Роль экономических интересов в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:28, контрольная работа

Описание

В современной рыночной экономике важную роль играют экономические интересы субъектов экономических отношений, а именно домашнего хозяйства, фирмы и государства. Каждому приведенному субъекту присуще определенные интересы. «В целом они составляют систему интересов и подразделяются на интересы государства, предприятия (объединения), работника». Исходя из этого, можно утверждать, что реализация интересов одного субъекта во многом зависит от другого субъекта. Необходимо отметить, что «интересы отдельного экономического субъекта не могут реализоваться иначе, как через отношения с другими субъектами».

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по экономической теории.docx

— 26.23 Кб (Скачать документ)

 

                                                         Введение

     В современной рыночной экономике  важную роль играют экономические  интересы субъектов экономических  отношений, а именно домашнего  хозяйства, фирмы и государства.  Каждому приведенному субъекту  присуще определенные интересы. «В целом они составляют систему  интересов и подразделяются на  интересы государства, предприятия  (объединения), работника». Исходя из  этого, можно утверждать, что реализация  интересов одного субъекта во  многом зависит от другого  субъекта. Необходимо отметить, что  «интересы отдельного экономического  субъекта не могут реализоваться  иначе, как через отношения  с другими субъектами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    1.Экономические интересы, цели и средства

       Экономический интерес представляет  собой целенаправленное отражение  отношений каждого отдельного  человека, возникающих в процессе  хозяйственной деятельности и проявляющихся только внешне.

       Любые экономические действия  людей определяются поставленной  целью реализации их собственных  потребностей, которые служат основой  их интереса. С появлением экономического  интереса отдельная личность  учитывает все итоговые результаты  намеченных им действий, основываясь  на полезности приобретенного  блага, необходимости собственной  потребности в нем, а также  масштаба затрат времени и  различных ресурсов, которые нужны  для приобретения данного блага.  На основании двух факторов  экономический интерес субъекта  заключается в получении максимальной  полезности или минимальных затрат  для приобретения определенного  комплекта благ, т.е. у людей  имеется свобода выбора собственных  методов поведения. Отсюда следует, что способы поведения экономических субъектов в настоящей жизни исходят из характерных им экономических интересов. Иначе говоря, это побуждающие интересы к действиям, которые направлены в целях удовлетворения потребностей экономических субъектов. Во – первых, возникает потребность, во – вторых – интерес, приводящий к определенному поведению экономических субъектов. Другими словами, это цепочка взаимосвязи перечисленных выше понятий.

      Интерес – это потребность,  возникающая у экономических  субъектов осознанно. Согласно  мнению некоторых ученых можно  выделить различные виды интересов,  основанных на потребностях, такие  как:

  1. Материальные;
  2. Духовные;
  3. Имущественные;
  4. Денежные.

   Имеется  классификация интересов и по  экономическим субъектам:

  1. Индивидуальные, выражающие интересы отдельного вида;
  2. Семейные интересы;
  3. Интересы фирмы, предприятия, организации;
  4. Интересы отрасли и региона;
  5. Общественные интересы, т.е. государственные;
  6. Коллективные и др.

 Удовлетворение  самых различных потребностей  людей служит основной целью  экономической деятельности. Для  достижения данных целей необходимо  обеспечить субъектов жильем, продуктами  питания, одеждой и т.д. Следовательно, производство экономических благ и услуг является средством обеспечения экономически поставленных целей. Взаимосвязь основных составляющих экономической деятельности можно представить следующей определенной последовательностью:

  1. Потребности;
  2. Ресурсы;
  3. Технологии;
  4. Продукты;
  5. Использование;
  6. Потребности.

В зависимости  от того, какие ценности характерны для определенного общества, зависит  реализация цели экономической системы. Ставящиеся цели перед государственной  политикой зависят также и  от национальных интересов, вероисповедания, существующей идеологии в стране и др. В основном экономическими целями развитых государств являются:

  1. Свобода экономики;
  2. Увеличение уровня экономического роста;
  3. Стабильное жизнеобеспечение инвалидов, больных и престарелых людей;
  4. Полная занятость населения;
  5. Постоянство цен, низкий уровень инфляции;
  6. Обеспечение социального равенства путем перераспределения имеющихся доходов;
  7. Общественная ответственность за рациональное и эффективное размещение собственных ресурсов.

Потребители преследуют точную экономическую цель, т.е. полное удовлетворение в потреблении  благ и услуг путем принятия оптимального решения. На основании этого не только потребителю, но и производителю  следует соотносить приобретенную  выгоду и соответствующие понесенные затраты. Следовательно, они должны действовать эффективно.

     Экономическая эффективность представляет  собой способность использования  того, что есть, самым лучшим образом  для достижения желаемой цели.

 

                         2. Роль экономических интересов в рыночной экономике

   Создание условий для реализации экономических интересов всех субъектов экономических отношений будет способствовать повышению конкурентоспособности, как фирмы, отрасли, так и страны в целом. Однако сложность заключается во множестве и противоречивости экономических интересов присущих субъекту экономической деятельности. Деятельность субъекта, направленная на реализацию экономического интереса, не всегда достигает результата. Субъект, стремящийся реализовать свой экономический интерес, нередко сталкивается с субъектами, которые тоже имеют экономические интересы, связанные с интересом  другого субъекта. В связи с этим возникает проблема согласования экономических интересов.

    Согласование  экономических интересов непосредственно  связано с конкурентоспособностью  каждого субъекта экономической  деятельности. Для того чтобы  выработать наиболее рациональный механизм согласования экономических интересов субъектов, необходимо детально рассмотреть сам процесс согласования интересов.

    Причиной  поиска адаптивного механизма  согласования экономических интересов  выступает, прежде всего, их  рассогласованность. Особенно ярко  рассогласованность интересов наблюдается  на уровне хозяйственной деятельности. Одной из причин данного явления  стала приватизация. Следствием  этого процесса стала неравномерность  распределения доходов, что в  свою очередь отразилась на  интересах большинства людей.

      В настоящее время проблема  несогласованности интересов наблюдается  не только у домашних хозяйств, но и у фирм. По этому поводу  И. Крячков пишет, что не совпадают интересы бизнеса, диапазон которых весьма широк и отличается различными взглядами на базовые условия развития общества: труда, капитала, государственного регулирования, планирования.

       Таким образом, можно наблюдать  рассогласованность экономических  интересов на одном и том  же уровне нахождения субъектов  экономической деятельно также между разноуровневыми субъектами.

     В рамках данной проблемы необходимо рассмотреть факторы, способствующие процессу рассогласования экономических интересов. В связи с этим М. Мусин выделяет следующие факторы:

  1. Расширение множества интересов;
  2. Неупорядоченность множества интересов и отсутствие  устойчивой доминанты;
  3. Личный или персонифицированный интерес.

   Теперь  необходимо остановиться более  подробно на каждом факторе.  Расширение множества интересов  основано на деянии и дифференциации  трехуровневой структуры системы  экономических интересов. Ранее  выделялись интересы государства,  коллектива и личности. В настоящее  время в рамках государства  можно выделить интересы федерального  центра и регионов. Экономический интерес федерального центра в отношении регионов состоит в их финансовой  независимости или минимальным дотированием их бюджетов. Данное обстоятельство подразумевает финансовую автономность федеральных субъектов.

       Совсем другие интересы присуще  регионам. Их экономические интересы  сводятся, наоборот, к пополнению  своих бюджетов из федерального, что значительно снижает конкурентоспособность не только региона, но и государства в целом. Для получения большего финансирования из федерального бюджета регионами целенаправленно проводится политика занижения темпов экономического роста и конкурентоспособности. Данное явление выгодно в двух аспектах, во-первых, в регион приходят дополнительные денежные средства, во-вторых, при условии искусственного занижения экономического развития сохраняется его потенциал, что позволяет использовать его в критических ситуациях. Под критической  ситуацией необходимо иметь ввиду снижение поступлений денежных средств из федерального  бюджета, а также политические интересы.

      Таким образом, наблюдаются интересы, присущие и федеральному центру  и регионам. Экономические интересы данных субъектов не подчинены единой целевой политике, что значительно снижает конкурентоспособность страны.

     Множество интересов проявляется  не только на уровне государства,  но и на уровне фирм. М. Мусин отмечает «…то, что принято называть бизнес – сообществом, далеко от единства интересов и отличается крайне разнородными воззрениями на роль и значение базовых условий развития общества: труда, государства, государственного регулирования, стратегического и корпоративного планирования и т.д.».  Примером данного явления является «серая» заработная плата, которая сохраняется на многих предприятиях и в настоящее время. В данном случае предприниматель заинтересован в экономии на социальных отчислениях и налогах. В свою очередь в крупных корпорациях интересы можно разделить по отдельным подразделениям и фирмам, но все они не подчиняются единому интересу, который является системообразующим, что сказывается на конкурентоспособности организации.

      Изменения во множестве интересов  затронули не только государство  и фирмы, но и интересы личности. Главной причиной появления множества  различных интересов личности  является дифференциация населения  по доходам.

      Второй фактор рассогласованности  интересов – отсутствие системообразующего интереса, которое приводит к неупорядоченности в системе экономических интересов. Из-за отсутствия такого интереса нет возможности выстроить иерархию экономических интересов, которая подразумевает наличие устойчивых связей между всеми элементами системы.

      Третий фактор рассогласованности  экономических интересов – личный  интерес. Необходимо отметить, что  все государственные и социальные  интересы обусловлены личным  интересом. Личный интерес основан,  прежде всего, на экономическом  эгоизме. П. Игнатовский  отмечает, что «… интерес противоречив по содержанию своей действительности. Но на эту его особенность, например, в проявлении интереса личности, не обращается должного внимания ни в теории, ни в практике его реализации. В интересе его действий видится главным образом позитивная особенность, т.е. односторонность, чего в природе общественных и личностных явлений не бывает. При таком подходе упущена из поля зрения противоречивость интереса, выраженная, прежде всего, в экономическом эгоизме». Именно экономический эгоизм противопоставляет интересы личности интересам коллектива и общества в целом. Ярким примером, показывающим рассогласованность экономических интересов, является коррупция. Если бы перед государственными служащими на первом месте стояли бы государственные интересы, а не личные, то уровень коррупции был бы значительно ниже. Данный пример показывает не только преобладание личного интереса над всеми остальными, что проявляется в экономическом эгоизме, но и показывает важность наличия системообразующего интереса.

       С развитием рыночной экономики,  начатый еще в 90-е годы, привнес в экономическую жизнь страны определенные коррективы. Необходимо выделить причины, которыми был оправдан данный этап развития государства, а именно экономика Советского Союза находилась в состоянии застоя. Единственно возможный путь, который виделся для выхода из него, - это демократизация экономической жизни общества и переход на рельсы рыночной экономики. Однако есть и другие ученые, которые считают, что застоя не было, и выход из сложившейся виделся в омолаживании и демократизации власти и изменении отдельных звеньев системы.

 

 

Информация о работе Роль экономических интересов в рыночной экономике