Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:35, реферат
Цель моего реферата состоит в раскрытии содержания экономических циклов, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии. Для этого необходимо решить следующие задачи:
раскрыть социально- экономическую сущность циклов;
рассмотреть характер и закономерности развития различных видов циклов;
раскрыть объективные причины циклов, показать воздействие циклических колебаний на национальное производство и занятость.
рассмотреть основные фазы делового цикла;
исследовать роль циклического развития в экономике России.
Введение……………………………………………………………………..…….2
Глава 1 Сущность и основные характеристики экономических
циклов…………………………………………………………………………....3-8
Глава 2 Модель делового цикла. Основные фазы………………………………………………………………………….…9-12
Глава 3 Регулирование экономических циклов в Российской экономике………………………………………………………………...…...13-18
Заключение………………………………………………………………..…..….19
Список литературы………………………………………………………..…..…20
Депрессия характеризуется уменьшением темпов спада производства (застой). В итоге подходят к концу нереализованные товарные запасы; сохраняются массовая безработица и низкие цены; в экономике начинается накопление капитала и появление точек роста. Фаза депрессии характеризуется застоем в промышленном производстве, вялостью торговли, наличием большой массы свободного денежного капитала. В этот период создаются предпосылки для последующего оживления и подъема производства.
В целом в развитии делового цикла можно выделить четыре основные стадии: спад, депрессия, оживление, подъем. Они по – разному влияют на развитие национальной экономики: рост объемов производства, повышение цен (оживление, подъем), массовые банкротства, рост безработицы (спад, кризис).
Фазы каждого экономического цикла своеобразны, имеют разную длительность, разные характеристики. Не имея двойника, они оригинальны как в историческом аспекте, так и в аспекте национальном, региональном.
Волны (подъем, спад) способны сильно разбалансировать экономику страны, создать острые социальные конфликты на почве неустойчивости бизнеса и трудозанятости населения, а также падение воспроизводства.
Но не следует однозначно негативно оценивать падение воспроизводства.
Дело в том, что кризис наряду со своими разрушительными последствиями выполняет важные позитивные функции:
1) во время кризисов, пусть на короткий период времени, но приводятся в
соответствие структура производства и структура платежеспособных
потребностей, т.е. достигается сбалансированность воспроизводства.
2) выход из кризиса обеспечивается за счет обновления основного капитала
на основе использования научно-технических достижений. Тем самым кризис как бы «провоцирует» ускорение научно-технического прогресса;
3) кризис «вычищает» из народного хозяйства слабые в техническом
отношении, неконкурентоспособные предприятия, что содействует повышению общего уровня производительности труда, снижению стоимости товаров и стабилизации цен;
4) кризис обеспечивает рассасывание товарных излишков. Обусловленное этим снижение цен приводит к расширению сбыта (особенно товаров высокоэластичного спроса), повышению стимулов внешнеторговой экспансии.
Переход
нашей экономики на рыночные отношения
резко повысил
значение денег. Проблемы денежного хозяйства
становятся основными и в практических
мероприятиях по реконструкции народного
хозяйства, и в теоретических исследованиях.
Высокая стоимость анализа инфляционных
процессов, большое число действующих
факторов затрудняют выработку правильной
денежной политики.
Как показывает
опыт нашей, а также других стран, переход
на
рыночные отношения сопровождается быстрым
ростом цен, усилением действия инфляционных
факторов. Очевидно, что в условиях рыночных
отношений возможности искусственного
сдерживания инфляции резко сокращаются.
Вместе с тем непоследовательность в принятии
решений по переходу к рынку, непродуманность
некоторых шагов усугубляют имеющиеся
трудности, усиливают инфляционные процессы.
Опыт многих стран показал,
что длительное функционирование
централизованного планирования, как
правило, приводит к
нарушению сбалансированности материальных
и денежных потоков. При построении модели
делового цикла рассматривают уровень
занятости, потребление, изменение цен
, а также реакцию индивида на изменения
цен (постоянная, переменная).
Я
рассмотрела одну из важнейших
задач экономической теории в
раскрытии фаз цикла, а также
выяснение причин циклического
развития воспроизводства.
Мы уже знаем, что
современная рыночная экономика функционирует
в условиях активного воздействия на нее
государства. Государственное воздействие
на экономику способно существенно повлиять
на ход экономического цикла, меняя характер
экономической динамики. В экономике России
не было «правильных» циклов, а циклические
колебания имели в основном внеэкономические
причины.
Российская экономика до настоящего времени
находится в экономическом цикле – перехода
от централизованно- плановой модели экономики
к рыночной. Причем развитие данного цикла
характеризуется цикличностью (микроциклами)
механизма саморегулирования рыночной
экономики. В структуре цикла всегда выделяют
фазы: 1)подготовительную, когда ведется
поиск и вырабатывается концепция нового;
2)начала реформы, когда экспериментально
отрабатываются и начинают вводиться
элементы новой системы; 3)распространения
новой системы; 4)зрелости с наиболее полной
отдачей системы; 5)старения и кризиса.
Основываясь
на этой классификации можно сказать,
что экономический цикл России находится
между 2 и 3 фазами. Основным последствием
экономического кризиса является низкая
экономическая самодостаточность основной
массы населения. Важнейшими методами,
с помощью которых государство воздействует
на экономический цикл, выступают кредитно-денежные
и бюджетно-налоговые рычаги. Во время
кризиса государственные меры направлены
на стимулирование производства, а во
время подъема — на его сдерживание. Так,
с целью ослабления “перегрева” экономики
государство в фазе подъема способствует
дальнейшему удорожанию кредита, вводит
новые налоги, повышает старые, отменяет
ускоренную амортизацию и налоговые льготы
на новые инвестиции. В условиях кризиса,
наоборот, государственные меры направлены
на удешевление кредита, сокращение налогов,
на ускоренную амортизацию и налоговые
скидки на новые инвестиции. Россия ориентируется
на внешний рынок и внутренний рынок.
Для России наиболее реальна смешанная
модель экономического роста.
Чтобы экономика России стала наиболее
устойчивой, она должна быть
ориентирована на повышение эффективности
капитала через активные
нововведения.
Для этого
правительственная программа должна обрести
долгосрочные
цели, а все институциональные изменения
– направлены на повышение
эффективности хозяйства. Сильный и продолжительный
подъем
производства возможен только в рамках
сильной экономики, основанной на инновационном
развитии, на реализации долгосрочных
стратегических
планах государства.,
Таким образом, современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.
Для характеристики экономического цикла можно использовать разнообраз-
ные показатели. Основными являются:
Государственное регулирование решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в конкретный период.
Обеспечения стабильного уровня цен является одним из основных инструментов решения задачи. Оно осуществляется за счет независимого от правительства центрального эмиссионного банка, за счет надежной финансовой системы государства и за счет обеспечения сбалансированности внешнеэкономических связей. Стабильность денежной системы является предпосылкой функционирования механизма цен, а стабильные цены являются выражением социальной справедливости на практике. Для анализа динамики цен в России рассмотрим цены на потребительские товары и услуги за 1 полугодие 2005 г. Как следует из диаграммы (рис.3) приведенной ниже, годовой рост цен на товары и услуги составит не менее 16%.
117 | |||||||||||||
116 |
|
||||||||||||
115 | |||||||||||||
114 | |||||||||||||
113 | |||||||||||||
112 | |||||||||||||
111 | |||||||||||||
110 | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | |
Рис.3 «Цены на товары и услуги, и их % роста.»
Ежегодно, начиная с 1992 года, Госкомстатом России проводится обследование по проблемам занятости населения. С 1999 года обследование проводится с квартальной периодичностью по состоянию на последнюю неделю второго месяца квартала. Данное обследование позволяет получить информацию о численности и составе экономически активного населения, занятых и безработных, уровне экономической активности и безработицы и их динамике.
Обследование охватывает за квартал около 67 тыс. человек в возрасте 15 - 72 лет (0,06% от численности населения этого возраста), в расчете на год - 270 тыс. человек (0,25%). Для определения % уровня занятости рассмотрим (рис.4.) данные по обследования населения по проблемам занятости в среднем за год в % к итогу.
Всего | в т.ч. в возрасте лет | ||||||||
Экономически | |||||||||
активное население | 15-19 | 20-29 | 30-39 | 40-49 | 50-59 | Средний % | |||
всего | |||||||||
2000 | 100 | 3,5 | 23,1 | 28,4 | 27,5 | 11,8 | 18,86 | ||
2001 | 100 | 2,9 | 23,5 | 28 | 28,7 | 13,1 | 19,24 | ||
2003 | 100 | 3,5 | 23,9 | 26,2 | 28,9 | 13,6 | 19,22 | ||
2005 | 100 | 3,1 | 24,3 | 26,1 | 29,3 | 13,3 | 19,22 | ||
Средний % | 3,25 | 23,7 | 27,18 | 28,6 | 12,95 | ||||
Занятых в экономике | |||||||||
всего | |||||||||
2000 | 100 | 3,1 | 21,6 | 28,6 | 28,2 | 12,3 | 18,76 | ||
2001 | 100 | 2,9 | 22,3 | 28,2 | 29 | 13,6 | 19,2 | ||
2003 | 100 | 3,2 | 22,8 | 26,7 | 29,5 | 13,6 | 19,16 | ||
2005 | 100 | 2,5 | 23,2 | 26,2 | 30,2 | 13,6 | 19,14 | ||
Средний % | 2,93 | 22,48 | 27,43 | 29,23 | 13,28 | ||||
Безработные | |||||||||
всего | |||||||||
2000 | 100 | 7,8 | 38,5 | 25,7 | 20,6 | 6,3 | 19,78 | ||
2001 | 100 | 3,3 | 34,7 | 26,9 | 25,7 | 7,6 | 19,64 | ||
2003 | 100 | 6,5 | 33,6 | 21,6 | 23,9 | 13,7 | 19,86 | ||
2005 | 100 | 9,1 | 38 | 24,4 | 19 | 9,6 | 20,02 | ||
Средний % | 6,68 | 36,20 | 24,65 | 22,30 | 9,30 |
Информация о работе Регулирование экономических циклов в Российской экономике