Разгосударствление и приватизация в современной российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:47, курсовая работа

Описание

Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом перехода к рыночной экономике. Однако подходы к проведению этих реформ, их темпам и масштабам, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут существенно различаться. Не во всем благоприятный первоначальный опыт реформы собственности, когда ставилась задача предельно быстрого разгосударствления и приватизации большинства предприятий, заставил частично пересмотреть не только роль государства, но и место государственного сектора в переходной экономике.

Содержание

Введение
Глава 1. Приватизация и ее роль
Глава 2. Особенности приватизации в российской экономике
Глава 3. Сущность и формы разгосударствления
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Разгосударствление и приватизация в современной российской экономике. (1).doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

    Планы приватизации компаний, условия конкурсов  и аукционов по продаже крупных  пакетов вновь стали предметом  длительных острых конфликтов между  потенциальными инвесторами, федеральными и региональными властями. Чтобы упорядочить процесс подготовки и проведения приватизационных сделок, Мингосимущество РФ предусмотрело классификацию предприятий с той или иной степенью государственного участия и соответствующими ограничениями в приватизации. Выделяется пять типов предприятий:

  • региональные и национальные естественные монополии, в которых управление государственным пакетом осуществляет коллегия представителей государства (РАО «Газпром», РАО «БЭС России» и др.);
  • акционерные общества, доминирующие на отдельном рынке и подлежащие реструктуризации в интересах формирования конкурентной среды. Такие общества контролируются путем закрепления в собственности государства контрольного пакета акций или «золотой акции»;
  • акционерные общества, акции которых могут быть переданы в холдинги или другие объединения предприятий (в том числе финансово-промышленные группы) с сохранением у государства «золотой акции»;
  • акционерные общества, пакеты акций которых могут быть переданы в управление субъектам федерации;
  • все остальные акционерные общества, акции которых могут быть проданы или выставлены на конкурсы по доверительному управлению.

    В первом квартале 1998 г. пакеты акций, находящиеся в федеральной собственности, по величине доли в уставном капитале АО распределялись следующим образом: более 50%—831 АО; от 25 до 50%—2004 АО; до 25%—1400 АО; «золотая акция»—631 АО. Всего на начало 1998 г. в России зарегистриро-чана 31 тыс. АО. 

      ГЛАВА 3. Сущность и формы  разгосударствления.

      Разгосударствление  – это совокупность мер по преобразованию государственной  собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

    Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций  хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень  предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление  не означает, что государство перестает  играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство  остается структурным элементом  смешанной экономики.

Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной  приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность  и направлен на повышение эффективности  функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

Основными способами  разгосударствления являются:

1) либерализация рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);

4) денационализация.

      Либерализация рынков предполагает открытие широких  возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в  тех секторах экономики и на тех  рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о:

- снятии  различного рода запретов и  устранении барьеров, препятствующих  доступу на тот или иной  рынок новых конкурентов;

- о диверсификации  производства и продаж, в результате  чего растет число многопрофильных  фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки.

Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые  льготы), снимает ограничения для  проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации  экономики. Все это делает рынки  более свободными. Либерализация  рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

    Коммерциализация  государственных предприятий заключается  в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам  рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

    Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.

    И еще один способ разгосударствления – это денационализация государственной  собственности, которая в подавляющей  своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

Все эти способы  разгосударствления переплетаются, выражаясь  в изменении собственности и  совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.

Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального  продукта, перераспределяемого через государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов.

Следует уточнить, что при разгосударствлении форма  собственности не изменяется (в отличие  от процесса приватизации). В экономической  теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Реформа отношений собственности - один из главных элементов рыночной трансформации постсоциалистической экономики. Преодоление тотального огосударствления, свойственного административно-плановой системе, осуществляется главным образом с помощью приватизации. Под приватизацией понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки граждан, трудовых коллективов и юридических лиц. В результате приватизации могут возникать частные или смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах—от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций. В переходной экономике известны следующие основные методы приватизации: прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам предприятий, массовая ваучерная приватизация и реприватизация. Каждый из этих методов приватизации может реализоваться в разнообразных конкретных формах. В переходной экономике приватизация осуществляется в больших масштабах и более быстрыми темпами, чем в развитой рыночной экономике. Россия прошла этапы массовой ваучерной и денежной приватизации. В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой завершена приватизация мелких предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг. Приватизация крупных предприятий происходит медленнее, чем намечалось первоначальными государственными программами, и с большими трудностями. Рыночная реструктуризация крупных компаний требует целенаправленного участия государства, а также проведения реформ предприятий.

 

Список  использованной литературы

  1. Экономика. Учебник под редакцией Архиповой  А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М.: Проспект, 1998.
  2. Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1992.
  3. Приватизация предприятия. Сборник законодательных актов. Комментарий законодательства РСФСР и СССР – М.: Российский коммерсант 1991 г.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация в современной российской экономике