Региональные рынки современного мирового хозяйства: Европа, Америка, Евро-Азия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:39, реферат

Описание

Существует три основных подхода к определению понятия мировой экономики или мирового хозяйства.
Мировая экономика - совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями.
Мировая экономика - система международных экономических отношений. Единая связь между национальными хозяйствами.
Мировая экономика - экономическая система, самопроизводящаяся на уровне производительных сил, производственных отношений. Объединены экономические силы, производственные отношения, правовые нормы.

Содержание

Введение.
Этапы развития Мирового хозяйсва.
Мировое хозяйство.
Состав и структура мирового хоз.
Показатели мирового хозяйства.
Факторы развития.
Экономика США.
Экономика Западной Европы.
Экономика Японии.
Экономика Китая.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

ek-teorija-ref3.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

Отрасли промышленности

7.1 Металлургия

В 1999 фин.г. в  Японии было произведено 98 млн. тонн стали. Экспорт стали составил в 1998 г. 27,6 млн. тонн (в стоимостном выражении  — 15,8 млрд. долларов). Лидер отрасли — корпорация «Nippon steel» (26,1% рынка стали в 1999 фин. г.).

Сталелитейная промышленность Японии обладает самой  передовой технологией в мире. Тем не менее она сталкивается с растущей конкуренцией со стороны  Бразилии, Корейской Республики других новых индустриальных государств. Поэтому в Японии прилагаются большие усилия к тому, чтобы сократить производственные расходы и выпускать продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости. Кроме того, сталелитейные компании значительно расширили сферу своих интересов вплоть до электроники и информатики.

Что касается производства алюминия, то оно за последние годы получило сильный удар, который нанес  затяжной спад в экономике и резко  выросший импорт дешевого алюминия. Пик  производства алюминия в 710 тыс. тонн был достигнут в стране в 1984 г., но затем все алюминиевые заводы, кроме одного, были закрыты или временно законсервированы. Однако потребность Японии в алюминии для производства автомобилей, банок для напитков и оконных переплетов остается значительной. Импорт алюминия, в основном из Бразилии и Австралии, достигал в 1998 г. 1,7 млн. тонн.

7.2 Машиностроение

Станки и промышленные роботы являются сегодня основной продукцией машиностроительной промышленности Японии. В 1998 г. их было произведено соответственно на 1,01 трлн. и на 282 млрд. иен. Их значение и впредь будет возрастать по мере развития процессов автоматизации производства во всех отраслях промышленности. Переход в машиностроении от производства оборудования для выплавки стали или переработки нефти к производству оборудования для производства автомобилей и электроники повлек за собой и изменения в традиционной номенклатуре изделий машиностроения.

Сегодня на долю Японии приходится основная часть мирового производства различного вида часов и фотоаппаратов. В 1998 г. в стране было произведено часов на 218,4 млрд. иен, а фотоаппаратов — на 200,8 млрд. иен. Однако японские производители часов сталкиваются с конкуренцией, исходящей от развивающихся стран, а производители съемочной аппаратуры ощущают быстрое насыщение мирового рынка этой продукцией. В конце 1980-х гг. быстрое развитие получило производство одноразовых фотоаппаратов.

7.3 Электроника и  электротехника

Эта отрасль  на сегодня является наиболее важной в структуре японской экономики. Ежегодно в стране выпускается электронной продукции на 30 трлн. иен, причем половина ее уходит на экспорт. Отрасль подразделяется на четыре сектора. Первый — бытовая электроника и электротехника: видеокассетные магнитофоны, магнитолы, телевизоры, персональные компьютеры, кондиционеры и холодильники. Второй — промышленная электроника: компьютеры, радиовещательная и телевизионная аппаратура. Третий — промышленное электротехническое оборудование: электромоторы и электрогенераторы. Четвертый — электронные детали, полупроводники. В секторе бытовой электроники на смену обычным видеомагнитофонам и телевизорам начинает приходить цифровая техника — цифровые видеокамеры и видеомагнитофоны с цифровыми дисками. Предполагается, что цифровые технологии заменят обычные и их рынок достигнет 40 трлн. иен в течение десятилетия после 2003 г.

В 1998 г. по сравнению  с 1997 г. производство видеомагнитофонов  в связи с насыщенностью рынка  сократилось на 11,4%, а цветных  телевизоров — на 17,9%. В то же время  видеокамер было произведено больше на 6%, а проигрывателей для компакт-дисков и мини-дисков — на 9,1%. Прогнозируют, что в основном за счет Северной Америки потребность в проигрывателях для цифровых дисков вырастет с 4,2 млн. штук в 1999 г. до 12 млн. штук в 2003 г. Это побуждает компании, вынесшие свои производства в страны Азии, спешить с расширением данного сектора производства.

Что касается бытовой  электротехники, прежде всего холодильников  и стиральных машин, то они все  еще пользуются большим спросом  на внутреннем японском рынке, что объясняется необходимостью замены техники, выработавшей свой ресурс. Производственные возможности предприятий, расположенных в Японии, позволяют удовлетворить эти запросы. Расширение производства планируется только на предприятиях, вынесенных за рубеж и ориентированных на внешний рынок.

Производство  промышленного электротехнического  оборудования сократилось в 1998 г. на 10,6% по сравнению с 1997 г., составив в  стоимостном выражении 3,87 трлн. иен. Причины кроются в экономическом спаде в Азии и в сокращении капиталовложений в частный сектор в Японии. Застой в экспорте промышленного электротехнического оборудования в ЮВА, а также возможный пересмотр программы развития атомной энергетики в Японии из-за серии неполадок на японских АЭС затрудняют быстрое улучшение конъюнктуры в этом секторе промышленности.

Противоположная ситуация складывается с производством  персональных компьютеров. Быстрое  распространение сети Интернет привело  к тому, что их производство в 1998 г. выросло на 10% и достигло рекордного уровня в 7,53 млн. штук. Вполне возможно дальнейшее расширение спроса на персональные компьютеры различных модификаций.

Значительное  увеличение продукции отмечено и  в производстве мобильных телефонов. В 1998 г. их произвели на 13,4% больше, чем за предшествующий год. Дальнейшее развитие Интернета и спутниковой связи создает большое будущее для мобильных систем связи, в частности в форме мобильных информационных устройств, которые смогут соединить функции телефона, телевизора и персонального компьютера.

Предполагается  и значительное расширение рынка  полупроводников, примерно на 12% в 1999 г. по сравнению с предыдущим годом (в денежном исчислении — на сумму 922,5 млрд. иен). Однако в 1998 г. по ряду объективных  причин, в частности из-за жесткой конкуренции американских производителей, было отмечено сокращение их производства в Японии на 7,5% по сравнению с 1997 г. В настоящее время японские компании концентрируют свои усилия на производстве продукции с высокой добавленной стоимостью, прежде всего — на производстве интегрированных компьютерных чипов для цифрового оборудования.

Основным полем  битвы в электронной промышленности становится участие компаний в создании цифровой сети связи для электронной  торговли, а также разработка домашних цифровых устройств, которые можно было бы подключать к электронным сетям связи. Можно сказать, что от успеха в этой битве зависит выживание электронных компаний в Японии.

7.4 Судостроение

Это — одна из ведущих отраслей японской промышленности. Она оказалась в тяжелом кризисе после первого нефтяного шока в 1973 г. и была вынуждена с 1978-го по 1980 г. сократить на 35% свои производственные мощности. Однако ситуация изменилась после 1988 г., когда в мире возникла необходимость замены устаревшего флота танкеров и судостроение вновь стало приносить прибыль. За исключением 1993 г. Япония обладала мировым первенством в судостроении. В 1999 г. ее доля составляла 41,1% мировой судостроительной продукции. В этом году судоверфи страны построили новых судов водоизмещением в 11,07 млн. гросс-тонн. Лидер отрасли — корпорация «Mitsubishi Heavy Industries» (12,6% внутреннего рынка).

7.5 Автомобилестроение

Производство  автомобилей в Японии переживает не лучшие времена. В 1998 г. было продано 5,88 млн. штук новых автомашин, что на 12,6% меньше, чем в 1997 г. Впервые за двенадцать лет цифра продаж автомашин опустилась ниже 6 млн. штук в год. Из-за расширения производства автомашин на японских предприятиях, вынесенных за рубеж, а также из-за последствий экономического кризиса в Азии экспорт автомашин непосредственно из Японии сократился в 1998 г. на 0,5% и составил 4,53 млн. штук.

Что касается производства автомашин в Японии, то оно составило  в 1998 г. 10 млн. штук (сокращение на 8,4% по сравнению с 1997 г.). Поскольку эти  производственные показатели считаются критическими для поддержания нынешнего уровня занятости, итоги 1998 г. в автомобильной промышленности были расценены как тревожный звонок для автомобилестроителей.

Следует отметить, что волны крупных реорганизаций  автомобильных компаний в мире достигли и берегов Японии. Одна из причин того, что японские автопроизводители укрепляют свои связи с зарубежными компаниями, заключается в отсутствии у них необходимых средств на дополнительные значительные капиталовложения, связанные с новыми жесткими требованиями относительно экологической безопасности автомашин.

В Японии насчитывается 11 компаний, производящих автомобили. Вторая по величине из них — «Nissan Motor Co.» — в марте 1999 г. заключила  соглашение с французской компанией  «Renault SA». До этого она вела переговоры с компанией «Daimler», но они закончились неудачей. В октябре того же года новый исполнительный директор «Nissan» Карлос Хос, назначенный компанией «Renault», объявил о плане оживления «Nissan». План предусматривал сокращение 21 тыс. рабочих мест и закрытие 5 заводов «Nissan» в Японии. Это стало для японского производителя автомашин крупнейшим хирургическим вмешательством за всю историю компании, созданной в 1933 г.

В конце 1999 г. компания «Fuji Heavy Industries Ltd.» приняла решение выйти из группы «Nissan» и укрепить свои финансовые связи с американской компанией «General Motors». Одновременно выявились трудности на внутреннем японском рынке у компании «Nissan Diesel Motor Co.», специализирующейся на производстве грузовиков. Возникли предположения о том, что управление этой компанией может перейти от «Renault» к «Daimler-Chrysler».

Борясь за выживание  и стремясь создать самое крупное  в мире объединение по производству грузовиков, компания «Mitsubishi Motors Co.» объявила в октябре 1999 г. об укреплении финансовых связей со шведской компанией «Volvo». Существуют предположения, что «Mitsubishi Motors» подыскивает зарубежного финансового партнера для развертывания производства нового поколения легковых автомашин.

«Mazda Motor Corp.» уже с 1996 г. занимается улучшением управленческих технологий в сотрудничестве с компанией «Ford Motor Co.» и добилась того, что стала с марта 1999 г. выплачивать дивиденды, впервые после шестилетнего перерыва.

Что касается компаний «Suzuki Motor Corp.» и «Isuzu Motors Ltd.», которые входят в американскую группу «General Motors», то они заняты в настоящее время соответственно разработкой модели дешевого легкового автомобиля и дизельного двигателя с низким уровнем загрязнения окружающей среды.

В то же время  крупнейший японский автопроизводитель  — «Toyota Motor Corp.» (39,5% рынка легковых автомашин в 1999 фин. г.) избрал иную стратегию  противостояния своим конкурентам  на рынках США и Европы, пойдя  по пути укрепления собственной группы в Японии. Эта группа включает в себя, в частности, компании «Daihatsu Motor Co.» (малолитражные легковые автомобили), «Hino Motors Ltd.» (грузовики) и «Denso Corp.» (производство запасных частей).

В декабре 1997 г. «Toyota» выставила на рынок легковой автомобиль «Prius», представляющий собой модель, оборудованную одновременно электрическим и бензиновым моторами. «Prius» явился первой подобной гибридной моделью в мире. Его продажа пошла успешно, и к концу февраля 2000 г. было продано 36 тыс. штук таких легковушек.

«Toyota» упорно добивается превосходства в разработке следующего поколения технологий, защищающих окружающую среду. В этой сфере она  установила сотрудничество с «General Motors».

Самостоятельным путем стремится двигаться вперед и компания «Honda Motor Co.», имеющая неплохие показатели продаж в Северной Америке. В 1998 г. компания произвела 2,35 млн. штук автомобилей. Однако специалисты полагают, что выжить в XXI в. «Honda Motor» сможет, если только будет производить не менее 4 млн. автомашин в год.

7.6 Авиастроение

После второй мировой  войны авиационную промышленность Японии поставили на ноги оборонные  заказы. Первоначально производство осуществлялось на основе иностранных  лицензий. В 1964 г. был построен первый японский пассажирский самолет «YS — 11». Его производство продолжалось до 1972 г. Кроме того, в Японии изготовлялись отдельные узлы для американских пассажирских лайнеров «Боинг». И сегодня объем заказов на японские гражданские самолеты невелик. На 63% авиационная промышленность загружена японскими оборонными заказами. Экспорт японской военной авиационной техники запрещен внутренним законодательством. Поэтому объем производства авиационной промышленности Японии составлял в 1997 г. лишь 940,6 млрд. иен, что является примерно одной семнадцатой объема авиационного производства США.

7.7 Химическая промышленность

Эта отрасль  также переживает в Японии трудные  времена спада и структурной  перестройки, начавшиеся с первого  нефтяного кризиса в 1973 г.

Ориентированные на переработку сырой нефти, химические предприятия Японии оказались неконкурентоспособными по сравнению с химическими заводами США, ближневосточных и других стран, работавшими с более дешевым природным газом. В период с 1983-го по 1988 г. старое оборудование на заводах по нефтепереработке и производству искусственных удобрений было демонтировано в рамках принятого правительством закона о реорганизации химической промышленности.

Информация о работе Региональные рынки современного мирового хозяйства: Европа, Америка, Евро-Азия