Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:32, курсовая работа
В наше время происходит постоянное изменение рыночной экономики. Она постоянно видоизменяется под воздействием тех или иных факторов. В результате меняются потребности, виды экономической деятельности, ценности, которые создаются. Это приводит к переосмыслению ранее существующих экономических категорий, способствует возникновению новых.
Введение……... …………………………………………………………………..3
1. Сущность и особенности функционирования рынков факторов производства ……………………………………………………………………...
1.1 Рынок земли …………………………………………………………………..
1.2 Рынок труда ………………………………………………………………….
1.3 Рынок капитала ……………………………………………………………
2. Ценообразование на рынках факторов производства в России …………...
2.1 Ценообразование на рынках факторов производства …………..............
2.2 Спрос и предложение на рынках факторов производства……………..22
2.3 Общее экономическое развитие и благосостояние в современной России……………………………………………………………………………26
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………..
В системе рынков факторов производства особое место занимает рынок труда (рабочей силы). Основным поставщиком рабочей силы являются домашние хозяйства как экономическая основа (функционирования) существования семьи. Семья выполняет важную функцию детородную, репродуктивную; она «производит» способность человека к труду. Государство в этом важном для общества процессе участвует через систему образования и медицинского обслуживания. Однако работник «выносит» на рынок свою способность к труду непосредственно из семьи.
Восстановление и развитие рынка труда в современной России началось с 90-х годов XX в. Нарушение соответствия между спросом и предложением на рынке труда проявляется в колебаниях уровня занятости и безработицы. Безработица (постоянное наличие на рынке труда лиц, не имеющих работы и стремящихся ее получить) - непременное свойство рынка труда.[23]
В недавнем прошлом власть официально заявляла об отсутствии безработицы в СССР, поэтому не было системы учета потерявших место работы. Более того, принимались решения борьбы с теми, кто уклонялся от общественно полезного труда, кого стали называть тунеядцами. Чтобы занять трудом всех трудоспособных, создавали новые рабочие места там, где в этом не было целесообразности, что приводило к недоиспользованию рабочей силы, следовательно, к недопроизводству, потере (способности) квалификации работников. Например, в литературе появлялись сообщения о том, что инженеры некоторых предприятий только 15% рабочего времени используют на выполнение прямых своих обязанностей, а остальные 85% тратят на работу, не требующей специальной подготовки, бывало, два работника выполняли то, что мог без особого напряжения один. О безработице как реальном и устойчивом явлении в России заговорили с начала экономических реформ, когда, наблюдалось резкое сокращение производства, началась структурная перестройка общественного производства. Разные регионы страны имели различные стартовые позиции к началу экономических реформ. Кроме того, демографические, экономические, социально – психологические и политические особенности регионов, сложившиеся при плановой экономической системе, обусловили разную степень способности их приспособиться к новым условиям. Это тоже привело к дифференциации уровней безработицы и занятости. Там, где недостаточно развит рынок труда и велики расходы, связанные с миграцией населения, региональные рынки труда сохраняют устойчивые различия.
Проблема занятости в России сегодня имеет серьезную остроту и свои особенности. В сфере занятости осуществляются реальные трудовые отношения, формируются пропорции трудовых ресурсов между отраслями хозяйства, предприятиями. Изменения в занятости в какой-то мере отражают общие процессы в экономике, а также закономерности изменений на рынке труда. Можно отметить ряд общих тенденций в сфере занятости в переходной экономике России.
1. Опережающий рост занятости в частном секторе и в сфере предпринимательства.
2 Изменения в отраслевой структуре занятости проявились, прежде всего, в том, что доля занятых в сфере обслуживания (торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, органы управления и т.п. сферы) заметно увеличилась.
3. Расширение масштабов так называемой неполной занятости в двух ее основных формах. Первая – вынужденные, инициированные, администрацией оплаченные частично или неоплаченные отпуска. Вторая форма – применение режима неполного рабочего времени. Неполная занятость, с одной стороны, один из факторов застойных явлений и большого количества малоэффективных рабочих мест с вытекающими из этого негативными последствиями. С другой неполная занятость – альтернатива открытой безработицы, что позволяет отдельным предприятиям сохранить их трудовой потенциал, зарезервировать производственные мощности на период нестабильности.
4. Использование особой формы компенсации снижения реального уровня жизни трудящихся. Это вторичная занятость, которая проявляется в занятости на двух или более рабочих местах или в порядке совместительства по основному месту работы или на других предприятиях. Таким образом, дополнительная работа приносит дополнительный доход работнику, компенсируя снижение его реального дохода из-за роста цен.
5. Развитие неформальной занятости, т.е. занятость юридически неоформленными трудовыми отношениями, занятость на незарегистрированных предприятиях или юридически не оформленная самостоятельная деятельность. По некоторым оценкам в неформальную занятость вовлечено до 25 млн. человек в сфере услуг населению по строительству, ремонту, пошиву одежды и обуви, уличная торговля. Таким образом, часть населения имеет возможность получать дополнительные заработки в неподконтрольной государству сфере хозяйства. Однако неформальная занятость расширяет зону социальной и правовой незащищенности работников, создает устойчивую базу для криминалитета, ведет к сокрытию доходов и недополучению средств в бюджет.[24]
Известно, что целью общественного производства является все более полное удовлетворение постоянно растущих потребностей людей. Степень удовлетворения зависит от того, сколько благ человек получает в свое потребление в их натуральной форме. В условиях общественного разделения труда каждый из субъектов экономики создает определенный вид продукта или оказывает ту или иную услугу. В производстве готового продукта действуют основные факторы: труд, капитал, земля, предпринимательская способность. Собственник каждого из них получает свою долю в новом продукте. На практике этот продукт предназначен для продажи, он из натуральной превращается в денежную в форме выручки от продаж. Из нее возмещаются издержки, часть которых принимает форму дохода непосредственных работников в виде оплаты их труда; другая часть издержек – это затраты капитала, который его собственнику приносит доход в виде полученной прибыли. Собственник земли, сданной в аренду, получает доход в виде ренты, если эта земля использовалась как фактор производства. Так через рыночный механизм совершается распределение создаваемого продукта в форме доходов между субъектами экономики, обеспечивая им определенный уровень удовлетворения их потребностей. Важно, чтобы каждый получил доход соответственно участию в создании нового продукта.
В системе рынков факторов производства особое место занимает рынок труда (рабочей силы). Основным поставщиком рабочей силы являются домашние хозяйства как экономическая основа (функционирования) существования семьи.
Таким образом, функционирование рынка труда регулируется в оптимальном сочетаний внутреннего механизма самого рынка (спрос, предложение, конкуренция, цена) и мер государственного воздействия на него.
Рыночная система распределения дохода неизбежно порождает неравенство субъектов в доходах и уровне благосостояния. Сокращению неравенства в некоторой степени способствует «создание» общественных благ. Общественные блага, или общественные товары и услуги – это блага, предоставление которых определенному лицу невозможно без предоставления их одновременно и другим лицам (расходы на национальную оборону, охрану общественного порядка, на государственную систему образования, медицинское обслуживание, содержание дорог и др.). Эти блага, таким образом, получает все население, они составляют часть его реальных доходов.
Таким образом, понятие благосостояния связано с понятием общего экономического равновесия. Это такое состояние экономики, когда совокупный спрос (спрос на всех рынках) и совокупное предложение (предложение на всех рынках) взаимоуравновешиваются. Это обеспечивает оптимальные условия для общественного производства, т.е. собственно производства и обращения: производимый продукт регулярно реализуется и поступает в потребление.
1. Фишер С. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика. М. 2000. Гл.28, 29 с.
2. Ж. Елубаева государственное финансовое обеспечение производства общественных товаров и услуг. А. 2000 г. 360-367с.
3. Леонтьев В. Межотраслевая экономика. Москва: Экономика, 2000 - 471 с.
4. "Международный маркетинг": Камшибаев Р.А., Баймагамбетов Л.К., Алматы, 2003 г.; 97 с.
5. "Доклад о мировом развитии 2004 года": издательство "Весь мир"; 28 с.
6. "Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран": Рудый К.В., Москва, 2004 г.; 174-177 с.
7. "Экономикс: принципы, проблемы и политика": Макконнелл К.Р., Брю С.Л., 2 тома, издательство "Инфра-М", 2001г.; 89 с.
8. "Основы экономики": Райзберг. 119-121 с.
9. "Мировая экономика": Семенов, издательство "Гардарики", 2007 г.; 168-200 с.
10. "Экономика": Тарасевич, Гребенщиков, Москва, 2000 г. 71-83 с.
11. Иващенко А.А. Товарная биржа - Москва: Международные отношения, 1991 год. 168-200 с.
12. Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ). - М., 2007, № 95. 43-47 с.
13. Агапова Т.А. Макроэкономика: учебник. – М.: «Дело и сервис», 2004. – 512 с.;
14. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования 1996. – 478 с.
15. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 231 с.;
16. Основы экономической теории: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 319 с.;
17. Экономическая теория/под ред. А.И.Добрынина. – СПб.: Питер, 2000. – 544 с.;
18. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред. Н.В.Сумцовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 655 с.;
19. Экономическая история России 19-20 вв.: Современный взгляд. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 624 с.
20. Экономическая теория: учеб. пособие/под ред. проф. Ф.П.Евсеенко. – Брянск: изд-во БГУ, 2003. – 151 с.;
[1] "Мировая экономика": Семенов, издательство "Гардарики", 2007 г.; 168 с.
[2] Экономическая теория: учебник для вузов/под ред. Н.В.Сумцовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 95-97 с.
[3] Леонтьев В. Межотраслевая экономика. Москва: Экономика, 2000 - 471 с.
[4] Ж. Елубаева государственное финансовое обеспечение производства общественных товаров и услуг. А. 2000 г. 367 с.
[5] "Международный маркетинг": Камшибаев Р.А., Баймагамбетов Л.К., Алматы, 2003 г.; 28 с.
[6] Ж. Елубаева государственное финансовое обеспечение производства общественных товаров и услуг. А. 2000 г. 360 с.
[7] "Мировая экономика": Семенов, издательство "Гардарики", 2007 г. 168 с.
[8] Экономическая теория: учеб. пособие/под ред. проф. Ф.П.Евсеенко. – Брянск: изд-во БГУ, 2003. – 60-68 с.
[9] Иващенко А.А. Товарная биржа - Москва: Международные отношения, 1991 год. 144 с.
[10] "Мировая экономика": Семенов, издательство "Гардарики", 2007 г.; 200 с.
[11] "Мировая экономика": Семенов, издательство "Гардарики", 2007 г.; 199 с.
[12] "Мировая экономика": Семенов, издательство "Гардарики", 2007 г.; 200 с.
[13] Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования 1996. – 145-180 с.
[14] Основы экономической теории: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 141-146 с.
[15] Экономическая теория: учеб. пособие/под ред. проф. Ф.П.Евсеенко. – Брянск: изд-во БГУ, 2003. – 60-68 с.
[16] Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования 1996. – 145-180 с
[17] Экономическая теория: учеб. пособие/под ред. проф. Ф.П.Евсеенко. – Брянск: изд-во БГУ, 2003. – 60-68 с.
[18] Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования 1996. – 145-180 с.
[19] Основы экономической теории: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 141-146 с.
[20] Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования 1996. – 145 с.
[21] Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования 1996. – 145-180 с.
[22] Экономическая теория: учеб. пособие/под ред. проф. Ф.П.Евсеенко. – Брянск: изд-во БГУ, 2003. – 60-68 с.
[23] Экономическая теория: учеб. пособие/под ред. проф. Ф.П.Евсеенко.–Брянск: изд-во БГУ, 2003 – 138-147 с.
[24] Экономическая история России 19-20 вв.: Современный взгляд. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 85-90 с.