Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:18, реферат
Целью данной работы является рассмотрение специфики теоретических концепций экономических учений Адама Смита, его методы исследования.
Задачи, поставленные в данной работе проследить предпосылки развития экономической проблемы; условия развития экономических учений Адама Смита с точки зрения разных ученых, а также роль Смита в развитии мировой экономической теории.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
1.ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ А. СМИТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ______________________________________________________5
1.1. Историческое развитие учений классической политической экономии
_______________________________________________________________5
1.2. Условия возникновения учений А.Смита________________________7
2.РОЛЬ А. СМИТА В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ________________________________________________________10
2.1. Методология учений А. Смита________________________________10
2.2.«Исследование о природе и причинах богатства народов» и его экономические аспекты____________________________________________11
2.3.Вклад А. Смита в развитии мировой экономической теории________23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ________________
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждении высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
«Роль А.Смита в развитии мировой экономической теории»
Выполнила Завьялова Т.С., аспирант, научное направление 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»
Научный руководитель Мельник Н.И., к.т.н.
Магнитогорск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________
1.ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ А. СМИТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ______________________
1.1. Историческое развитие учений классической политической экономии
______________________________
1.2. Условия возникновения учений А.Смита_______________________
2.РОЛЬ А. СМИТА В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ________________________
2.1. Методология учений А. Смита_________________________
2.2.«Исследование о природе и причинах богатства народов» и его экономические аспекты_______________________
2.3.Вклад А. Смита в развитии мировой экономической теории________23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни, из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой и природой. Меняется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей человечества. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в достижении различных целей. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.
В рамках классической политической экономии в трудах её основных представителей – А.Смита, Д.Рикардо - впервые было дано систематическое изложение экономической теории как одной целостной научной дисциплины. Поэтому именно после возникновения классической политической экономии можно говорить об окончании этапа становления экономической теории.[5]
Исторически сложилось так, что почти везде формирование экономической науки чаще всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита — величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII века. В отличие от естественных наук, требующих, как правило, представления о современном уровне знаний в этой области, экономическую науку едва ли можно постичь, не ознакомившись с теоретическими воззрениями выдающихся экономистов классической политической экономии. Среди них Адам Смит является центральной фигурой.
Данная тема реферата актуальна, так как сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. Для того чтобы прогнозировать те или иные экономические процессы, нам необходимо опираться на экономические теории, которые лежат в основе экономических учений.
Целью данной работы является рассмотрение специфики теоретических концепций экономических учений Адама Смита, его методы исследования.
Задачи, поставленные в данной работе проследить предпосылки развития экономической проблемы; условия развития экономических учений Адама Смита с точки зрения разных ученых, а также роль Смита в развитии мировой экономической теории.
1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ А. СМИТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1.Историческое развитие учений классической политической экономии
Классическая школа пришла на смену меркантилизму, дав начало развитию подлинно научной дисциплины и развернув действительно фундаментальные исследования проблем экономики свободной конкуренции. В противовес меркантилистской политике протекционизма была поставлена концепция экономического либерализма, соответствовавшая новым условиям хозяйствования, требующая снижения неоправданно высокой роли государства в экономике.
С развитием мануфактурного производства возникли новые источники прибыли, промышленный капитал вышел на первый план, и, по сути, оттеснил капитал, занятый в сфере обращения. Теоретики «классической школы» основным предметом своего исследования объявили сферу производства, выделив ее в качестве основы приумножения национального богатства.
До сих пор экономическая наука использует термин «классическая политическая экономия», а в любом серьезном исследовании истории экономической мысли этой школе уделяется большое внимание. Впервые понятие «классическая политическая экономия» в научный оборот ввел К. Маркс, связав начало классического периода с именами У. Петти и П. Буагильбера, а его завершение с именем Д. Рикардо. [5]
Однако в современной экономической литературе преобладает расширительная трактовка, согласно которой хронологические рамки этого периода гораздо шире. В число «классиков» входят имена таких экономистов, как Ж.-Б.Сей, Т. Мальтус, Н. Сениор, Ф. Бастиа, Дж. Милль, К. Маркс. По мнению Дж. Кейнса, к классической политической экономии необходимо отнести и труды ученых первой половины XX в. А. Маршалла и А. Пигу – тех, кого называют «неоклассиками».
Ограничительная (марксистская) и расширительная трактовки в определении хронологических границ эволюции классической политической экономии отражают степень значимости идеологических и научных элементов теории для последователей. С определенной долей относительности можно выделить основные этапы в развитии классического направления.
Первый (начальный) этап формирования классической политической экономии (конец XVII в.) связан с появлением экономических воззрений У. Петти и П. Буагильбера, которые заложили основы критики меркантилистской системы протекционизма, дали новое определение природе богатства, перенеся свои исследования из сферы обращения в сферу материального производства. Достаточную известность во второй половине XVIII в. приобретает французское учение физиократов, идеи которых получили наиболее полное отражение в трудах Ф. Кенэ и А. Тюрго.[2]
С именем великого английского экономиста А. Смита связывают второй этап в развитии классической политической экономии. Его «Богатство народов» сделало величайший сдвиг в эволюции экономической мысли. Разработанный им стройный понятийный аппарат и созданный комплекс взаимоувязанных теорий лег в основу трудов мыслителей следующих поколений.
Третий этап охватывает практически всю первую половину XIX в., когда в ведущих европейских странах (Англии и Франции) окончательно утвердились капиталистические формы хозяйства, что привело к определенным социальным изменениям. Начало XIX в. – это период промышленного переворота и утверждения капиталистических форм хозяйствования, который привел к углублению социального расслоения, ставшего причиной дискуссии в рамках классической школы и деления классической политэкономии на отдельные течения. Новые формы социального расслоения стали причиной появления в рамках классической школы буржуазного, мелкобуржуазного и социалистического течений. В этот период наибольший вклад в развитие экономических идей внесли теоретики, назвавшие себя учениками и последователями А. Смита. Среди них Д. Рикар-до, Т. Мальтус, Н. Сениор, Ж.-Б.Сей, Ф. Бастиа, С. Сисмонди, Р. Оуэн и др.
Четвертый (завершающий) этап приходится на вторую половину XIX в. Это этап обобщения достижений и систематизации основных категорий «классической школы» двумя крупными экономистами Дж. Миллем и К. Марксом.
Прослеживая этапы становления экономических учений, можно с уверенностью сказать, что вклад А.Смита является основополагающим в развитии экономической теории, он выделил её в особую отрасль науки. Его теории легли в основу учений последующих мыслителей.
1.2. Условия возникновения учений А. Смита
В XVIII в. Англия была самой передовой в экономическом отношении страной. Продолжающийся рост промышленного производства сопровождался увеличением числа мануфактур и численности рабочих. Создание в 1784 г. первого парового двигателя ознаменовало начало промышленного переворота в стране. Однако еще были сильны феодальные начала, процветала система протекционизма, по-прежнему государство охраняло монополии, действовала система цеховых регламентов.
Промышленная буржуазия являлась прогрессивным классом, заинтересованным в ускорении экономического развития Англии, а также в объективном экономическом анализе нового капиталистического способа производства. Таким образом, Великобритания обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством и быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в Англии большое развитие: здесь выделились основные классы буржуазного общества: рабочий класс, буржуазия и землевладельцы. Буржуазия была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства.
Таким образом, во второй половине XVIII века в Великобритании сложились благоприятные условия для роста экономической мысли, каким было творчество шотландского экономиста и философа А. Смита.
В этот переломный момент основные проблемы, намеченные почти 100 лет назад в трудах У. Петти, получают дальнейшую жизнь в трудах А. Смита, одного из самых образованных людей своего времени.
Адам Смит уже в 28 лет был избран профессором кафедры моральной философии в университете Глазго. Изданная в 1759 г. научная работа «Теория нравственных чувств» принесла ему очень широкую популярность. В 1764 г. он ушел из университета и стал воспитателем сына видного политического деятеля. Сопровождая молодого лорда, он много путешествовал по Европе, где лично познакомился с физиократами Ф. Кенэ и А. Тюрго. Научный интерес А. Смита из области философии все больше перерастал к экономическим проблемам, в 1766 г., после возвращения в Англию, он начал работу над своим главным трудом «Исследование о природе и причинах богатства народов».[1]
Выход в свет «Богатства народов» в 1776 году явился великим событием в развитии экономической мысли, которое завершило этап становления политической экономии как науки. В ней автор выделяет экономику в особую отрасль знаний, четко определяя ее предмет и методологию исследования.
Осуждая идеологию меркантилизма и игнорируя даже ценные элементы их учения, А. Смит положительно относился к физиократам, считая их своими союзниками, так как они усматривали богатство страны не в деньгах, а в массе товаров. И хотя он не принял их тезис о том, что чистый доход создается только в сельском хозяйстве, вопрос, в какой же сфере экономики богатство прирастает быстрее, трактуется им с позиций физиократов. Он считает, что для приумножения богатства предпочтительнее развивать сельское хозяйство, а не промышленность, в связи с тем, что капитал, вложенный в земледелие, добавляет значительную стоимость к действительному богатству и доходу. Более глубокое изучение теории А. Смита позволяет понять, что объектом его внимания является сфера производства вне отраслевой структуры. Определяя круг вопросов, составляющих предмет изучения экономической науки, А. Смит особо выделяет общественное экономическое развитие и рост благосостояния общества.
Учение Смита представляет собой значительный прогресс в области методологии политэкономии. По словам К. Маркса, А. Смит использовал эзотерический (наблюдение внешней стороны экономических процессов) и экзотерический (выявление и изучение сущностных характеристик) методы исследования. Желание обнаружить за поверхностными процессами глубинные закономерности преобладает у А. Смита, и дальнейшая разработка метода научной абстракции позволила ему понять суть основополагающих экономических категорий. Однако результаты, полученные в процессе поверхностного наблюдения и обобщения, зачастую он ставит в один ряд с выводами, сделанными в ходе глубокого научного анализа – это сказалось на непоследовательности А. Смита при рассмотрении им ряда экономических проблем.
2. РОЛЬ А. СМИТА В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
2.1. Методология учений А.Смита
Методология учения А. Смита основана на концепции экономического либерализма. Он исходит из представления, что одним из естественных свойств человека является эгоизм. Он вводит понятие «экономический человек», определяя его как лицо, которое руководствуется только выгодой и стремится к большему накоплению богатства. Показывая, что интересы отдельного лица могут совпадать с интересами общества, Смит вводит понятие «невидимой руки», которая руководит действиями людей и направляет их к цели, не входящей в их намерения. Под «невидимой рукой» рынка он понимает рыночный механизм, функционирующий в условиях свободной конкуренции.
Информация о работе Роль А.Смита в развитии мировой экономической теории