Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:39, курсовая работа
Исходя из темы, можно обозначить цель исследования – распределение доходов и проблема справедливости в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие справедливости
Раскрыть концепции справедливости
Дать понятие прожиточный минимум
Провести наблюдение и выяснить, какова степень распределенности доходов в экономике России;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 5
1.1. Эгалитаристская концепция 7
1.2. Утилитаристская концепция 8
1.3. Роулсианская концепция 10
1.4. Рыночная концепция 12
ГЛАВА 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ И ПРОБЛЕМА
СПРАВЕДЛИВОСТИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 14
2.1. Соотношение доходов населения 2005г. к 2006г. 14
2.2. Прожиточный минимум Российской Федерации 16
2.3. Социальная справедливость и социальное неравенство
в условиях современной России 18
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Новый слой – элита – малочислен (вместе с высшим слоем – от 5 до 8%), очень богат (по некоторым данным, 1% семей имеет годовой доход свыше 400 тыс. долларов) и весьма неоднороден. Здесь имеет место конфронтационный плюрализм, где каждая из сторон стремится умножить символический «капитал» своего влияния и выработать свою модель социального, политического, экономического, культурного, идеологического пространства, что приводит к постоянной борьбе за передел сфер влияния.
Средние слои многие авторы склонны рассматривать как цементирующую силу современных обществ, причем проявляющую себя в качестве таковой в различных сферах. В области социальных отношений они являются той средой, которая способна «гасить» значительные противоречия между основными классами. В экономико-социальном плане средние слои выступают носителями тенденции сглаживания противоречий между содержанием труда представителей различных профессий, городским и сельским образом жизни. В сфере семейных отношений средние слои оказываются проводниками традиционных ценностей, сочетая их с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательном, профессиональном, культурном отношениях.
В культурной сфере эти слои представляют оплот ценностей общества. В политическом плане для них характерен незначительный разброс вокруг центра политического спектра, что делает их и здесь оплотом стабильности, залогом эволюционного характера общественного развития, формирования и функционирования гражданского общества. Поэтому без преувеличения можно назвать средние слои подлинными гарантами социальной стабильности в современном обществе – их роль в этом качестве была бы особенно важна для России.
Социальная структура российского общества выглядит как «придавленный к основанию треугольник» (в отличие от «лимона» в развитых странах или «Эйфелевой башни» – в латиноамериканских); особое значение в ней приобретает состояние маргинальности, сопровождающее вынужденный переход человека из одной социально-профессиональной группы в другую и существенно изменяющее характеристики социально-профессионального статуса.
Появились «новые бедные». И ранее, в советское время, в стране было достаточно малообеспеченных. Но более квалифицированный, более сложный труд оплачивался выше, чем малоквалифицированный. Образование являлось одним из основных структурообразующих факторов. Вузовский диплом был фильтром для продвижения в должностной иерархии. Это, в свою очередь, обусловливало и более высокую оплату труда, а также и долю привилегий в получении дополнительных социальных льгот.
Сопутствующие политическому переустройству экономические процессы – спад производства, безработица, инфляция – сказались на оплате труда, пенсиях, пособиях значительной части общества, привели к резкому уменьшению реальных доходов большей части населения. И среди них оказываются люди по прежним меркам достаточно обеспеченные. Анализ социального состава «новых бедных» выявил присутствие в нем значительной доли специалистов, что позволило выдвинуть гипотезу: рост слоя происходит за счет массового обнищания интеллигенции, считавшей себя ранее среднеобеспеченной. Ядро составляют научные работники, учителя, врачи, руководители низшего уровня, инженеры. Основная часть – люди трудоспособного возраста.
Выделяются активные социальные субъекты (слои и индивиды), адаптировавшиеся к новым условиям, у других этот процесс затянулся и преобладают деструктивные жизненные стратегии. Дальнейшее развитие социально-стратификационных процессов в российском обществе, трансформация социальной структуры во многом будет зависеть от скорости и направленности экономического и политического реформирования, от социокультурных особенностей страны.
Суть происходящего в настоящее время на социальном пространстве российского общества состоит в изменении соотношения групп и слоев, их иерархии и ролевых функций, а также в углублении социального неравенства между ними.
И далеко не все новые формы неравенства можно с полным правом отнести в категорию «справедливых». Поэтому важнейшей задачей социальной политики является забота о том, чтобы эти формы не превышали некие «нормальные» пределы, выход за которые грозит конфликтами и дезинтеграцией общества. «Норма» в данном случае «выступает как оценка того неравенства, которое соответствует условиям, когда практически всё экономически активное население имело бы возможность полностью реализовать свой потенциал, а остальной части населения был бы обеспечен вполне приемлемый уровень жизни». Нормальное неравенство создает стимулы для продуктивной конкуренции и эффективного использования ресурсов социально-экономического развития.
Люди начинают адекватно оценивать свое положение, осознают существующие в обществе конкретные различия в степени обладания властью, собственностью, социальными возможностями. Формирующаяся новая социальная стратификационная модель общества становится не просто объективной реальностью, но и субъективно осознается личностью, группой, что в перспективе может способствовать смягчению социального неравенства на рациональных началах интеграции, либо же дезинтеграции на конфликтной основе.
Для достижения социального консенсуса,
при котором только и возможно преодоление
экономического и политического кризиса,
необходима интеграция совместных усилий
всех социальных слоев. Согласие, социальное
партнерство как универсальный способ
стабилизации всей системы, снятия напряженности
и разрешения конфликтов в современной
России, в условиях утверждения рыночных
отношений, становится объективной необходимостью
и потребностью.
Что такое социальная сфера жизнедеятельности общества и что стоит за термином социальная политика государства? Выражаясь проще, социальная политика государства – это забота государства о своих гражданах. В последнее годы этот вопрос очень актуален в нашей стране.
За постсоветский период большинство сограждан многое потеряли. В целом за годы реформ можно отметить два резких падения доходов россиян. Первый раз в связи с либерализацией цен в январе 1992 года. Второй из-за финансово-экономического кризиса в августе 1998 года. Граждане попали в очень сложное положение, многие потеряли последнее. Только в 2006 году удалось восстановить уровень доходов населения России, соотносимый с уровнем последнего предреформенного 1990 года.
Сегодня у нас почти отсутствуют пособия для самых бедных сограждан. По закону, выплата такого пособия является обязанностью региональных властей. Но данные программы не оказывают существенного влияния на уровень доходов в России. Большинство регионов используют такие программы как способ снятия социального напряжения в обществе или в случае попадания семей в кризисную ситуацию, которая трактуется достаточно широко. Ни масштаб ресурсов таких программ, ни процедуры их реализации не позволяют сделать вывод о том, что в России функционирует система денежных социальных гарантий для бедняков, соответствующая сложности сложившейся ситуации в стране.
Известно, что с 2000 года рост российской экономики в основном обеспечивался сравнительно богатой частью россиян, при этом более 70% наших граждан фактически являются бедняками. Чрезвычайно низкие минимальные социальные гарантии со стороны государства позволяют некоторым высокопоставленным чиновникам говорить о том, что в последние годы число бедняков в стране сильно сократилась и бедность отступила. Это не так.
Показатели бедности некоторых групп населения в последние 10 лет практически не менялись. Можно говорить преимущественно о «детском лице» бедности в современной России. Это происходит за счет «традиционной» глубокой бедности большинства многодетных семей, а также из-за попадания в число бедных семей, вполне благополучных с демографической точки зрения. Сейчас в сложившихся экономических условиях рождение даже второго ребенка – это шаг семьи в сторону бедности, не говоря уже про третьего. А ведь только семьи с тремя детьми и более способны помочь решить проблему демографического кризиса.
Подавляющее большинство российских семей с детьми – это семьи с плохим достатком. Между тем, сегодня для того, чтобы соответствовать требованиям времени молодым российским гражданам нужно очень многое знать и уметь. В связи с последними реформами социальной и образовательной сфер, многим родителям воспитать своих детей полноценными гражданами России третьего тысячелетия становится все труднее.
В последнее время наша страна не отличается по показателям занятости населения от большинства стран с рыночной экономикой. Очевидно, что решение обозначенных проблем следует искать в области оплаты труда.
В стране необходимо провести фундаментальную реформу системы доходов населения. Сегодня в России труд ценится очень дешево. И очень скоро в этом отношении мы обгоним развивающиеся азиатские страны. С точки зрения оплаты труд у нас практически бесплатный.
Необходимо начать с реформы доходов населения - зарплат, пенсий, стипендий. Если вложиться сюда, то решатся любые экономические задачи, в том числе, по удвоению ВВП. Важно в кратчайшие сроки довести МРОТ до размеров прожиточного минимума. Прожиточный минимум должен равняться сумме, на которую можно действительно жить, а не существовать.
Еще один важный вопрос социальной политики - обеспечение доступности жилья для молодых семей. Молодой семьей, которая может рассчитывать на беспроцентный кредит от государства, предлагается считать каждую пару, которая впервые вступает в брак и может иметь детей. При рождении первого ребенка предлагается списывать 25% от общего объема кредита, второго ребенка – половину. При рождении третьего ребенка предлагаеется полностью списывать кредит, выданный молодой семье.
События 90-х годов ХХ века в России вызвали резкое классовое расслоение общества. Насущными задачами российской власти должно является создание высокоразвитой экономики и параллельное налаживание эффективной системы распределение общественного блага между различными слоями общества. Минимальные социальные гарантии российского государства для граждан должны перестать быть номинальными. Первоочередные задачи, стоящие сегодня перед властью нам представляются следующими:
1. Сократить
к 2015 году уровень общей бедности
в два раза и ликвидировать
экстремальную бедность среди
не маргинальных групп
2. Обеспечить бедному населению доступ к качественным продуктам питания;
3. Вовлечь в образование и социализацию социально незащищенные группы населения;
4. Обеспечить доступ к дошкольному образованию детей из малообеспеченных семей и детей, проживающих в сельской местности;
5. Выровнять финансирование и доступность образования между регионами и в пределах регионов;
6. Обновить
содержание образования в
7. Переориентировать
систему профессионального
8. Ликвидировать неравенство между полами в сфере начального и среднего образования, и не позднее, чем к 2015 году - на всех уровнях образования;
9. Обеспечить выравнивание возможностей для доступа женщин и мужчин к политическим институтам;
10. Ликвидировать дискриминационную практику в области труда и занятости;
11. Создать
систему реальных механизмов
предотвращения насилия в
12. Снизить
воздействие неблагоприятных
13. Повысить
продолжительность жизни и
14. Повысить
ориентацию общества на
15. Снизить смертность детей;
16. Снизить материнскую смертность;
17. Остановить распространение ВИЧ/СПИДа и положить начало
тенденции к сокращению заболеваемости;
18. Остановить распространение туберкулеза и других социально
обусловленных инфекционных заболеваний и значительно сократить заболеваемость ими;
19. Включить принципы устойчивого развития в общефедеральные стратегии и программы и предотвращать потери природных ресурсов;
Информация о работе Распределение доходов и проблема справедливости в рыночной экономике