Работа по трудоустройству студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 12:43, доклад

Описание

Но после окончания вуза многие выпускники сталкиваются с проблемами трудоустройства. Анализ рынка труда Челябинской области показывает, что в течение последних лет увеличилось число обращений безработных выпускников учреждений профессионального образования (далее - УПО): вузов, ссузов и ПУ - в органы службы занятости по вопросам трудоустройства.

Работа состоит из  1 файл

КОНФЕРЕН АПК.docx

— 22.24 Кб (Скачать документ)

ФГОУ  ВПО

    Уральская Государственная Академия Ветеринарной Медицины 
 
 

    Кафедра экономики и

      организации АПК   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил 
 
 
 

    Троицк, 2010

        Выпускник современного ВУЗа должен получить широкое  и глубокое образование, позволяющее  ему более полно и грамотно решать практические проблемы, и свободно адаптироваться к разным направлениям деятельности.

        Но  после окончания вуза многие выпускники сталкиваются с проблемами трудоустройства. Анализ рынка труда Челябинской  области показывает, что в течение последних лет увеличилось число обращений безработных выпускников учреждений профессионального образования (далее - УПО): вузов, ссузов и ПУ - в органы службы занятости по вопросам трудоустройства. Увеличивается и численность выпускников, получающих статус безработных, ни дня не проработавших после студенческой и ученической скамьи. Ежегодный прирост составляет около 20%, в том числе: по выпускникам вузов - (25-30)%, ссузов -(15-26)%, ПУ - (15-18)%.

        Однако  рынок труда показывает, что около 80% вакансий составляют рабочие профессии. В последние годы увеличилась потребность в сварщиках, слесарях (ремонтниках, сборщиках), фрезеровщиках, сверловщиках, животноводах, водителях транспортных средств, кондукторах, крановщиках, малярах, штукатурах, монтажниках, плотниках, столярах, продавцах; среди должностей служащих некоторый рост потребности произошел по бухгалтерам, учителям, врачам, медицинским сестрам, воспитателям.

        Налицо  несоответствие спроса и предложения  на рынке труда, которое и приводит к тому, что в последние годы постоянно увеличивается число  выпускников УПО, обращающихся в  службы занятости (СЗ) в поиске подходящей работы и состоящих на учете в  СЗ в качестве безработных. Исследование проблем трудоустройства выпускников  учебных заведений профессионального   образования   показывает,   что    «40%   молодых   людей

 

        

        трудоустраиваются не по полученной специальности (профессии), в то же время невостребованными  остаются выпускники с «модными»  специальностями - юристы, менеджеры, экономисты, специалисты социально-гуманитарного профиля».

        Из  анализа состава безработных  выпускников в разрезе специальностей (и профессий) видно, по каким из них  больше число выпускников со «свободным дипломом», кто чаще у нас в  области становится безработным.

        Ничуть  не лучше обстоят дела с трудоустройством в Уральской Государственной  Академии Ветеринарной Медицины. В  среднем уровень трудоустройства выпускников составляет 84% но распределяются в хозяйства только 45%, порядка 36% призываются в вооружённые силы РФ(таблица 4), остальные вынуждены трудоустраиваться самостоятельно и зачастую не по специальности. В результате этого создался район высокой концентрации специалистов, в то время когда в хозяйствах наблюдается острая нехватка специалистов. Причиной этого, является низкая заработная плата, отсутствие жилья, и плачевное состояние сельского хозяйства.

        Выходом из этой ситуации может служить подготовка кадров «под заказ», и заключение договоров  со студентами о дальнейшем трудоустройстве, по следующей схеме:

        Предприятие заключает договор со студентом  об оплате его учёбы в ВУЗе, а  студент в свою очередь, после  окончания обязан отработать на предприятии  определённый срок, постепенно возвращая  предприятию деньги затраченные на его подготовку. Из 4433 выпускников всего558 были выпущены именно в соответствии с заключёнными контрактами, по так называемой целевой контрактной подготовке. 

        Почему  же ежегодные выпуски молодых  специалистов и рабочих не сглаживают, а, наоборот, усиливают дисбаланс  спроса и предложения рабочей  силы на рынке труда?

        На  наш взгляд, основными причинами  этого являются следующие:

        разрушена когда-то цельная и непрерывная  цепочка подготовки специалистов и рабочих: профориентация в школе - вуз (техникум или училище) - завод (предприятие);

        Федеральный закон «Об образовании» (от 10 июля 1992 года) снял с учебных заведений  обязанность при подготовке рабочей  силы ориентироваться на запросы рынка труда, беспокоиться о трудоустройстве выпускников;

        фактически  утрачен контроль со стороны государства  за тем, кого и в каком количестве готовят учебные заведения (особенно на коммерческой основе); чтобы сегодня  «выжить», учебные заведения ориентируются, в основном, на запросы населения. «В настоящее время объемы и перечень специальностей и профессий, по которым готовят молодых специалистов, планируются на основе устаревшей или недостаточно проверенной информации, не отражающей производственных изменений на рынке труда и не учитывающей емкости рынка трудовых ресурсов» ;

        ценность  профессионального образования  для молодежи стала в большей степени определяться ложными представлениями о престижности профессий и специальностей, а не востребованностью их на рынке труда;

        рабочие места по массовым профессиям непривлекательны для молодежи (низкая зарплата, отсутствие социальных гарантий, неудовлетворительные условия труда и т. д.);

        во  многих случаях качество предлагаемой учебными заведениями рабочей силы низкое, не соответствует сегодняшним запросам работодателей; 

        - внутрифирменное обучение на  предприятии, ранее доводившее  выпускника до «профессионала»,  стало редкостью.

        Трудоустройство молодежи, осваивающей профессии  и специальности, проблема не только личная, но и государственная. Неучастие государства в регулировании этого процесса ведет не только к серьезным экономическим потерям, когда сначала расходуются средства на профессиональную подготовку невостребованных специалистов, а затем приходится тратить средства на выплату им пособий по безработице и на переподготовку. Немаловажен для будущего государства социальный урон молодежной безработицы.

        Однако  проблема трудоустройства выпускников  требует решения уже сегодня. В регионах есть опыт решения проблем подготовки квалифицированных кадров «на основе государственно-общественной модели управления системой подготовки кадров. Такая методика, такая модель существует, она разработана и действует в Хабаровском крае, Липецкой области ... ».

        Интересный  опыт государственного подхода к  решению проблемы трудоустройства  выпускников УПО имеется в  Республике Саха (Якутия). Там не отказались от распределения выпускников, проходивших  обучение за счет государственного бюджета, с 2003 года существует постоянно действующая  рабочая комиссия по трудоустройству  выпускников профессиональных учебных  заведений под председательством  вице-премьера Правительства Республики, Указом Президента Республики Саха (Якутия) принята концепция государственной  кадровой политики5.

        Решение обсуждаемых проблем невозможно без активного сотрудничества системы  профессионального образования  с работодателями. Примеры продуктивного  взаимодействия есть в области: ПЛ № 13 г. Магнитогорска и ОАО «ММК», ПУ № 69 и ОАО «Комбинат Магнезит» (г. Сатка), ПУ № 32, ПУ № 37 и ОАО «Мечел» (г. Челябинск), и др. Однако малый и средний бизнес пока мало участвует в этом процессе.

        Более тесное сотрудничество с работодателями по этому направлению можно выстроить  через Ассоциацию промышленных предприятии и банков области (ПромАсс) на основе действующего трехстороннего соглашения между работодателями, профсоюзами и Правительством Челябинской области.

        Чтобы подняться и развиться до современного уровня, образованию требуется работа на заказ реальной сферы экономики. Тогда функционирование системы  ради поддержания самой системы, в отрыве от потребностей реальной экономики, будет попросту невыгодно. Предприятия оживают и находят  перспективу, выполняя заказы на изготовление какой-либо продукции, то же произойдет с образовательными учреждениями. Заказ - это и постановка конкретной задачи, и средства на ее исполнение, и гарантия востребованности новых квалифицированных  кадров.

        Один  из эффективных путей развития системы  образования в соответствие с  задачами промышленного развития, на наш взгляд, заключается в развитии интегрированной системы обучения. Данная система представляет собой  пример эффективного сотрудничества трех сторон: студент - учебное заведение - работодатель. Каждая из сторон берет  на себя обязательства и выполняет  их. Необходимо организовать активное взаимодействие между предприятием и его потенциальными работниками  на всем протяжении обучения, тогда  работодатель получит возможность вырастить молодых, энергичных, высококвалифицированных специалистов. Только закрепить эту меру  

         За 2009 год Общее число выпускников, обучающихся за счет средств федерального бюджета составляет 377 человек, из них по целевым направлениям 21 обучающийся.

         Из этого числа  выпускников:94 — призваны в РВС, 21 — продолжают обучение в аспирантуре, 38 — находятся в декретном отпуске.

         Общее число трудоустроенных: 224 человека.

         Из них в сельском хозяйстве работают 75, в органах исполнительной власти 37 и 80 в др. сферах сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.

         Процент трудоустройства  в с/х составляет 85,7 %, процент трудоустройства в сферы, не относящиеся к с/х =14,3 %. 
 

         Общее число выпускников 2010 учебного года., обучающихся за счет средств федерального бюджета составляет 305 человек, из них по целевым направлениям 21 обучающийся.

         Из этого числа  выпускников: 89 — призваны в ряды Вооруженных Сил РФ, 13 — продолжают обучение в аспирантуре, 24 — находятся в декретном отпуске.

         Общее число трудоустроенных: 179 человека.

Информация о работе Работа по трудоустройству студента