Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:41, контрольная работа
Общая характеристика рыночной экономики
Почему и как рыночная система хозяйствования способствует
решению экономических проблем
Тема: Рыночная система: общая характеристика, пути решения основных экономических проблем
1.1.Общая характеристика рыночной экономики
1.2.Почему и как рыночная система хозяйствования способствует
решению экономических проблем
Выбрать правильный ответ
Решить задачу
Список использованной литературы
Контрольная работа
№1. Вариант № 3.
1.1.Общая характеристика
рыночной экономики 1.2.Почему и как рыночная система хозяйствования способствует решению экономических проблем
Список использованной литературы |
3 3 8 10 10 12 |
1.
Рыночная система:
общая характеристика,
пути решения основных
экономических проблем
1.1.Общая
характеристика рыночной
экономики
Основой всей рыночной системы хозяйствования является рынок.
Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».
В самом общем виде рынок определяется как стихийный порядок.
Учитывая,
что в кратком определении
невозможно осветить все грани этой
важнейшей экономической
В условиях данной формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.
Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирую-щая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного и более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли).
Бизнес – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.
Правительство представлено главным образом различными бюджет-ными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики. [2]
Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли – продажи.
Объектами рыночного хозяйства являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только производственная продукция, но и факторы производства. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Таким образом, современная рыночная экономика – это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, валютных рынков и др. Все рынки органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.
Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счёт полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного преимущества, т.е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Эта категория является одним из центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограничен-ными ресурсами. Принцип сравнительного преимущества объясняет как процессы специализации в рамках отдельного предприятия, так и в международных масштабах.
Условием возникновения рынка является и так называемая экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного разделения труда и специализации, полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности.
Для
возникновения рынка какого-
И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет, кому и что производить, кому и с кем обмениваться ресурсами и произведённой продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных) коридорах, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности. [1]
Рыночный
обмен – это процесс
Именно так люди получают друг от друга максимум потребительских благ, преодолевая ограниченность ресурсов. [4]
Важным условием развития экономической системы при использовании рыночного механизма является наличие свободы предпринимательства и выбора.
Выбор решений, относящихся к проблеме что, как и для кого производить, издержки такого выбора рыночной организацией «перекладываются» на частное предпринимательство. В этом случае «ценой» риска за сделанный выбор выступает либо прибыль, либо убытки. По существу они и выступают предпринимательской оплатой использования части ограниченных ресурсов общества для производства и предложения разнообразных благ. Если предлагаемые блага не пользуются спросом и не удовлетворяют потребности общества, они не будут куплены потребителями и издержки предпринимательского выбора не будут возмещены. При отсутствии покупательского спроса убытки предпринимателя – это невозмещенные экономические ресурсы, которые он оплатил собственными деньгами.
Кроме
того, сделав неправильный выбор о
том, что, как и для кого производить,
частный предприниматель не имеет
практически никакой
В рыночной системе предпринимательский риск выступает своего рода катализатором проб и ошибок, способом последовательных приближений к равновесию цен и выбора о том, что, как и для кого следует производить. Эти проблемы предприниматель решает лишь в том случае, если совпадают:
-
его предложение и
- цены благ и издержки их выпуска.
На вопрос «Что производить?» могут ответить только потребители фактом оплаты собственными деньгами произведенных благ. Оплатив цену выпущенных благ, потребители возмещают издержки ресурсов и подтверждают целесообразность данного производственного выбора. Уплаченные деньги попадают к предпринимателю и частично становятся его прибылью за удачный выбор, частично направляются на оплату вновь привлекаемых ресурсов на новый производственный выпуск. Оплачиваемые предпринимателем ресурсы превращаются в доходы собственников этих ресурсов. Если он использует ресурсы земли, недвижимости или ископаемые сырьевые ресурсы, то их собственники получают доходы в форме ренты и (или) арендной платы. Если для производства он привлекает капитальные ресурсы, он оплатит либо их рыночную цену, либо процент по лизингу, выступающий формой дохода собственника капитальных ресурсов (техники, оборудования, машин). Наконец, если предприниматель привлекает ресурсы труда рабочих и специалистов, он выплачивает им заработную плату или иные формы денежного вознаграждения за труд, интеллект, квалификацию.
Вопрос
«Как производить?» также решается
путем риска и
Ответ на вопрос «Для кого производятся разнообразные блага?» зависит от платежеспособности потребителей, определяемой их доходами от труда, интеллектуальной собственности, собственности на землю, недвижимость, капитальные активы, ценные бумаги, денежные вклады, трансфертные и иные выплаты от государства. Проблема «Для кого производить» содержит важную социальную компоненту в случае низкой платежеспособности потребителей. Однако эта проблема решается не рыночной системой, с присущими ей принципами и механизмами, а распределительными функциями государства. [4]
1.2.Почему
и как рыночная
система хозяйствования
способствует решению
экономических проблем.
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения помогают решить экономические проблемы, выполняя ряд существенных функций:
1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
3. Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.