Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:19, курсовая работа
Целью данной работы является определение значения домохозяйств в рыночной экономике, выявление особенностей их поведения как экономического агента для формирования более грамотной политики государства в отношении домохозяйств.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты экономического анализа домохозяйств……………...5
1.1 Понятие и сущность домохозяйств………....…..….….…...……….…..5
1.2 Факторы потребительского поведения домохозяйств……….………..12
2 Роль домохозяйств в современной экономике…………….………..……….…20
2.1 Поведение российских домохозяйств в условиях современной
экономики........................................................................................................20
Заключение….……….……………………..……………..……………………......28
Список литературы……………………………
Кривой
сбережений будет кривая, спроектированная
с точки равновесия линии потребления
(точка А) на ось абсцисс, параллельная
кривой потребления (рис. 2) [14].
Рисунок
2 - Кривые потребления и сбережений
Величины
потребления и сбережений относительно
стабильны при условии, что государство
не предпринимает специальных
Важную роль в экономической теории играет эффект мультипликатора.
Мультипликатор
Кейнса - это число, показывающее, во
сколько раз суммарный прирост
дохода превышает прирост
Мультипликатор равен обратной величине MPS - предельной склонности к сбережениям, т.е.: Мультипликатор = 1 / MPS.
Так как MPS + MPC = 1, то MPS = 1 - МРС.
Соответственно, формулу мультипликатора можно записать следующим образом: Мультипликатор = 1 / 1 - MPC.
Структура
расходов домохозяйств может сильно меняться
в зависимости от величины доходов. Для
иллюстрации этой зависимости используют
кривые Энгеля (Рис. 3) [4].
Рисунок
3 -Кривые Энгеля
На рисунке изображено следующее: I - доходы, XPx - расходы домохозяйства на приобретение товаров определенного вида: а - нормальный товар, б - некачественный товар, в - высококачественный товар.
Кривые Энгеля показывают, как меняются с ростом доходов расходы домохозяйств на разные виды товаров: на дешевые малокачественные товары (например, китайский и турецкий трикотаж) расходы падают, а на дорогие и высококачественные (например, на лицензионные видеокассеты) повышаются. Эта закономерность открыта в 19 веке немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который, исследуя данные о расходах семей с разным уровнем дохода, установил, что с ростом дохода его доля, направляемая на продовольствие, снижается, зато доля, направляемая на жилье и на одежду, остается примерно неизменной, а доля других расходов возрастает. На основе этого закона установлен один из критериев бедности: семья считается бедной, если она тратит более 1/2 своего дохода на питание.
На размер национальных сбережений домашних хозяйств оказывает влияние действующий уровень налоговых платежей с доходов физических лиц, политика правительства по вопросу сбережений, доступность кредита, ожидания ценовых изменений. А действующий уровень процентных ставок, как считают многие экономисты, оказывает неэластичное воздействие на размер сбережений.
Очевидно, что в бюджете домохозяйства, как правило, доходы определяют расходы. Но при этом далеко не всегда осуществляется полное и систематичное сбалансирование бюджета. Исследования показали, что домохозяйства при определении потребления часто ориентируются не на текущие доходы, а на желаемый уровень потребления и жизненные стандарты. В зависимости от фазы жизненного цикла домохозяйства может существовать устойчивая положительная либо отрицательная разница между текущими доходами и расходами.
Потребительские привычки населения определяются несколькими крупными и множеством мелких факторов. Наиболее сильным фактором, который предопределяет, что именно и в каком количестве население или отдельный человек может себе позволить покупать, является доход. Но этот фактор далеко не единственный. Имея одинаковый доход, разные группы населения сильно отличаются друг от друга по другим характеристикам.
Рассмотрим некоторые факторы, определяющие поведение домохозяйств [17].
1. Культурные факторы.
Самое сильное влияние на поведение потребителя оказывают культурные факторы, особенно общий его уровень, принадлежность к определенной субкультуре и социальному классу.
2. Социальные факторы.
Кроме
культурных, на потребительское поведение
оказывают влияние такие
3. Личностные факторы.
На решение покупателя влияют его личностные характеристики: возраст и этапы жизненного цикла семьи, работа, экономическое положение, образ жизни, особенности характера и самооценка. На протяжении жизни человек приобретает самые разные товары и услуги. Ребенку необходимо детское питание. Взрослый человек стремится попробовать разнообразные продукты, а в пожилом возрасте он переходит на диетическое питание. Со временем меняются вкусы человека в отношении одежды, мебели, отдыха.
4. Психологические факторы.
На выбор покупателем товара воздействуют 4 основных психологических фактора - мотивация, восприятия, усвоение, убеждения и отношения.
Следующим фактором, существенно влияющим на потребление, является созданная в стране инфраструктура, которая включает в себя системы дистрибуции, транспортные коммуникации, возможности пользования интернетом, телефоном, наличие автотранспортных средств [15].
К более мелким факторам, влияющим на потребление, относятся географические особенности, климат, мобильность населения, конкретные ситуации в той или иной стране или регионе и многое другое.
Внешняя социальная среда во многом определяет цели и особенности поведения домохозяйств. Существование в условиях рыночной, плановой (командно-административной) и переходной экономических систем будет иметь существенные отличия. Различие связано, прежде всего, с особенностью
целей [11].
В
условиях рыночной экономики главную
целевую функцию домохозяйства
можно определить как максимизацию
благосостояния при осуществлении потребительского
выбора в условиях бюджетного ограничения.
Это значит, что домохозяйство стремится
иметь как можно больше товаров, причем
при покупках главной проблемой является
не наличие товаров, а недостаток денег.
В этих условиях члены домохозяйства заботятся
главным образом об увеличении доходов,
стремясь «делать карьеру». Досуг при
этом воспринимается, прежде всего, как
способ «набраться сил» для работы, а не
как самоцель.
2 Роль домохозяйств в современной экономике
2.1
Поведение российских домохозяйств в
условиях современной экономики
Домохозяйство является одним из важнейших рыночных институтов наряду с коммерческими организациями и государством, и в данном качестве, как агент экономических отношений, самостоятельно принимают финансовые решения. Финансы домохозяйств, как совокупность экономических отношений, характеризуют их взаимодействие с другими экономическими субъектами, отношения, складывающиеся внутри домохозяйств, домохозяйств друг с другом. Содержание этих отношений проявляется в специфике формирования, распределения, перераспределения и использования фондов денежных средств. При этом, исходным посылом различных проявлений финансовых отношений домохозяйства является рассмотрение домохозяйства как субъекта получения дохода, непосредственно отражающего материальное положение населения и его экономические интересы в сфере потребления и сбережения, вклад в национальную экономику, а также взаимоотношения с государством, сферой производства и бизнеса.[10]
Благосостояние по определению - это набор благ и услуг, обеспечивающих определенный уровень сбалансированности экономической системы.
Чтобы определить какой уровень благосостояния домохозяйств в России, необходимо проанализировать ряд социально - экономических показателей, с помощью которых также можно выявить потребительское поведение домохозяйств в условиях современной экономики.
Население России - около 150 миллионов человек. Средний размер семьи, домохозяйства составляет 2,75. Вот откуда идет штамп: «средняя семья - три человека». До Великой Отечественной войны было четыре человека. В конце XIX-го века - пять.
Совокупные доходы населения России по данным Государственного Комитета по Статистике в 2006-м году составили 16,8 триллиона рублей. Это 63% от российского ВВП. Около 10% денежных доходов ($70 миллиардов) россияне тратят на налоги, взносы и обязательные платежи. Еще 12-14% ($85-100 миллиардов) уходят в прирост сбережений. Россияне сберегают большую часть своего дохода по сравнению с европейцами, где этот показатель составляет 4-5%. Но, меньшую по сравнению с азиатскими странами (Китай, Индия), где он может доходить до 25% [8].
На приобретение товаров и оплату услуг жители России в 2006-м году
потратили около $535 миллиардов. Россия стала 10-м по емкости потребительским рынком в мире, пропустив вперед только «большую семерку», Китай и Индию.
Итак: $700 миллиардов примерно на 150 миллионов человек. По $4667 в год на человека. Чуть менее 10.500 рублей - таким был официальный (без экспертных дооценок) в 2007 году средний доход на душу российского населения. Средний доход на одно домохозяйство - $12850 в год. Это в шесть раз ниже, чем в США, а располагаемый доход (после выплаты налогов и обязательных отчислений) - в 4,5 раза ниже [16]
1% россиян можно считать «Богатыми». На их долю приходится почти 15% от совокупных доходов населения или порядка $100 миллиардов в год. В месяц - около $5500 на душу. $180 тысяч в год на одно домохозяйство в среднем [2] .
Далее следует группа приблизительно в 5% населения страны (7,5 млн. чел. 2,7 млн. семей) с доходами от $33 до $80 тысяч долларов в год на домохозяйство или $1-2,5 тысячи в месяц на члена семьи. Это верхняя часть российского среднего класса. На его долю приходится около 18,5% совокупных доходов; $130 млрд. долларов в год.
Семьи с доходом от $500 до $1000 в месяц на члена семьи это и есть российский средний класс. Такие доходы в России имеют чуть менее 20% семей, 10 миллионов домохозяйств. В России пока границы среднего класса не совпадают со статистической серединой. Российский средний класс живет в квартирах 45-75 кв. м. (2-3 комнаты), в домах построенных в послевоенный период (1950-1990 гг.).
Со
статистической срединой совпадает
доходная группа, которую можно условно
назвать «нижним средним
Итого - российский средний класс в широком определении: 41% населения страны, 62 миллиона человек, 23 млн. семей; 66% совокупных
доходов населения - $460 миллиардов в год.
На долю «бедных» в России совокупно приходится даже больше доходов, чем на долю «богатых» ($140 миллиардов в год). Но это только за счет того, что первых в 57 раз больше, чем вторых.
Благосостояние российских граждан растет: после кризиса, начиная с 1999 года, среднедушевой доход по России вырос в среднем как минимум в два, и даже более, раз, хотя он и составляет пока чуть больше 100 долларов. На семью из 3 человек в среднем приходится порядка 300-350 $ (10000 руб.) в месяц. Это немного - в 10 раз меньше, чем в развитых европейских странах, но по среднемировым масштабам не так уж и мало - в 10 и более раз больше, чем в бедных странах Латинской Америки или Африки.
Основными составляющими финансовых активов домашних хозяйств могут являться: наличные деньги в национальной и иностранной валюте; вклады и депозиты в банках в рублях и валюте, включая суммы на пластиковых картах; вложения домашних хозяйств в ценные бумаги; резерв страховых взносов домашних хозяйств; требования по невыплаченным заработной плате и пенсиям. Доходы домохозяйств в России складываются, в основном, из заработной платы и предпринимательского дохода, и в большинстве случаев именно эти два показателя определяют благополучие семьи [10].
Анализ формирования и использования денежных доходов домохозяйств в России свидетельствует о том, что за реформируемый период произошла деформация основного источника денежных доходов домохозяйств - заработной платы, рост теневых доходов достиг не менее 25%, резко снизился уровень реальной оплаты труда, её доля в ВВП в 2007 г. составила около 42%, тогда как в развитых странах этот показатель варьируется в пределах 55-70 %. В России фиксируется глубокая межотраслевая и межрегиональная дифференциация заработной платы [19].
Низкая заработная плата отрицательно влияет на экономику: это не способствует стимулированию работников к эффективному труду; порождает тенденцию технического застоя, а в условиях проблемы невыплаты зарплаты (суммарная задолженность по зарплате в России на 1 января 2009 г. составила 4 674 млн. рублей) [там же], предельно низкой становится мотивация труда.
Информация о работе Роль домохозяйств в современной экономике