Роль государства в экономике и ее изменение в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:14, реферат

Описание

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….2
2. Объекты цели и средства государственного регулирования в современном мире……………………………………………………..3
3. Государственное регулирование смешанной экономики на современном этапе……………………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………14
Список используемой литературы…………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)


 

                             Автономная некоммерческая организация

«Многоуровневый образовательный комплекс

Воронежский экономико-правовой институт»

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине: «Экономическая история зарубежных стран».

На тему: «Роль государства в экономике и ее изменение в современном мире»

 

                                                     

 

                                                     Выполнила:

                                                        Студентка

                                                                 Группы 2ФИК2

                                                                     Чепелева Наталия

                                                      Проверила:

              Селютина О.О.                                      

                                                      

                                                                 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Старый Оскол

2008

 

 

Содержание:

 

 

1. Введение…………………………………………………………….2

2. Объекты цели и средства государственного регулирования в современном мире……………………………………………………..3

3. Государственное регулирование смешанной экономики на современном этапе……………………………………………………..5

Заключение……………………………………………………………14

Список используемой литературы…………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

В своем достижении экономика любой страны подчинена прежде всего объективным историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основание утверждать, что путь ее задан, предопределен свыше, проистекает из начертанной судьбы. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично, во многом траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений и воли своих главных действующих субъектов: государства, предприятий и граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных масштабах.  Самыми обширными возможностями обладает в этом смысле государство в лице правительства в широком смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной власти. Правительство избирает путь, проводит определенную линию действий для реализации избранной социально-экономической стратегии, исходящей из целевых установок и учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику.

 

 

 

2. Объекты цели и средства государственного регулирования в современном мире.

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

   экономический цикл;

   секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

   условия накопления капитала;

   занятость;

   денежное обращение;

   платежный баланс;

   цены

   НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

   условия конкуренции;

   социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

   подготовка и переподготовка кадров;

   окружающая среда;

   внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Государственное регулирование смешанной экономики на современном этапе.

 

Предпосылки новой стратегии государственного управления экономикой. Проблема совершенствования государственного управления экономикой и регулирования рынков относится к числу основополагающих в экономической  науке. На современном этапе она является особенно актуальной в связи с общесистемным кризисом и появлением пробелов именно в управлении экономикой. Сейчас происходит давно назревший отход от догматически понимаемых постулатов монетаризма и остро ощущается необходимость новой стратегии государственного управления, основанная на концепции активного участия не только государства – регулятора, но и государства – собственника рыночных процессов.

В основу предполагаемого подхода положены приоритет национальной и экономической безопасности, ставка на внутренние источники роста и государственное стимулирование развития промышленности, преодоление разрыва между финансовым и реальным секторами экономики и социальная направленность стратегии государственного управления экономических преобразований в стране.

В переходные периоды усиление роли государства в экономике необходимо по следующим причинам:

1.       пока не созданы неформальные рыночные институты и неэффективно работает законодательная система государство должно активно поддерживать производство, регулируя основные рынки через государственные холдинги и государственные агентства;

2.       место ушедшего от управления экономикой государства тот час же занимают криминальные структуры, создавая знакомый нам облик «мафиозно-олигархического» капитализма вместо капитализма государственного;

3.       потери при отсутствии государственной поддержки предприятий и отраслей имеет столь масштабный и необратимый характер, что могут привести к безвозвратной утрате новейших технологий, уникальных производств, научных школ и незаменимых специалистов.

Основные направления новой стратегии государственного управления экономикой включают: формирование и усиление государственного сектора экономики; государственное стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям и поддержку инновационного процесса; государственное регулирование товарных, финансовых и информационных рынков, внешнеэкономических процессов; государственное управление на региональном уровне.

Управление государственной собственностью; структура управления государственным сектором экономики. На современном этапе предлагается сделать основную ставку  на усиление государственного влияния в экономике путем эффективного использования государственной  собственности, которая в годы реформ подверглась продаже. Но полученные от этого суммы, составляя менее 1% ВВП, не играют решающую роль в государственных доходах. Дивиденды от всей государственной собственности составили 400 млрд. неденоминированных рублей. В 1998 году поступление дивидендов резко сокращается, и их объем не превысит 0,03% от доходов бюджета. Таким образом, сейчас все еще немалая государственная собственность практически не дает дохода государству.

В тяжелые кризисные периоды совершенствование и координацию системы управления экономикой необходимо строить, опираясь на государственные права собственности, которые не менее значимы чем частные. Для этого предполагается на основе имеющихся казенных предприятий, государственных унитарных коммерческих предприятий а также компаний с преобладающей государственной собственностью организационно оформлять государственный сектор экономики, состоящий преимущественно из крупных вертикально интегрированных государственных научно производственных компаний – государственных холдингов, сформированных в основном по отраслевому принципу. Государственные холдинги организуют управление государственной собственностью, используя средства и методы корпоративного управления. Они являются экономически независимыми предприятиями, действующими на рынке в интересах государства – собственника, оговоренных в уставных документах. Цели государственных холдингов – обеспечение национальной экономической безопасности страны и развитие экономики. Эти цели как и конкретные задачи определяются государством посредством индикативных планов.

Государственная поддержка инновационных процессов. Эффективность регулирования экономики государством в период научно-технической революции во многом определятся его влиянием на инновационный процесс. Основным преимуществом централизованной системы управления является возможность концентрации ресурсов и научных кадров на стратегических инновационных направлениях. Передовые страны достаточно близко подошли к оптимальной конвергентной системе инноваций. В условиях современной России инновационный бизнес является чрезвычайно рискованным и привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов возможно при компенсирующей риски доходности или твердых государственных гарантиях в рамках структур, хорошо контролируемых самими инвесторами. Большинство передовых стран достигло высоких уровней развития вследствие опережающего роста науки и инноваций по отношению к промышленности. При этом такие страны, как Япония, даже в трудные периоды истории наращивали ассигнования на НИОКР, учитывая их значение для будущего подъема производства. России, несмотря на кризисное состояние экономики, необходимо следовать той же стратегической линии, обеспечивая финансирование, предусмотренное в законе о науке, придавая защищенность соответствующим статьям бюджетного финансирования.

Государственное регулирование товарных, финансовых и информационных рынков. Государственное регулирование рынков составляет наиболее развитую часть государственного управления экономикой. Рынок в той или иной форме существовал всегда и во всех странах регулировался государством с момента его возникновения. Накоплен значительный арсенал приемов государственного регулирования. Спецификой современного этапа являются резкое усиление роли и увеличение объемов финансовых и информационных рынков, формирование новых информационно-финансовых институтов, регламентирующих и регулирующих рынки. Россия, несколько отставая от передовых стран в этом направлении, может использовать накопленный опыт. Так же как отрасли и отраслевые комплексы,  соответственные им рынки классифицируются по степени их важности  для национальной и экономической безопасности страны, использования имеющегося потенциала российских компаний для отвоевания  данного рынка у иностранных конкурентов и дальнейшего закрепления на соответствующем рынке. В зависимости от места на классификационной шкале выбирается модель государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: от значительного протекционизма до полной открытости, а так же необходимая степень прямого государственного управления.

Государство способствует созданию на каждом привлекательном для страны рынке трех – четырех научно-производственных корпораций и ФПГ, контролирующих до 60-70% внутреннего рынка. Для стратегически жизненно важных рынков одна из этих ФПГ должна иметь форму государственного холдинга. Целесообразно так же привлекать на некоторые рынки иностранные ТНК, поддерживающие в заданных пределах конкуренцию и способствующих подтягиванию качества продукции к мировому уровню.

Регулирующий данный рынок государственный орган (министерство, госкомитет и т. п.) лицензируют его участников и контролирует исполнение установленных правил поведения на рынке и соблюдения его нормативов. На стратегически важных или жизнеобеспечивающих рынках (продовольственный) холдинг проводит государственную политику, направленную на поддержание целевых цен путем закупки продукции и товарных интервенций. Для экспорториентированных высокотехнологичных отраслей государство в рамках государственного холдинга создает специализированные компании, занимающиеся маркетингом, проведением товаров на внешние рынки.

Регулирование товарных рынков во многом определяется регулированием финансового рынка. При этом необходимым условием подъема экономики являются стабильность национальной валюты не столько по отношению к доллару и другим СКВ, сколько в контролируемой государством предсказуемости ее изменений.

Информация о работе Роль государства в экономике и ее изменение в современном мире