Равновесие на товарном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:08, реферат

Описание

Спрос на товарном рынке предъявляют все макроэкономические агенты (домохозяйства, фирмы, государство и иностранный сектор). Поэтому совокупный спрос можно определить как сумму спросов всех макроэкономических агентов на конечные товары и услуги или как сумму совокупных расходов в экономике.

Работа состоит из  1 файл

makro bob main.docx

— 25.39 Кб (Скачать документ)

Равновесие  на товарном рынке

Спрос на товарном рынке предъявляют все макроэкономические агенты (домохозяйства, фирмы, государство и иностранный сектор). Поэтому совокупный спрос можно определить как сумму спросов всех макроэкономических агентов на конечные товары и услуги или как сумму совокупных расходов в экономике. Таким и представить формулой: AD = C + I + G + Xn, где C - спрос домохозяйств на товары и услуги (потребительские расходы), I - спрос фирм на инвестиционные товары и услуги (инвестиционные расходы), G - государственные закупки товаров и услуг и Xn - чистый экспорт (разница между спросом иностранного сектора на товары и услуги данной страны - экспортом, и спросом данной страны на зарубежные товары и услуги - импортом (Xn = Ех - Im).

Равновесие товарного  рынка обеспечивается соотношением совокупного спроса на товары и услуги (AD - aggregate demand) и совокупного предложения товаров и услуг (AS – aggregate supply).

Существует два подхода  к объяснению равновесия товарного  рынка: классическая и кейнсианская.Классическая модель объясняет равновесие в долгосрочном периоде и доказывает, что оно устанавливается на уровне полной занятости ресурсов, поэтому равновесной величиной выпуска (при котором совокупный спрос равен совокупному предложению) всегда будет величина  потенциального выпуска Y*, которому согласно закону Сэя будет соответствовать  равная ему (адекватная) величина совокупного спроса (совокупных расходов). Эта модель исследует экономику со стороны совокупного предложения.

Однако в краткосрочном  периоде подобное автоматическое равенство  совокупных расходов совокупному выпуску  может не наблюдаться. Условия равновесия товарного рынка в краткосрочном периодебыли исследованы Дж.М.Кейнсом в его знаменитой книге «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшей в 1936 году. Кейнс предложил модель, которая позволяла определить величину равновесного национального дохода и соответственно величину равновесного объема  производства, доказав, что величина совокупного выпуска определяется  величиной совокупных расходов, т.е. спрос определяет предложение. Главной макроэкономической проблемой становился совокупный спрос. Эта модель получила название модели «доходы-расходы».  Другое ее название - простая кейнсианская модель или модель «Кейнсианского креста».

Модель денежного  рынка. Равновесие на денежном рынке


Денежный рынок — это часть финансового рынка, рынок краткосрочных высоколиквидных активов; это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, "цену" денег; это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.

На денежном рынке деньги "не продаются" и "не покупаются" подобно другим товарам. В этом специфика  денежного рынка. При сделках  на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной  нормы процента.

 

Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM

В модели AD-AS и модели Кейнсианского креста рыночная ставка процента является внешней (экзогенной) переменной и устанавливается на денежном рынке относительно независимо от равновесия товарного рынка. Основной целью анализа экономики с помощью модели IS-LM является объединение товарного и денежного рынков в единую систему. В результате рыночная ставка процента превращается во внутреннюю (эндогенную) переменную, и ее равновесная величина отражает динамику экономических процессов, происходящих не только на денежном, но и на товарном рынках.

Модель IS-LM (инвестиции- сбережения, предпочтение ликвидности - деньги) - модель товарно-денежного равновесия, позволяющая выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного спроса. Модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента R и дохода Y, при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Поэтому модель IS-LM является конкретизацией модели AD-AS.

 

Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы

Совокупный  спрос — общий платежеспособный спрос на все товары и услуги, производимые, в экономике. Совокупный спрос — реальный объем производимой в обществе  продукции (по сути» ВВП), который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен в экономике. При расчете ВВП по потоку расходов, выделялись четыре расходующие группы, предъявляющие спрос на национальном рынке: население, бизнес, государство, иностранные потребители. Именно эти группы и формируют совокупный спрос. Иными словами, совокупный спрос включает в себя следующие составляющие: спрос домохозяйств на потребительские товары и услуги; спрос производителей на инвестиционные ресурсы и товары; государственные закупки, т. е. спрос со стороны государства; спрос на продукцию, произведенную в данной стране, со стороны иностранных потребителей (этот показатель корректируется с учетом спроса национальных потребителей на импортную продукцию). Таким образом, совокупный спрос можно представить как сумму четырех компонентов:

AD= C+I+G+ Хn    где AD — совокупный спрос; С — потребительские расходы; I — валовые внутренние частные инвестиции; G — государственные закупки товаров и услуг; Х— чистый экспорт.

 

 

Совокупный спрос - модель, представленная в виде графика, показывающая различные величины товаров и услуг, т.е. реальный объем национального производства, который отдельные потребители, предприятия и государство готовы приобрести при данных ценах. 
На рынке встречаются не два контрагента (микроэкономический анализ) - продавец и покупатель, а множество продавцов и покупателей. Речь идет не об индивидуальном спросе и индивидуальном предложении, а совокупном спросе и совокупном предложении (макроэкономический анализ). 
Проблема индивидуального спроса и предложения - задача частная, затрагивающая интересы отдельных хозяйствующих субъектов рынка, тогда как совокупный спрос и совокупное предложение выражают интересы общества в целом. Когда совокупное предложение превышает совокупный спрос происходит затоваривание, кризисы перепроизводства, банкротство предприятий, безработица. Если же совокупный спрос превышает совокупное предложение возникают такие негативные экономические явления как дефицит, рост цен, инфляция. Только равновесное состояние этих показателей обеспечивают экономический рост и повышение жизненного уровня. 
Совокупный спрос выступает не потребностью отдельного покупателя на данный конкретный товар, а в виде агрегированного платежеспособного спроса, обеспеченного доходами и соответствующей денежной массой. В национальном масштабе на стороне спроса находятся домашние хозяйства, фирмы, государство.

 

Как на отдельный товар, так  и на совокупный спрос определяющее воздействие оказывает уровень  цен. Кривая совокупного спроса отклоняется  вправо и вниз, т.е. проявляется обратная зависимость между ценами и спросом: чем ниже уровень цен, тем в  большей степени возрастает совокупный спрос. Здесь возникает новая проблема, не имевшая, в принципе, значения при изучении индивидуального спроса - воздействие неценовых факторов, а именно: эффект процентной ставки, богатства, импортных закупок. 
Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Рост процентной ставки увеличивает сбережения и тем самым уменьшает совокупный спрос. 
Второй причиной, определяющей нисходящую траекторию кривой, становится эффект богатства. Дело в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость или покупательная способность накопленных финансовых активов, находящихся у населения, уменьшается. Население станет беднее, поэтому сократятся и расходы. 
При повышении уровня цен эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары. 
На совокупный спрос оказывают воздействие ожидания потребителей, которые зависят от прогнозирования доходов. При прогнозировании их возрастания расходы (спрос) может увеличиваться. Ожидание инфляции может также привести к росту совокупного спроса.

Совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы  воздействия

Совокупное  предложение обусловлено объёмом выпуска продукции, которую производители представляют обществу при обычных ценах. Предприниматели стремятся достигнуть потенциально возможного объёма производства. В целом совокупное предложение определяется размерами производственных затрат (труд и капитал среди них наиболее важны) и производительностью, которые эти затраты приносят. 
Совокупное предложение - модель, показывающая уровень реального объёма производства при каждом возможном изменении цен. Более высокие цены стимулируют производство дополнительного количества товаров и услуг и их предложения на рынке. Напротив, низкие цены вызывают сокращение производства. Поэтому если кривая спроса обратная или отрицательная, то кривая предложения выражает прямую зависимость между уровнем цен и объёмом национального продукта. 
В процессе макроэкономического анализа совокупного предложения большинство экономистов пришли к выводу, что кривая совокупного предложения состоит из трёх отрезков:

- горизонтального (кейнсианского) - BC;

- промежуточного, отклоняющегося вверх - CD;

- классического (вертикального) - DE.


Информация о работе Равновесие на товарном рынке