, занимающиеся проблемами теневой экономики, стали вести речь даже о "теневом порядке" в российском обществе. Трудно ожидать, что в ближайшие пять-десять лет эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического по­ведения. Скорее всего, нас ожидают постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм.

Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инно­ваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

Программа интеграции теневого капитала с легальным — лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого — во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.

 

 

             

 

 

Список литературы.

Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" 22 марта 1991 г.

Закон РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г.) от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ

Закон РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации"

Указом Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (1992 г.)

Законопроект «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам»

 

1)      Егоршин В.М., Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности. СПб.: Фонд “Университет”, 2000

2)      Кудрявцев В.Н., Лунеев В.В., Наумов А.В. Организованная преступность и коррупция в России (1997 – 1999). М.: ИНИОН, 2000.

3)      Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М.: РГГУ, 2000

4)      Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма. - Вопросы экономики. - 1998

5)      Латов Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. М.: МОНФ, 2001

6)      Скобликов П.А. Имущественные споры и криминал в современной России. М.: Дело, 2001. 344 с.

7)      Сатуев Р.С., Шраер Д.А., Яськова Н.Ю. Экономическая преступность в финансово-кредитной сфере. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.

8)      Сергеев Е. Теневики. Борьба с дельцами теневой экономики. М.: ООО “Фирма “Хельга””, 2000.

9)      Сигов В.И., Смирнов А.А. Теневая экономика: генезис, современные тенденции, стратегия и тактика вытеснения из национального хозяйства России: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1999.

10)  Слинько И.А. Вторичная занятость, задолженности по заработной плате, уклонение от налогов и предложение на российском рынке труда. М.: Российская экономическая школа, 1999

11)  Свенссон Б. Экономическая преступность, - М.: Прогресс, 1997

12)  Пинкевич Т.В. Преступления в сфере экономической деятельности: уголовно-правовая характеристика, система, особенности квалификации. Ставрополь, 1999.

13)  Панова Е.И. “Теневой” сектор и экономический рост. М.: Российская экономическая школа, 1998

14)  Тимофеев Л.М. Институциональная коррупция: Очерки теории. М.: РГГУ, 2000.

15)  Шестаков А.В. Теневая экономика: Учеб. пособие. М.: Издат. дом ”Дашков и К”,

16)  Исправников В., Куликов В.: «Как «высветлить» реформируемую экономику», РЭЖ №5-6, 1997 г.

17)  Кузнецова Т.: «Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России», Вопросы экономики №9, 1998г

18)  Матвеев А.: «Экономика и жизнь» Январь 1999  № 01 (8747)

19)  Телешун С.: «Теневая политика - явление не всегда отрицательное», Ведомости, 8.08.97

20)  Щербакова Л.: «Сереем «всем миром» », Эко №6, 1997 г

http://newasp.omskreg.ru/

http://chinovnik.uapa.ru/old/index.html

http://corruption.rsuh.ru/index.html

http://www.anti-corr.ru/

http://www.russ.ru/antolog/predely/4/kordon.htm

http://www.ruseconomy.ru/nomer1_200101/ec27.html

 

 

 

29

 



[1] См.: Шохин А.Н. Социальные проблемы перестройки. - М.: Экономика, 1989.

[3] См.: Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России// Вопросы экономики. 1998. № 3.

[4] См.: Ginsburgh. V., Michel. P. and Padoa Shioppa. F. (1985) Macroeconomicpolicy in the presence of an irregular sector. In: The economics of the Shadow Economy. Ed. By W. Gaerther, and Wenig.

[1] См.:Корягина Т.И. Теневая экономика в СССР - Вопросы экономики. - 1990. - № 3 . - С. 33.

[2] См.:Исправников В.О., Куликов В.в. Теневая экономика: иной путь и третья сила. - М.: "Российский экономический журнал", Фонд "За экономическую грамотность", 1997. - С. 16.


Информация о работе Пути ограничения теневой экономики