Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 12:43, доклад
Но после окончания вуза многие выпускники сталкиваются с проблемами трудоустройства. Анализ рынка труда Челябинской области показывает, что в течение последних лет увеличилось число обращений безработных выпускников учреждений профессионального образования (далее - УПО): вузов, ссузов и ПУ - в органы службы занятости по вопросам трудоустройства.
ФГОУ ВПО
Уральская
Государственная Академия Ветеринарной
Медицины
Кафедра экономики и
организации АПК
Выполнил
Троицк, 2010
Выпускник современного ВУЗа должен получить широкое и глубокое образование, позволяющее ему более полно и грамотно решать практические проблемы, и свободно адаптироваться к разным направлениям деятельности.
Но после окончания вуза многие выпускники сталкиваются с проблемами трудоустройства. Анализ рынка труда Челябинской области показывает, что в течение последних лет увеличилось число обращений безработных выпускников учреждений профессионального образования (далее - УПО): вузов, ссузов и ПУ - в органы службы занятости по вопросам трудоустройства. Увеличивается и численность выпускников, получающих статус безработных, ни дня не проработавших после студенческой и ученической скамьи. Ежегодный прирост составляет около 20%, в том числе: по выпускникам вузов - (25-30)%, ссузов -(15-26)%, ПУ - (15-18)%.
Однако рынок труда показывает, что около 80% вакансий составляют рабочие профессии. В последние годы увеличилась потребность в сварщиках, слесарях (ремонтниках, сборщиках), фрезеровщиках, сверловщиках, животноводах, водителях транспортных средств, кондукторах, крановщиках, малярах, штукатурах, монтажниках, плотниках, столярах, продавцах; среди должностей служащих некоторый рост потребности произошел по бухгалтерам, учителям, врачам, медицинским сестрам, воспитателям.
Налицо
несоответствие спроса и предложения
на рынке труда, которое и приводит
к тому, что в последние годы
постоянно увеличивается число
выпускников УПО, обращающихся в
службы занятости (СЗ) в поиске подходящей
работы и состоящих на учете в
СЗ в качестве безработных. Исследование
проблем трудоустройства
трудоустраиваются не по полученной специальности (профессии), в то же время невостребованными остаются выпускники с «модными» специальностями - юристы, менеджеры, экономисты, специалисты социально-гуманитарного профиля».
Из
анализа состава безработных
выпускников в разрезе
Ничуть
не лучше обстоят дела с трудоустройством
в Уральской Государственной
Академии Ветеринарной Медицины. В
среднем уровень
Выходом из этой ситуации может служить подготовка кадров «под заказ», и заключение договоров со студентами о дальнейшем трудоустройстве, по следующей схеме:
Предприятие
заключает договор со студентом
об оплате его учёбы в ВУЗе, а
студент в свою очередь, после
окончания обязан отработать на предприятии
определённый срок, постепенно возвращая
предприятию деньги затраченные на
его подготовку. Из 4433 выпускников всего558
были выпущены именно в соответствии с
заключёнными контрактами, по так называемой
целевой контрактной подготовке.
Почему же ежегодные выпуски молодых специалистов и рабочих не сглаживают, а, наоборот, усиливают дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда?
На наш взгляд, основными причинами этого являются следующие:
разрушена когда-то цельная и непрерывная цепочка подготовки специалистов и рабочих: профориентация в школе - вуз (техникум или училище) - завод (предприятие);
Федеральный закон «Об образовании» (от 10 июля 1992 года) снял с учебных заведений обязанность при подготовке рабочей силы ориентироваться на запросы рынка труда, беспокоиться о трудоустройстве выпускников;
фактически
утрачен контроль со стороны государства
за тем, кого и в каком количестве
готовят учебные заведения (особенно
на коммерческой основе); чтобы сегодня
«выжить», учебные заведения
ценность профессионального образования для молодежи стала в большей степени определяться ложными представлениями о престижности профессий и специальностей, а не востребованностью их на рынке труда;
рабочие места по массовым профессиям непривлекательны для молодежи (низкая зарплата, отсутствие социальных гарантий, неудовлетворительные условия труда и т. д.);
во
многих случаях качество предлагаемой
учебными заведениями рабочей силы
низкое, не соответствует сегодняшним
запросам работодателей;
-
внутрифирменное обучение на
предприятии, ранее доводившее
выпускника до «профессионала»,
Трудоустройство молодежи, осваивающей профессии и специальности, проблема не только личная, но и государственная. Неучастие государства в регулировании этого процесса ведет не только к серьезным экономическим потерям, когда сначала расходуются средства на профессиональную подготовку невостребованных специалистов, а затем приходится тратить средства на выплату им пособий по безработице и на переподготовку. Немаловажен для будущего государства социальный урон молодежной безработицы.
Однако проблема трудоустройства выпускников требует решения уже сегодня. В регионах есть опыт решения проблем подготовки квалифицированных кадров «на основе государственно-общественной модели управления системой подготовки кадров. Такая методика, такая модель существует, она разработана и действует в Хабаровском крае, Липецкой области ... ».
Интересный
опыт государственного подхода к
решению проблемы трудоустройства
выпускников УПО имеется в
Республике Саха (Якутия). Там не отказались
от распределения выпускников, проходивших
обучение за счет государственного бюджета,
с 2003 года существует постоянно действующая
рабочая комиссия по трудоустройству
выпускников профессиональных учебных
заведений под
Решение обсуждаемых проблем невозможно без активного сотрудничества системы профессионального образования с работодателями. Примеры продуктивного взаимодействия есть в области: ПЛ № 13 г. Магнитогорска и ОАО «ММК», ПУ № 69 и ОАО «Комбинат Магнезит» (г. Сатка), ПУ № 32, ПУ № 37 и ОАО «Мечел» (г. Челябинск), и др. Однако малый и средний бизнес пока мало участвует в этом процессе.
Более
тесное сотрудничество с работодателями
по этому направлению можно
Чтобы подняться и развиться до современного уровня, образованию требуется работа на заказ реальной сферы экономики. Тогда функционирование системы ради поддержания самой системы, в отрыве от потребностей реальной экономики, будет попросту невыгодно. Предприятия оживают и находят перспективу, выполняя заказы на изготовление какой-либо продукции, то же произойдет с образовательными учреждениями. Заказ - это и постановка конкретной задачи, и средства на ее исполнение, и гарантия востребованности новых квалифицированных кадров.
Один
из эффективных путей развития системы
образования в соответствие с
задачами промышленного развития, на
наш взгляд, заключается в развитии
интегрированной системы
За 2009 год Общее число выпускников, обучающихся за счет средств федерального бюджета составляет 377 человек, из них по целевым направлениям 21 обучающийся.
Из этого числа выпускников:94 — призваны в РВС, 21 — продолжают обучение в аспирантуре, 38 — находятся в декретном отпуске.
Общее число трудоустроенных: 224 человека.
Из них в сельском хозяйстве работают 75, в органах исполнительной власти 37 и 80 в др. сферах сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
Процент трудоустройства
в с/х составляет 85,7 %, процент
трудоустройства в сферы, не относящиеся
к с/х =14,3 %.
Общее число выпускников 2010 учебного года., обучающихся за счет средств федерального бюджета составляет 305 человек, из них по целевым направлениям 21 обучающийся.
Из этого числа выпускников: 89 — призваны в ряды Вооруженных Сил РФ, 13 — продолжают обучение в аспирантуре, 24 — находятся в декретном отпуске.
Общее число трудоустроенных: 179 человека.