Разгосударствление и приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение, изучение и анализ процесса разгосударствления собственности и приватизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть переход от административно-командной (плановой) системы хозяйствования к рыночной экономике;
2) изучить процесс разгосударствления собственности, его формы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Демократизация отношений собственности в условиях реформирования российской экономики.
2.Экономические формы процесса разгосударствления собственности.
3.Приватизация: формы, цели и результаты.
4.Социально-экономические последствия приватизации в современной российской экономике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

план.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРОГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КРАСНОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Факультет Коммерции и Маркетинга

Курс 1

Шифр 08-ФКо-1К

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Тема: Разгосударствление собственности и приватизация.

 

 

 

Выполнила: Захарченко Анна Сергеевна

Научный руководитель: к.э.н.доц. Насыбулина Вероника Павловна

 

 

Краснодар 2009

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1.Демократизация отношений собственности в условиях реформирования российской экономики.

2.Экономические формы процесса разгосударствления собственности.

3.Приватизация: формы, цели и результаты.

4.Социально-экономические последствия приватизации в современной российской экономике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 


Введение

Темой курсовой работы выбрана «Разгосударствление собственности и приватизация». Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время имеет место ряд дискуссий о необходимости и правильности проведения приватизации, о  ее результатах.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение, изучение и анализ процесса разгосударствления собственности и приватизации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)     Рассмотреть переход от административно-командной (плановой) системы хозяйствования к рыночной экономике;

2)     изучить процесс разгосударствления собственности, его формы;

3)     рассмотреть приватизацию, ее предпосылки, формы, цели, этапы и результаты;

4)     провести анализ социально-экономических последствий приватизации в современной России.

Объектом исследования в данной курсовой работе являются разгосударствление собственности и приватизация в Российской Федерации.

Предметом исследования являются институциональные преобразования собственности и вызванная ими трансформация социально-экономических отношений, возникающих в момент разгосударствления собственности.

Переход от плановой экономики к рыночной начался в январе 1992 года с процессов либерализации цен и отношений собственности. Особенность реформирования экономики заключалась в том, что ни одна страна в мире, кроме России, не начинала столь масштабных рыночных преобразований в условиях всеобщего огосударствления собственности, производства, культуры и науки.

Главным звеном в цепи перехода от плановой экономики к рыночной в Российской Федерации стала приватизация как составная часть разгосударствления, одно из направлений институциональных преобразований собственности.

Основной причиной приватизации послужило вызванное бюджетными кризисами осознание того, что государственные предприятия, как правило, выступают растратчиками национального богатства. Сложилось довольно устойчивое мнение о том, что вместо накопления прибыли или эффективного предоставления услуг они лишь опустошают казну. Отсюда, естественно, и делается вывод о необходимости упрочнить роль частного сектора.

Приватизация была проведена в несколько этапов:

1)     ваучерный или чековой (начало 1990-х годов);

2)     послечековой или денежный (середина 1990-х годов);

3)     залоговые аукционы (конец 1990-х годов).

На каждом этапе возникали новые способы приватизации собственности. Главная задача приватизации- обеспечить критическую массу институциональных изменений, когда в частном секторе экономики сосредоточится подавляющая часть производства товаров и услуг.

 

1 Демократизация отношений собственности в условиях реформирования российской экономики.

Необходимость в общественных преобразованиях назревала давно, что выражалось в попытках проведения различных экономических реформ и экспериментов. Но все эти попытки не шли дальше совершенствования существовавшей системы. В итоге улучшения экономической ситуации не происходило. Требовался новый, качественно иной подход к осмыслению достигнутого и к перспективе. В самом деле, если в огромной стране есть значительные природные и трудовые ресурсы, солидный интеллектуальный потенциал, но нет нужных результатов, причину надо искать в самой общественной системе.

Переходная экономика по своей природе есть особое состояние экономики, когда она функционирует в период перехода общества от одной исторической ступени к другой.

В широком смысле вся мировая экономика сегодня- это переходная экономика, ибо все ее элементы непрерывно развиваются.

В узком смысле переходная экономика есть переходная экономика отдельной страны, как частицы глобального переходного состояния мирового сообщества.

В России, как и во многих странах, осуществляется переход от административно- командной системы хозяйствования к рыночной экономике. Переходная экономика представляет смесь элементов административно- командной и современной рыночной систем. При этом постепенно усиливаются элементы современного рыночного хозяйства и ослабевают элементы административно- командной системы.

Переходную экономику характеризуют следующие черты:

1.      Неустойчивость, нестабильность, изменчивость экономики. Они усиливают неустойчивость существующей системы с тем, чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической системе.

2.      Альтернативный характер развития. Переходная экономика перерастает в какое-то другое новое состояние. Переходность исключает простой возврат к прежнему состоянию, предполагает выход на новые варианты, формирование новой системы.

3.      Существование особых переходных экономических форм. Это акционерные формы собственности, формы распределения, соединяющие в себе элементы старого и нового. Они отражают направление преобразований.

4.      Наличие элементов административно- командной и рыночной системы.

5.      Противоречивость переходной экономики. Переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия не функционирования, а развития, то есть нового и старого.

6.      Историчность, обусловленная особенностями экономического развития отдельных стран.

Особенности функционирования переходной экономики:

1.      Инерционность, то есть сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм.

2.      Интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Его можно ускорить путем осуществления различных программ реформирования.

3.      Сложность переходных процессов, связанная с современными геополитическими условиями, разрывом сложившихся экономических связей.                                                                                          Основными задачами переходной экономики являются:

1)     разгосударствление и приватизация экономики, обеспечение свободы действия всех форм собственности как основы экономической системы;

2)     развитие предпринимательства и создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;

3)     формирование рыночной инфраструктуры;

4)     демонополизация экономики как предпосылки развития конкуренции и достижения рыночного равновесия;

5)     финансово- экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно- кредитной политики с целью ограничения объема денежной массы в обращении;

6)     создание сильной системы социальной защиты населения;

7)     социальная переориентация экономики в направлении опережающего развития производства потребительских товаров и услуг;

8)     либерализация цен, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением;

9)     определение цели, стратегии и тактики общества на перспективу.

Пути решения основных задач переходной экономики:

1)     эволюционный путь создания рыночных институтов. По такому пути идет Китай;

2)     шоковая терапия, применявшаяся в России и в большинстве стран Восточной Европы, а в классической форме- в Польше;

3)     принятие чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации и стабилизации экономики;

4)     решение проблемы преобразования экономической системы в направлении развития экономической свободы и инициативы во всех их проявлениях. Обеспечение экономической свободы предполагает создание законодательной базы, обеспечивающей правовую защиту производителей;

5)     создание системы социальной защиты и социальных гарантий населения;

6)     инициативность- основа выживания в переходной рыночной экономике.

Структуру переходной экономики образуют элементы централизованной, административно- командной системы и элементы рыночной экономики.

Элементы командной системы: огосударствление собственности на средства производства; государственное планирование экономики; административные методы управления экономикой; отсутствие экономических стимулов к эффективной работе.

Элементами рыночной экономики являются: частная собственность на средства производства, свобода предпринимательства, свобода выбора экономических партнеров, саморегулирование экономики рыночными факторами, минимум вмешательства государства в экономику.

Объединение положительных черт рыночной и централизованной экономики образует смешанную экономику. В ней эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка. Вместе с тем некоторые важные сферы ( железные дороги, образование и здравоохранение, социальная защита и другие) принадлежат государству, и государство активно воздействует на экономические и социальные процессы.

Ведущую роль в переходной экономике играют собственность и предпринимательство. Для переходной экономики характерна своя система отношений собственности. Здесь встречается разнообразие переходных типов и форм собственности. Типами собственности являются частная и общественная собственность.

Частная собственность выступает в трех основных формах: единичной, партнерской, корпоративной.

Единичная собственность характеризуется тем, что физическое или юридическое лицо реализует все отношения собственности( присвоение, распоряжение, владение, пользование). Речь идет об обособленных простых товаропроизводителях, которые одновременно являются собственниками как средств производства, так и рабочей силы. Правда, здесь может использоваться труд членов семьи( например, фермерские семейные хозяйства). Кроме того, единичная собственность может быть представлена в форме собственности отдельного частного лица, которое может использовать и наемный труд.

Партнерская собственность предполагает объединение в той или иной форме имущества, капитала нескольких юридических или физических лиц с целью осуществления общей предпринимательской деятельности. Здесь речь идет об образовании предприятия на основе паевых взносов (средств производства, земли, денег, материальных ценностей, инновационных идей) учредителей. Они могут создаваться на основе полной или ограниченной ответственности.

При полной ответственности учредители общества несут перед своими кредиторами всю полноту ответственности всем своим имуществом, включая и то, которое не входит в партнерскую собственность данного предприятия. Причем это еще и взаимная ответственность: недостаточность средств у одного из партнеров при расчете с кредиторами возмещается имуществом других партнеров.

В партнерских предприятиях с ограниченной ответственностью его учредители несут ответственность перед своими кредиторами исключительно в размерах доли капитала (пакета акций), принадлежащего каждому из них. Имущественная ответственность не распространяется на объекты собственности его участников, которые не имеют отношения к собственности партнерского предприятия. Акции таких предприятий распространяются только среди их учредителей.

Корпоративная собственность базируется на функционировании капитала, который формируется путем свободной продажи титулов собственности- акций. Каждый владелец акции является собственником капитала акционерного общества открытого типа. В противоположность партнерской собственности, если она функционирует в виде закрытых акционерных обществ, акции обществ открытого типа свободно продаются и покупаются на рынках. В связи с этим через отдельные периоды времени могут происходить смены собственников акций- фиктивного капитала, тогда как общество будет продолжать свое существование до момента его ликвидации или реорганизации.

Следует подчеркнуть, что, хотя в корпоративной собственности и представлены раздробленные, частные собственники акций (поэтому она и относится к частной собственности), тем не менее ее можно считать переходной формой от частной собственности к общественной. Дело в том, что акционерный капитал, несмотря на свою раздробленность между владельцами акций, функционирует и вступает в хозяйственные отношения как единое целое, как общественный объединенный капитал. Отношения распоряжения реализуются не разрозненно, применительно к отдельным пакетам акций, а ко всему капиталу в целом. Реализация отношений распоряжения акционерным капиталом осуществляется теми, кто владеет контрольным пакетом акций. Владельцы контрольного пакета акций распоряжаются всем капиталом акционерного общества как единой собственностью.

В рамках общественной собственности следует выделить коллективную, государственную и так называемую общенародную собственность.

Коллективная собственность формируется путем ее распределения среди членов коллектива, занятых на определенном предприятии. Как правило, она функционирует в акционерной форме капитала, однако акции могут распределяться исключительно среди работников данного предприятия. Это неделимая общая собственность трудового коллектива, начиная от руководства предприятия и кончая неквалифицированными рабочими. Если работник увольняется с предприятия, уходит на пенсию или умирает, его пай или акции остаются в распоряжении предприятия, будут проданы (или переданы) вновь поступившим на работу или распределены между уже работающими членами коллектива. При этом работник, покинувший предприятие, ушедший на пенсию, или родственники умершего получают только возмещение стоимости акций в денежной форме. Следовательно, коллективная собственность будет продолжать функционировать, даже если весь персонал предприятия полностью обновится.

Применительно к нашей действительности необходимо заметить следующее. Несмотря на высокий уровень коллективистских начал в обществе и существование этой формы собственности в виде колхозов ( коллективных хозяйств), а также на вновь образовавшиеся коллективные предприятия, эта форма собственности не нашла отражения в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Государственная собственность выступает в качестве собственности всех членов общества. Однако реализация отношений присвоения через отношения владения осуществляется государственным аппаратом, который призван олицетворять собой социально- экономические интересы всех слоев населения, профессиональных и социальных групп общества. Отношения распоряжения реализуют хозяйственные субъекты государственной собственности, то есть государственные предприятия, которые присваивают часть дохода в форме прибыли на основе отношений распоряжения государственной собственностью.

Реализуя отношения государственной собственности, правительство прежде всего должно производить такую экономическую политику, используя средства от этой реализации, которая бы привела к сбалансированности интересов различных слоев общества, к смягчению социальных противоречий и конфликтов.

Другая проблема заключается в том, чтобы не допустить узурпирования прав собственности общества со стороны государственной бюрократии и использования этой собственности в интересах своего обогащения, или в таких формах, которые наносят экономический, социальный и экологический ущерб обществу.

Что касается общенародной собственности, в свое время закрепленной Конституцией Союза советских социалистических республик, то она имела чисто правовую трактовку, тогда как с точки зрения экономических отношений собственности она не могла и не может быть реализована в обозримой перспективе: налицо расхождение, несоответствие юридической формы и экономического содержания. Фактически форма оказалась без содержания.

Общенародная собственность предполагает принадлежность всего общественного достояния прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому в отдельности. При этом отношения распоряжения реализовывало бы общество, тогда как отношения владения общенародной собственностью реализовывал бы каждый член общества. Историческая тенденция накопления капитала указывает первоначально на отрицание индивидуальной частной собственности капиталистической частной собственностью, затем – на отрицание капиталистической частной собственности и установление индивидуальной собственности в рамках общественной собственности. Это - отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры, кооперации и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами производства, то есть в рамках общественной собственности.

Практически реализовать полную свободу соединения каждого работника с любыми средствами производства, что предполагает общенародная собственность, невозможно, ибо уровень материально- технической базы экономики и глубина разделения труда в обществе не позволяют осуществить свободную перемену труда из-за колоссального многообразия разнохарактерных видов трудовой деятельности. Кроме того, человек не в состоянии освоить все или хотя бы значительную часть современных видов трудовой деятельности, а общество не располагает необходимыми условиями и средствами для обеспечения всестороннего развития личности.

Переходность отношений собственности характеризуется их особой подвижностью, изменчивостью. Это связано с процессами трансформации отношений присвоения при переходе от административно- командных отношений к новым, рыночным. При этом важно, чтобы субъект собственности знал, какими правами собственника он обладает; за что, какую и перед кем он несет ответственность; кто еще обладает какими- либо правами на его собственность.

Каждая форма собственности в переходной экономике выбирает свои направления развития. С типами и формами собственности связаны и определенные формы организации предпринимательства и бизнеса.

Можно выделить четыре основных вида деловых предприятий:

1)     индивидуальные, или единоличные;

2)     товарищества, или партнерства;

3)     акционерные общества;

4)     унитарные предприятия.

В предприятиях первого типа имущество находится в единоличной собственности предпринимателя; второго типа- оно разделено на доли, вклады участников; в третьих- оно разделено на части, акции, которые приобретают акционеры; в унитарных предприятиях имущество неделимо, принадлежит государству или муниципалитету, закрепляется за предприятием для хозяйственного использования.

При выборе форм собственности и хозяйствования необходимо учитывать менталитет нации, преимущества местных условий, обеспеченность трудовыми ресурсами. Следует осуществлять постепенный переход от одних форм предпринимательской деятельности к другим, от менее развитых форм собственности - к более развитым. Важно соблюдать принцип добровольности выбора форм собственности и хозяйствования.

Большинство форм собственности и предпринимательства носят переходный характер. Это акционерные общества закрытого типа, в которых сочетаются черты коллективных и акционерных предприятий; акционерные общества с преобладающим государственным капиталом; арендные предприятия, соединяющие в себе черты коллективно- групповой и госсобственности; мелкие частные фирмы, где частная собственность, основанная на собственном труде, имеют общие признаки с кооперативными предприятиями.

Роль государства в переходной экономике возрастает. Государство призвано активно способствовать формированию новой системы экономических отношений.

Появляются особые функции государства: руководство либерализацией цен, формирование институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики; руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения; обеспечение правовой основы всех преобразований. Это проведение активной макроэкономической кредитно- денежной, налоговой политики доходов.

Государство способствует преодолению спада производства, повышению заинтересованности в производственных инвестициях, приемлемой ставки процента, низких темпов инфляции.

Государство создает условия для эффективной работы рынка и стимулирования, защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.

Государственное регулирование в переходной экономике осуществляется посредством административных и экономических методов. Первые преобладали в командной экономике, они ограничивали свободу хозяйствования. Вторые - адекватны природе рынка, они непосредственно воздействуют на его конъюнктуру и через нее косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг.

Все функции, выполняемые государством в переходной экономике, можно разделить на две большие группы:

1)     функции по регулированию рыночной системы;

2)     функции по управлению собственно государственным сектором экономики.

В начале 1992 года экономическая реформа в России делает первые шаги:

      тотальное огосударствление экономической сферы;

      сверхмонополизация и деформированность структуры экономики с крайне высокой степенью милитаризации;

      подавленная инфляция;

      скрытая безработица;

      тотальный дефицит товаров и услуг, их повсеместное рационирование;

      отсутствие экономических мотивов к трудовой деятельности.

Основными проблемами, которые должны быть решены в переходный период, являются: приватизация, макроэкономическая стабилизация, поощрение предпринимательства, либерализация внешнеэкономических связей. Обязательно- социальная политика, направленная на защиту лиц с низкими доходами.

Как известно, рыночное хозяйство предполагает взаимосвязанную систему рынков: товаров, труда, капитала и др. В связи с этим важнейшими целями в переходный период являются:

Цель первая- развитие рынка товаров и услуг. При этом речь идет как о товарах и услугах производственного, так и непроизводственного назначения. Казалось бы, что подобный рынок не нов, он уже был и есть. Однако подлинный рынок товаров- не просто место продажи и купли, подлинный рынок- это свободное ценообразование, когда подавляющая масса продукции производится в частном секторе.

Цель вторая- формирование финансового рынка. Речь идет о специфическом, ранее для нашего бытия незнакомом рынке ценных бумаг ( акций, облигаций и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если  не опираться на опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни общества. В принципе финансовый рынок- это вершина рыночной структуры, сложнейший и чуткий механизм его регулировки и подстройки. Переходный период как раз и необходим, чтобы создать и апробировать такой рынок, ибо без акций, облигаций и других ценных бумаг рыночная экономика немыслима. Выпуск и свободное обращение ценных бумаг, свидетельствующих о том, что их владелец является собственником капитала и имеет право на доход- необходимые условия покончить с монополизмом государственной собственности на заводы, фабрики, недвижимость.

Другими словами, обладатели ценных бумаг ( а они в развитом рыночном хозяйстве исчисляются миллионами) получают возможность не только иметь дополнительные источники доходов, но и становиться собственниками; это серьезно снижает и социальную напряженность в обществе.

Цель третья- создание и регулирование рынка труда. В рыночных условиях для населения закончился период гарантированной занятости, когда руководитель предприятия был лишен возможности уволить непроизводительного работника, если только с его стороны не было зафиксировано антиобщественного поведения. Рабочие места были гарантированны для выпускников высших и средних специальных учебных заведений, других категорий населения. Теперь же вводится контрастная система найма работников, которая призвана повысить ответственность обеих сторон в ходе рационализации занятости. Ведь на рынке труда, так же, как и на рынке товаров и услуг, несоответствие между спросом и предложением- вещь довольно болезненная.

 

2   Экономические формы процесса разгосударствления собственности.

Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Огосударствление имеет различные сферы и формы проявления:

1)     огосударствление процессов присвоения условий, факторов производства и результатов производства, что неизбежно приводит к отчуждению непосредственных производителей от средств и результатов производства. Отсюда возникает объективная необходимость создания формирования форм присвоения работниками и трудовыми коллективами средств и результатов производства, при которых они могли бы относится к ним как к своим, а не чужим. В этом предпосылка демократизации общества;

2)     огосударствление управления общественным производством, проявляющееся через монополию государства на экономические процессы (директивный характер государственного планирования, определение только государством ближайших и долгосрочных целей развития экономики в целом и отдельных ее звеньев, монополия на распределение материально- технических ресурсов и товаров народного потребления, монополия на ценообразование, определение предпринимательской деятельности, внешней торговли и другие).

Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому специфика российской экономики, определяющаяся тотальным господством государственной собственности, диктует необходимость разгосударствления и приватизации как основного метода перехода к реальному многообразию форм собственности как основы формирования рыночного хозяйства, как метода оптимизации структуры предпринимательства.

Существует несколько определений разгосударствления:

Разгосударствление  -  процесс высвобождения предприятий от непосредственного управления государством .

Разгосударствление - процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной.

Разгосударствление - процесс экономических преобразований, ведущий к сокращению предпринимательской деятельности.

Разгосударствление - переход государственной собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности.

Разгосударствление – совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.

Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

Основными принципами разгосударствления являются :  добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства и населения. При этом очень важно, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников.

Главные критерии реформы разгосударствления экономики - сокращение принудительного госзаказа, расширение свободной продажи продукции на рынке, либерализация цен, конкуренция товаропроизводителей, и обеспечение экономической ответственности. За государством при этом сохраняются функции регулирования общественного производства экономическими и юридическими нормами.

Некоторые экономисты выделяют три процесса разгосударствления:

1)     сокращение функций государственных органов по непосредственному управлению предприятием;

2)     преобразование государственной собственности в предприятия иных форм собственности ( в акционерные общества, паевые товарищества, кооперативы);

3)     преобразование государственной собственности в частную.

Формы разгосударствления :

      Либерализация

      Коммерциализация

      Приватизация

      Стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных)

      Денационализация.

Либерализация -  путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о:

- снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов;

- о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки.

Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

Коммерциализация государственных предприятий, заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, отказывает в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе.

Коммерциализация объектов подготавливает почву и расчищает путь к приватизации, так как позволяет выявить нежизнеспособные предприятия, которые в дальнейшем становятся объектом приватизации.

Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства - сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие.

Предоставляя полную самостоятельность отдельным государственным предприятиям или их подразделениям, очевидно, следует опасаться распада существующих хозяйственных связей, угрозы экономического хаоса. Поэтому требуется сохранение на определенное время государственного контроля и регулирования их хозяйственной деятельности.

Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения. Данный путь непосредственно ведет к приватизации, характеризуемой развертыванием элементов частного предпринимательства. Одновременно смешанное предпринимательство неизбежно включает в себя элементы коммерциализации государственных предприятий. В то же время государство имеет возможность сохранить за собой на неопределенное время часть собственности, которая обеспечивает ему полный или частичный контроль за деятельностью таких предприятий.

И еще один способ разгосударствления – это денационализация государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственно приватизационный характер. В соответствии с законодательством Российской Федерации она должна осуществляться поэтапно и тремя различными способами: через аукционы, конкурсы и акционирование.

Все эти формы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.

Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов. Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности не изменяется (в отличие от процесса приватизации). В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

3  Приватизация: формы, цели и результаты.

Приватизация- коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности- государственной, коллективной и частной.

Приватизация в узком смысле - это преобразование государственной собственности в частную, в широком смысле - это процесс сокращения вмешательства государства в экономику, повышение эффективности работы частного сектора, проведение политики его развития. 

Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Приватизация в России началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. При этом реальные ее масштабы оставались неизвестными. По оценкам ОЭСР к лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно». Только в 1991 году началась разработка законодательства о приватизации Законом РФ " О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ " от 3.07.1991 года понимает под приватизацией "приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ) ; принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ) , а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий ". В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц.

Предпосылки приватизации.

Для осуществления успешной приватизации необходимо учитывать наличие соответствующих условий. Благоприятными условиями можно считать, прежде всего, наличие субъектов, обладающих правом распоряжаться собственностью от имени государства. Как правило, такими субъектами являются холдинговые корпорации, находящиеся под контролем законодательной власти; им поручается осуществление всего комплекса мероприятий, связанных с приватизацией.

Приватизация осуществляется в следующих формах:

      продажа (выкуп) ; продаются небольшие предприятия и производства трудовым коллективам, другим юридическим и физическим лицам, как правило, по конкурсу или на аукционе;

      безвозмездная передача или продажа за символическую плату; это в частности касается некоторых физических и морально устаревших производств;

      образование акционерных обществ с продажей акций юридическим и физическим лицам, в том числе иностранным;

      сдача в аренду с последующим выкупом.

Целями приватизации являются:

      формирование слоя частного собственника

      повышение эффективности работы предприятий

      повышение жизненного уровня и социальной защиты населения

      привлечение иностранного капитала.

При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия.

Начинать приватизацию целесообразно с продовольственного сегмента, торговли и сферы услуг.

Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.

Этапы приватизации.

Приватизация в нашей стране началась с октября 1992года. На первом этапе, так называемой ваучерной приватизации, ставилась задача -покончить с господствующим положением государственной собственности. Чтобы организовать «обвальную» приватизацию за 22 месяца, каждому гражданину страны был предоставлен приватизационный чек( ваучер).

Ваучер (приватизационный чек) -   может быть государственной ценной бумагой целевого назначения на предъявителя, иметь номинальную стоимость в рублях и использоваться как платежное средство для приобретения объектов приватизации. Во время кампании приватизации в России при утрате, потере платежности приватизационный чек не возобновлялся.

В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ «О ходе реализации Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г.» от 9 октября 1992 г. и Указом Президента РФ «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ» от 14 августа 1992 г. с 1 октября 1992 г. в РФ была введена в действие система приватизационных чеков (приватизационных счетов), реализующих механизм бесплатной передачи гражданам Российской Федерации в процессе приватизации предприятий, их подразделений, имущества, акций и долей в акционерных обществах и товариществах, находящихся в федеральной собственности, государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Система использования приватизационных чеков основывалась на следующих принципах:

      приватизационный чек является государственной ценной бумагой целевого назначения и может быть использован при приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, жилищного фонда, земельных участков, а также при приобретении акций инвестиционных фондов;

      каждый гражданин РФ имеет право получить один приватизационный чек, и имеют право использовать приватизационные чеки в качестве средства платежа при приобретении в частную собственность объектов приватизации.

      выпуск приватизационных чеков производится на основании указов Президента РФ;

      приватизационные чеки действительны в течение ограниченного времени с момента их выпуска (3 года);

      приватизационные чеки имеют номинальную стоимость в рублях ;

      приватизационные чеки продаются и покупаются гражданами свободно. Цена приватизационных чеков определяется по соглашению сторон.

Продажа акций приватизируемых государственных и муниципальных предприятий на аукционе исключительно за приватизационные чеки получила название чекового аукциона. Продажа акций приватизируемых предприятий на специализированных чековых аукционах согласно п. 5.4.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 −1993 г. г. являлась основной формой продажи акций до 1 июля 1994 г. и осуществлялась в соответствии с планами приватизации, утвержденными комитетами по управлению имуществом, и планами-графиками проведения специализированных чековых аукционов. При проведении чековых аукционов акции приватизированных предприятий обменивались в определенной пропорции на приватизационные чеки. Количество акций, приходившееся на один приватизационный чек, определялось в зависимости от количества участников аукциона и предъявленных ими приватизационных чеков.

Использование приватизационных чеков:

1. Приватизационные чеки, независимо от места их получения, могут использоваться на всей территории Российской Федерации.

2. На приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации, а также акции (паи) специализированных инвестиционных фондов, аккумулирующих приватизационные чеки, действующих на территории Российской Федерации

3. Приватизационные чеки, которыми осуществляются платежи в процессе приватизации, засчитываются в счет доли средств от приватизации, направляемой в республиканский бюджет Российской

4. Приватизационные чеки используются в качестве средства платежа в процессе приватизации однократно.

Процедура погашения приватизационных чеков устанавливается Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Российской Федерации с учетом мнения Министерства финансов Российской Федерации.

Для хранения, обращения и использования приватизационных чеков в безналичной форме создаются депозитарии. Функции депозитария могут выполнять: банк, а также, до принятия нормативных актов о депозитариях, организация или предприятие, получившие лицензию от Министерства финансов Российской Федерации на деятельность в качестве инвестиционного института.

Номинальная стоимость приватизационного чека — стоимость, указываемая на приватизационном чеке при его выпуске;

Погашение приватизационных чеков — проставление уполномоченным органом особых отметок на бланке приватизационного чека, которые подтверждают факт его использования в качестве платежного средства для приобретения объектов приватизации и прекращают платежность приватизационного чека;

Чековый счет — особый счет, открываемый для владельцев приватизационных чеков в депозитариях. На чековые счета привлекаются вклады физических и юридических лиц, вносящих приватизационные чеки; Фактическая (балансовая) стоимость приватизационного чека — цена приватизационного чека в рублях Российской Федерации, фактически уплаченная в сделках купли-продажи приватизационных чеков.

Большая часть граждан передала свои ваучеры чековым инвестиционным фондам, которые должны были использовать их в прибыльных акционерных обществах для получения владельцами ваучеров доходов. Но вскоре чековые инвестиционные фонды безрезультатно прекратили свою деятельность.

Второй этап приватизации, начавшийся с 1 июля 1994года, означал продажу государственного имущества за деньги. Главная проблема второго этапа приватизации – способствовать появлению новых эффективных собственников. Речь идет о таких предприимчивых владельцах капитала, которые будут заинтересованы развивать производство, и вложат в него средства, повышающие результативность хозяйственной деятельности.

    Однако и на втором этапе разгосударствления государство зачастую не получало должных доходов от приватизации из-за того, что на аукционах (публичных торгах), разного рода конкурсах фактически занижалась рыночная цена продаваемого имущества. Не была решена и задача появления эффективных собственников. Имеющие большие денежные накопления отечественные предприниматели, банки и иностранные капиталисты не стремятся приобретать акции многих приватизируемых предприятий, ибо последние не дают высоких прибылей, или даже убыточны.

По- видимому, только с улучшением общего экономического положения в стране могут быть успешно решены сложные проблемы повышения эффективности работы приватизированных предприятий.

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

Денежный этап приватизации.

Главная цель денежного этапа приватизации, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 г., - переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников.

Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:

      сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях;

      обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки;

      способствовать решению фискальных задач, то есть пополнению доходной части госбюджета.

Особенностью денежного этапа является его направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации. В интересах привлечения стратегических инвесторов, которые ориентируются на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций - не менее 15-25% уставного капитала предприятия.

К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества: государственные пакеты акций приватизированных предприятий, земельные участки приватизированных предприятий и недвижимость.

Первоначально на новом этапе предполагалось использовать следующие методы приватизации:

1) безвозмездную передачу акций работникам;

2) продажу акций работникам по закрытой подписке;

3) продажу акций по инвестиционному конкурсу;

4) продажу акций по коммерческому конкурсу;

5) продажу акций на аукционе, в том числе с использованием институтов фондового рынка, включая биржи;

6) продажу акций на специализированном аукционе;

7) продажу предприятий на аукционах;

8) продажу предприятий по коммерческому конкурсу, в том числе с ограниченным числом участников;

9) продажу предприятий по инвестиционному конкурсу;

10) выкуп арендованного имущества;

11) продажу предприятий товариществам по особым льготам;

12) продажу имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий;

13) продажу объектов незавершенного строительства (особые процедуры);

14) продажу предприятий-должников (особые процедуры).

Главной отличительной чертой современного этапа приватизации является действие Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (далее-«Закон о приватизации»). Поскольку некоторые из вышеперечисленных методов приватизации показали свою неэффективность, в Закон о приватизации не вошли безвозмездная передача акций, закрытая подписка и инвестиционный конкурс.

Денежная приватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Сам факт перехода к денежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привычных средств платежа.

Залоговые аукционы. Государство, с целью покрытия дефицита госу­дарственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что госу­дарство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не ре­зервирует средства на возвращение кредитов. Нормативной базой для залоговых аукционов послужил Указ Президента РФ "О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеративной собственности" от 31 августа № 889.

Несмотря на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оп­тимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, даю­щая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности.

К 1997 г. сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, то есть новый этап приватиза­ции. Система неплатежей, в которую "вползли" практичес­ки все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения мас­штаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая це­лые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должни­ками. Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом.

Имея уже достаточно очевидный опыт массового и радикального преоб­разования собственности, необходимо избегать радикальных, непродуманных и не просчитанных по экономическим результатам решений.

Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом задачи, не были решены в полном объеме. При этом:

1) не был сформирован широкий слой эффективных частных собственников;

2) структурная перестройка экономики не привела к необходимому уровню повышения эффективности деятельности предприятий;

3) привлеченных в процессе приватизации инвестиций сказалось явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;

4) в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий отечественном и мировом рынках.

 

4 Социально-экономические последствия приватизации в современной российской экономике.

Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, то есть решить задачи изменения экономического базиса общества. По оценкам экспертов, начальные этапы приватизации создали определенные предпосылки для решения задач преодоления кризисных явлений в экономике и дальнейшего развития. Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили  начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы  общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.

Приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке.                                      Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были. В качественном плане структура российской собственности является весьма специфической и отличается от структуры собственности развитых государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» – работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего пакетов.

Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов – миноритарных акционеров.

В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались – очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.                 В качестве положительного результата следует отметить тот факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий. Но, как уже неоднократно отмечалось, между количественными «успехами» разгосударствления собственности и качественными изменениями в экономике не существует прямой зависимости. Напротив, массовая распродажа государственных активов в отсутствие должных правовых и институциональных условий привели к замедлению процесса формирования эффективных собственников и не стали инструментом содействия реструктуризации и модернизации экономики.

Более того, в результате приватизации в России, по оценкам экспертов Мирового банка, в настоящее время существует самый высокий в мире уровень концентрации частной собственности. То есть сложилась ситуация, тормозящая процессы достижения конкурентоспособности российской экономики. Формирование слоя мелких и средних собственников и предпринимателей, являющихся в развитых демократических государствах движущей силой экономического развития и опорой политической стабильности, не состоялось, и было отодвинуто на неопределенное время.

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены следующие вопросы:

1)     переход от плановой экономики к рыночной;

2)     процесс разгосударствления собственности, его формы, принципы и результаты;

3)     приватизация, ее предпосылки, формы, цели, этапы и результаты;

4)     социально-экономические последствия приватизации в современной российской экономике.

При анализе данной работы можно сделать следующие выводы.

Во-первых, переходная экономика характеризует ее трансформацию из одного состояния в другое. При этом происходят сдвиги в социально-экономических укладах общества, которые так же испытывают некоторые изменения. Во-вторых, в рамках переходного периода особую осторожность необходимо проявлять в отношении институциональных преобразований, и прежде всего в отношении собственности. В процессе приватизации используются такие формы разгосударствления как либерализация, коммерциализация, создание смешанных предприятий и денационализация. Это позволяет выявить наиболее слабые звенья государственной собственности, чтобы перевести их на более эффективный уровень развития на основе приватизации. В-третьих, осуществленные в стране в ходе приватизации революционные преобразования отношений собственности явились одной из определяющих предпосылок рукотворного социально-экономического и политического кризиса в стране.

Для осуществления успешной приватизации необходимо учитывать наличие соответствующих условий. Благоприятными условиями можно считать, прежде всего наличие субъектов, обладающих правом распоряжаться собственностью от имени государства. Как правило, такими субъектами являются холдинговые корпорации, находящиеся под контролем законодательной власти; им поручается осуществление всего комплекса мероприятий, связанных с приватизацией.

Приватизация была проведена в три этапа. На первом этапе государственные предприятия переходили в акционерные общества и шла организация коммерческих акционеров. На втором этапе также идет организация коммерческих акционеров и появляется продажа акций за деньги. На третьем этапе идет передача государством коммерческим банкам крупных пакетов акций в обмен на кредиты.

Приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1.      Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учеб. Пособие.-М.:Юристъ,2000.-272с.,Гл.14.

2.      Муталимов М.Г. Основы экономической теории: Учеб. – Метод. пособие. -Мн.: Интерпрессервис,Экоперспектива,2002.-464с.,Раздел 1.,Тема3,8.

3.      Экономическая теория: Учебник / Под общ.ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича.-М.:ИНФРА-М,2003.-714с.,Гл.8, 24.

4.      Экономическая теория: Учебник / В.Я.Иохин. – М.:Экономистъ,2005.-861с.,Гл.4,37.

5.      Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н.,проф. А.В.Сидоровича, Гл.40.

6.      Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году.

7.      Закон РФ " О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ " от 3.07.1991 года

8.      Указ Президента РФ «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ» от 14 августа 1992 г.

9.      Постановление Верховного Совета РФ «О ходе реализации Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г.» от 9 октября 1992 г.

10. Указ Президента РФ от 14 октября 1992 года № 1229 «О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации».

11. Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»

12. Указ Президента РФ "О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеративной собственности" от 31 августа № 889.

13. Экономические обзоры  Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Российская Федерация. М. 1995. С. 54.

14. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

Информация о работе Разгосударствление и приватизация