Роль и значение государственной собственности в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание

Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах:
предпринимательства;
многообразия форм собственности на средства производства;
рыночного ценообразования;
договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т.д.);
ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

Содержание

1. Собственность в системе рыночной экономике и её формы
2. Государственная собственность: сущность, виды, уровни
3. Роль государственной собственности в развитии экономики
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 62.66 Кб (Скачать документ)

         В структуре активов  негосударственных предприятий  участия государства не превышает 50% их активов, например "Газпром". Также в некоторых предприятиях государству принадлежит "золотая  акция". Здесь надо учитывать "дочек" и "внучек" кампаний с участием государства, таких, например, как "СИБУР", где формально оно не присутствует. 

         То обстоятельство, что государство не в состоянии  контролировать все принадлежащие  ему активы, когда реально многих государственных или полугосударственных  предприятий управляют менеджеры  в свои частные интересы, не является основанием для снижения реальной доли госсектора в экономике. Это может  служить основанием для сокращения его доли и увеличения частного сектора  как более эффективного. Чем скорее это будет сделано, тем скорей завершается процессы расхищения госсобственности и передела собственности с нахождением  эффективных собственников, способствующие улучшению делового и инвестиционного  климата в стране.

         Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени  в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном  регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

         Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных  объектов, целиком или частично принадлежащих  центральным и местным государственным  органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, производства оружии и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

         В одних странах  государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты. В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй.

         Значительная часть  государственного сектора - это объекты  инфраструктуры, в большинстве своем  нерентабельные. Другая часть - государственные  предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие  инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных  предприятий, как правило, ниже, чем  частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

         Существование в  условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько  отличающимися от принципов частных  хозяйств, позволяет использовать государственный  сектор для решения общегосударственных  экономических задач, повышения  прибыльности частного сектора.

         Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области  охраны окружающей среды, так как  высоких прибылей от этих сфер никто  не требует, а убытки покрываются  из бюджета. Поэтому государственный  сектор стал поставщиком дешевых  услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким  образом, издержки в частном секторе.

         Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда  частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы.

         Государственный сектор играет заметную роль в структурной  государственной политике. Государство  создает новые объекты или  расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал  притекает недостаточно. Так, государственный  сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные компании занимаются и внешней торговлей, вывозом  капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального  капитала в какую-либо страну.

         В целом государственный  сектор служит дополнением частного хозяйства там, где и насколько  мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит инструментом повышению эффективности экономики  в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовых внутренний продукт - это совокупная стоимость  продукции сферы материального  производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны).

         Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике, изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов государственного сектора  частному капиталу. В последние годы эта тенденция заметно усилилась. Теперь конкретным образом рассмотрим долю государственного сектора России за последние годы.

         В форме федеральных  государственных унитарных предприятий  ныне существует 14 тыс. предприятий, в  форме учреждений - 23 тысячи. Государство  является акционером в 2500 акционерных  обществах, где его доля превышает 25% уставного капитала. А всего  государство участвует в 3900 товариществах  и обществах. В отношении 580 акционерных  обществ используется специальное  право на участие Российской Федерации  в их управлении - "золотая акция". В федеральной собственности  находятся 100% акций 382 акционерных обществ. В 470 акционерных обществах государство  владеет более 50%, еще в 1601 акционерном  обществе имеет 25-50% акций и менее  чем 25% в 863 акционерных обществах.

         К 2004 году в ходе приватизации предложено сократить государственный  сектор экономики до 1,5 - 2,5 тысячи предприятий. Таким образом, в России государственная  собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена  всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий  к расширению индивидуальной и групповой  форм собственности, не означает, что  государственная собственность  будет полностью свергнута. Есть такие отрасли экономики, которые  нецелесообразно дробить на элементы. Это относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства, ведь государственная форма собственности  применяется в тех сферах экономики, в которых объективно велика потребность  в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных  инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в общественных интересах. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции  и некоторые другие отрасли должны еще долго оставаться в сфере  государственной собственности.

Роль  государственной  собственности в  развитии экономики

 

         Государственная собственность  всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние  данной формы собственности для  развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении  предприятий современными средствами производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

         В последнее десятилетие  XX в. Россия осуществляла переход от плановой экономики к рыночной. Центральное место в этом переходе занимала трансформация общественной собственности (в форме государственной собственности). В плановой экономике наиболее распространенной формой собственности была государственная собственность. Впоследствии был проведен процесс разрушения государственной собственности (приватизация), однако данный вид собственности существует, и по сей день, причем ее роль в современной экономике, на наш взгляд, далеко немаловажная. Рыночная экономика базируется на частной собственности, поэтому весьма значимым становится вопрос о месте и роли государственной собственности в национальной экономике. Причем особую актуальность приобретает судьба государственной собственности в России.

         Роль государственной  собственности в национальной экономике  весьма значительна. Даже в Западной Европе, где доля государственной  собственности невелика, ее значение для национальной экономики весьма ощутимо.

         В структуре активов  негосударственных предприятий  участия государства не превышает 50% их активов, например "Газпром". Также в некоторых предприятиях государству принадлежит "золотая  акция". Здесь надо учитывать "дочек" и "внучек" кампаний с участием государства, таких, например, как "СИБУР", где формально оно не присутствует.

         То обстоятельство, что государство не в состоянии  контролировать все принадлежащие  ему активы, когда реально многих государственных или полугосударственных  предприятий управляют менеджеры  в свои частные интересы, не является основанием для снижения реальной доли госсектора в экономике. Это может  служить основанием для сокращения его доли и увеличения частного сектора  как более эффективного. Чем скорее это будет сделано, тем скорей завершается процессы расхищения госсобственности и передела собственности с нахождением  эффективных собственников, способствующие улучшению делового и инвестиционного  климата в стране.

         Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени  в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном  регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

         Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных  объектов, целиком или частично принадлежащих  центральным и местным государственным  органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, производства оружии и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

         В одних странах  государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты. В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй.

         Значительная часть  государственного сектора - это объекты  инфраструктуры, в большинстве своем  нерентабельные. Другая часть - государственные  предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие  инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных  предприятий, как правило, ниже, чем  частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

         Существование в  условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько  отличающимися от принципов частных  хозяйств, позволяет использовать государственный  сектор для решения общегосударственных  экономических задач, повышения  прибыльности частного сектора.

         Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области  охраны окружающей среды, так как  высоких прибылей от этих сфер никто  не требует, а убытки покрываются  из бюджета. Поэтому государственный  сектор стал поставщиком дешевых  услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким  образом, издержки в частном секторе.

         Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда  частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы.

         Государственный сектор играет заметную роль в структурной  государственной политике. Государство  создает новые объекты или  расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал  притекает недостаточно. Так, государственный  сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные компании занимаются и внешней торговлей, вывозом  капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального  капитала в какую-либо страну.

         В целом государственный  сектор служит дополнением частного хозяйства там, где и насколько  мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит инструментом повышению эффективности экономики  в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовых внутренний продукт - это совокупная стоимость  продукции сферы материального  производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны).

Информация о работе Роль и значение государственной собственности в рыночной экономике