Рыночная, командная и смешанная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание

Как показывает история экономической науки, классификация экономических систем может производиться на основе различных признаков. В основе этой классификации лежит объективное многообразие свойств экономических систем. В укрупненном виде критерии экономических систем можно разделить на три группы:

структурообразующие критерии;
социально-экономические (содержательные) критерии;

объемные и динамические критерии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Теоретические основы экономической системы

1.1. Понятие экономической системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

2. Три основных вида экономических систем

2.1. Административно-командная экономическая система . . . . . . . . . .7

2.2. Рыночная экономическая система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

2.3. Смешанная экономическая система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 14

3. Понятие переходной экономической системы и её типы . . . . . . . . . . .20

4. Смешанная модель как современная модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Работа состоит из  1 файл

Катя экономика1.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

    Параметры смешанной экономики обладают относительной  самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.

    Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных  элементов в ее составе, но и образование  конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

    Сегодня смешанная экономика является целостной  системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частной хозяйственной инициативы – социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности составляющих ее элементов.

    В разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и  государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

    Американская  модель – это либеральная модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночного конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

    Немецкая  модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В немецкой экономической модели государство не устанавливает экономические цели – это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, оно создаёт надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в немецкой модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

    Немецкая  модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного вмешательства, характеризуется следующими чертами:

    индивидуальная  свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного  принятия решений. В свою очередь, это  условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;

    социальное  равенство – рыночное распределение  доходов обусловлено объемом  вложенного капитала или количеством  индивидуальных усилий, в то время  как достижение относительного равенства  требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

    антициклическое регулирование;

    стимулирование технологических и организационных инноваций;

    проведение  структурной политики;

    защита  и поощрение конкуренции. Перечисленные  особенности немецкой модели есть производные  от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых  является органическое единство рынка и государства.

    Японская  модель – это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

    Шведская  модель – это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются.

    Таким образом, современные страны взяли  курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в  основе понятия "смешанная система  хозяйства".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Понятие переходной  экономической системы и её типы 

      Переходная  экономика – это, как правило, экономика административно-командной  системы в процессе её трансформации  в рыночное хозяйство. При этом не только изменяются экономическая политика и методы хозяйствования, а происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы. В результате трансформации меняются все элементы экономики: отношения собственности; связи производства и потребления; тип воспроизводства; цели и средства экономического развития; институты.

    Специфика переходной экономики определена прежде всего отмиранием так называемых социалистических её характеристик и становлением современной рыночной экономики, основанной на частной собственности. При этом постиндустриальное общество демонстрирует возможность сохранения и дальнейшего развития тенденции социализации экономики и на этой основе формирования социально ориентированного хозяйства.

    Выделяются 3 этапа трансформации переходной экономики:

    1. Подготовительный этап, на протяжении  которого происходит постепенное разложение старой системы; его конечный результат – социально-экономический кризис.

    2. Непосредственная трансформация  социально-экономических отношений  через механизм активных институциональных  преобразований. На этом этапе  происходит разрушение старых механизмов экономики и в то же время ещё отсутствуют сложившиеся новые механизмы. В этих условиях особенно большую роль приобретают внеэкономические факторы, прежде всего возрастает роль государства как субъекта хозяйствования.

    3. Этап выхода из переходного периода, постепенное завершение создания институциональных основ для воспроизводства новой системы производственных отношений на собственной основе.

    Институциональные преобразования, присущие переходной экономике, заключаются в следующем.

    Либерализация – это отмена ограничений и запретов, относящихся к хозяйственной деятельности. Первой ступенью либерализации в переходной экономике стала либерализация цен, в результате которой предприятия стали самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию. Можно также отметить либерализацию внешней торговли, которая отменила монополию государства на внешнюю торговлю.

    Важным  фактором институциональных преобразований и становления рыночной экономики  служит приватизация как способ воссоздания  частной (и акционерной) собственности. Приватизация является также необходимым условием эффективного хозяйствования предпринимателей.

    Важнейший элемент переходной экономики - создание новых правил игры для теперь самостоятельно действующих предприятий, т. е. коренное преобразование права и законодательства. Иначе невозможно выстроить новую систему экономических отношений между предприятием и государством, а также между самими предприятиями.

    Процесс перехода к рыночной экономике в  разных странах в зависимости  от исторических, социально-экономических, географических факторов осуществляется по-разному. Однако можно выделить общие закономерности, характерные для всех стран.

    Главная закономерность при таком переходе – изменение роли государства. Переход  значительной части имущества (разгосударствление) в частную собственность приводит к тому, что государство, оставаясь экономическим субъектом, перестаёт быть монополистом всей собственности общества.

    В то же время государство сохраняет  своё положение субъекта хозяйственного права, а также субъекта макроэкономического регулирования. Итак, в переходный период, когда роль права чрезвычайно усиливается, а также происходит структурная перестройка экономики, роль государства не только не уменьшается, а увеличивается.

    Кроме того, государство осуществляет и производственные функции, т. к. оно по-прежнему господствует в ВПК, в некоторых инфраструктурных отраслях, в социальной сфере, в фундаментальной науке.

    Другая  закономерность переходной экономики  – осуществление приватизации; её темпы и методы зависят от специфики развития стран и идеологии, положенной в основу проведения реформ.

    В условиях переходной экономики во всех странах осуществляется также финансовая стабилизация. Поскольку экономика, предшествовавшая переходной, была экономикой дефицита, то вхождение в рыночную экономику неминуемо сопровождается инфляцией.

    Финансовая  стабилизация выступает важнейшей  предпосылкой стабилизации, а затем  и экономического роста.

    Закономерность  в условиях переходной экономики  – так называемый трансформационный спад. Когда разрушаются старые плановые механизмы экономики, а новые рыночные регуляторы ещё слабы и не действуют в полной мере, экономика впадает в глубокий кризис. Этот кризис определён многими факторами:

    соотношением  цен;

    неконкурентоспособностью  отечественной продукции;

    конкуренцией  импорта; удорожанием топлива, сырья, транспорта и т.д.

    Поэтому трансформационный спад также требует  усиления роли государства, чтобы смягчить негативные последствия перехода экономики.

    В переходной экономике осуществляется процесс интеграции в мировое  хозяйство.

    Переход к открытой экономике очень важен, т. к. он снимает тенденцию консервации  экономической отсталости, делает экономику  открытой и в конечном счёте конкурентоспособной.

    Поскольку все страны отличны друг от друга, то не только переходная экономика, но и сам характер перехода в них  различен. Можно выделить два типа перехода от административно-командной  экономики к рыночному хозяйству: постепенный, растянутый во времени на десятилетия переход (градуализм) и реформирование по принципу "шоковой терапии". Градуализм (англ. gradual - постепенный) получил своё распространение в таких странах, как Китай, Вьетнам, Венгрия. Характерные черты этого типа реформирования: значительная роль государства, а также нейтрализация (посредством государственных регуляторов) наиболее негативных социальных и экономических последствий для населения, прежде всего последствий для уровня жизни. Так, напр., Китай начал реформирование экономики с 1980-х гг. и в настоящее время за счёт экономического роста (темпы 10% в год) вышел в десятку ведущих стран, при этом значительно повысив уровень жизни населения. Спецификой китайской переходной экономики является то, что при проведении рыночных реформ во многих областях сохраняется жёсткий государственный контроль. В частности, в Китае огромное развитие получил малый бизнес, и в то же время в рамках свободных экономических зон отрабатываются новейшие образцы техники и технологии, совершенствуется крупное производство.

    "Шоковая  терапия", основанная на теории  монетаризма (отводит деньгам  определяющую роль в колебательном  движении экономики), предполагает  минимальное участие государства  в переходной экономике. Главным  в деятельности государства выступает  обеспечение финансовой стабильности, ибо, по мнению монетаристов, антиинфляционная политика за счёт жёстких бюджетных ограничений обеспечивает успешный переход к рынку. Жёсткие бюджетные ограничения - предпосылки перехода предприятий на самоокупаемость. "Шоковая терапия" (в результате либерализации цен) предполагает резкое снижение уровня жизни населения (поэтому и носит такое название), однако считается, что этот период в результате успешного реформирования может пройти достаточно быстро (2-3 года). Затем начинается как подъём в области экономики, так и повышение уровня жизни населения. Доктрина "шоковой терапии" с успехом была реализована в Польше (1990-91 гг.), Чехии, Эстонии. Эти страны в настоящее время вступили в стадию экономического роста.

Информация о работе Рыночная, командная и смешанная экономика