Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:37, реферат
В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении
и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль
играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой
экономической системы.
1. Введение. 3
2. Разгосударствление. 4
3. Приватизация. 7
4. Особенности приватизации в России. 11
5. Заключение. 14
Литература. 15
Преодолеть этот недостаток аукционных торгов можно с помощью
конкурсных торгов. Конкурсные торги - это продажа государственной
собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями,
выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие
расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая
цена приватизации) и требует более длительного времени.
Выкуп акций государственного предприятия менеджерами осуществляется не
только за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов,
средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому «управленческие выкупы»
выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имущества
предприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой
покрывают взятые в кредит ссуды.
Приватизация в форме продажи акций работникам предприятия означает
развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является
эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей
работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий.
Одна из наиболее распространенных форм приватизации - публичная
продажа акций населению, при которой государственное предприятие
превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению
осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по
фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При
конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных
предприятий.
Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее
главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.
Приватизация не всегда сопровождается продажей государственного
имущества. Нередко государственная собственность «разбавляется» частным
капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда,
когда физические или юридические лица приобретали часть государственного
имущества в пользование на определенный период и за определенную плату.
Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный
процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести
финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как
правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью
повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться
такая форма, как заключение контракта на управление предприятием.
Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над
функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного
управления предприятием.
Соглашение об аренде и контракты на управление зачастую являются
временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности
государственных предприятий
или переходной ступенью к полной приватизации.
При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по
разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний,
эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы
более достоверно оценить стоимость предприятия.
Начинать приватизацию целесообразно с продовольственного сегмента,
торговли и сферы услуг.
Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам,
с точки зрения экономической
теории важно создать много конкурентов.
4. Особенности приватизации
в России.
Процессы приватизации в России начались намного раньше, чем
сформировалась концепция предприятий и понятие частной собственности было
официально признано.
Важнейшая черта приватизации в России - ее централизованный характер.
Приватизация отечественных предприятий - это организованный сверху процесс,
она представляет собой государственную экономическую политику. В результате
государство регулирует и контролирует приватизационные процессы.
Особенностью приватизации в России является ориентация на смешанный
тип, сочетающий рыночные и административные (нерыночные) методы ее
осуществления.
В целом процесс приватизации в России характеризуется высоким темпами,
чему в немалой степени способствует стремление создать в короткие сроки
частный сектор предпринимательства.
В Росси приватизация началась с октября 1992г. На первом ее этапе -
так называемой ваучерной приватизации - ставились задачи:
а) покончить с государственным монополизмом;
б) сформировать класс частных собственников, который по уровню доходов
превратиться в зажиточный «средний класс» (это совершенно не достижимая
цель, особенно в условиях кризисного спада производства).
По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1 июля
1994г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля
государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила
35%.
Результаты первого этапа приватизации:
. разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в процессе
трансформации экономики России;
. в первые была создана и начала работать модель приватизации,
позволившая передать в собственность десятки тысяч предприятий;
. центральное место в приватизации государственных предприятий заняли
чековые аукционы, обладающие положительными моментами с точки
зрения инвестирования.
Однако результаты первого периода приватизации оцениваются
неоднозначно:
. пока еще рано говорить о формировании широкого слоя частных
собственников;
. недостаточно использован отраслевой подход;
. отсутствует разделение и закрепление в отдельных законах малой и
большой приватизации;
. оценка стоимости государственного имущества;
. не удалось в большом объеме привлечь иностранные инвестиции;
.
не были придуманы механизмы защиты от
негативных последствий.
С 1 июля 1994г. был объявлен второй этап приватизации - постваучерный
или денежный, за время которого имущество государственных и муниципальных
предприятий должно продаваться за деньги. При этом преследовалась основная
цель - способствовать появлению новых собственников, которые будут
заинтересованы развивать производство и вложат в него средства.
Но появлению «новых собственников» мешал ряд обстоятельств:
. ѕ акционированных предприятий находится в собственности трудовых
коллективов, которые не собираются продавать свои акции какому-то
постороннему лицу;
. большое количество акций приобрели бесплатно за ваучеры мелкие
собственники, и они заинтересованы лишь в получении дивидендов, без
вливания дополнительных средств;
. имеющие большие денежные накопления предприниматели, банки и
иностранные капиталисты не стремятся приобретать акции
приватизированных предприятий, большинство из которых не дает
высокую прибыль или даже убыточны.
Только с улучшением общего экономического положения в стране могут
быть решены проблемы повышения эффективности работы приватизированных
предприятий.
5. Заключение.
Итак, разгосударствление и приватизация это основной метод перехода к
реальному многообразию форм собственности, метод оптимизации структуры
предпринимательства, основа формирования рыночного хозяйства.
К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление
и приватизация, а рыночная система, главную движущую силу которой
составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь
объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в
целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения
эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов,
регионов и каждого
из нас.
Литература.
1. Иохин В.Я. «Экономическая теория: введение в рынок и
микроэкономический анализ» учебник - Москва: «Инфра-М», 1997.
2. «Экономическая теория (политэкономия)» учебник / Под редакцией
Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. - Москва: «Инфра-М», 1997.
3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» учебник - Москва:
«Норма-Инфра-М», 1998.
4. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория. Курс лекций для студентов
высших учебных заведений» - Москва: Общество «Знание» России, 1997.