Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 10:05, реферат
До сих пор мы рассматривали спрос на товар и его предложение отдельно. Подобный подход не позволяет ответить на принципиально важный вопрос: каким же образом на совершенно конкурентном рынке устанавливается такая цена, которая удовлетворяла бы как покупателей, так и продавцов данного товара? На рынке реальная цена товара, по которой будут осуществляться рыночные сделки, определяется в результате взаимодействия спроса и предложения данного блага.
Рыночное
равновесие. Цена равновесия
спроса и предложения.
Значение и функции
цены в рыночной экономике
До сих пор мы рассматривали спрос на товар и его предложение отдельно. Подобный подход не позволяет ответить на принципиально важный вопрос: каким же образом на совершенно конкурентном рынке устанавливается такая цена, которая удовлетворяла бы как покупателей, так и продавцов данного товара? На рынке реальная цена товара, по которой будут осуществляться рыночные сделки, определяется в результате взаимодействия спроса и предложения данного блага.
Если цена оказывается зафиксированной на низком уровне, то покупатели не в состоянии найти то количество товара, которое хотели бы купить. Подобная ситуация в условиях рынка не может сохраняться длительное время. Действительно, фирмы будут видеть, что домохозяйства предъявляют спрос на большее количество товара. Это будет побуждать производителей нанимать дополнительные производственные ресурсы и расширять производство, поскольку каждая проданная дополнительно единица товара сулит им прибыль. При этом нужно помнить, что расширение производства в краткосрочном рыночном периоде сопряжено с увеличением затрат на единицу продукции, вследствие чего цена на товар будет подниматься. Таким образом, излишек спроса и нехватка товара будут стимулировать расширение производства. Избыточный спрос, порождающий дефицит товара на рынке, оказывает на цены давление «снизу», «подталкивает» их вверх. В условиях рыночного равновесия у фирм исчезнут побудительные мотивы увеличивать выпуск товара. Действительно, дальнейшее повышение объемов производства сопровождается ростом цен на товар и сокращением в этой связи количества товара, на которое предъявляется спрос. В результате на рынке появится избыток товара. Избыточное предложение — превышение объема предложения над объемом спроса. Нераспроданная продукция пойдет на склад и, в конечном итоге, может обернуться потерями для производителей. Поэтому и такая ситуация не может сохраняться длительное время. Избыточное предложение, порождающее избыток товара на рынке, оказывает на цены давление «сверху», заставляя их понижаться. В этой ситуации производители начнут сокращать выпуск товара, пока на рынке не установится равновесная цена. Только при такой цене две противоположные силы — давление на цены снизу и давление на цены сверху — уравновешиваются. Эта цена носит название равновесной цены —- цены, при которой количество товара, на которое предъявляется спрос, равняется количеству товара, которое предлагается к продаже фирмами. Все остальные цены являются неравновесными.
Ситуацию рыночного равновесия можно
представить графически, совместив в одних
осях координат графики спроса и предложения:
Точка В на рисунке получила название точки равновесия спроса и предложения, а ее проекции на оси абсцисс и ординат соответственно точками равновесного объема производства (Q0) и равновесной цены (P0). Итак, ситуация равновесия на рынке означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю такое равновесие - выражение максимальной эффективности рыночной экономики.
К сведению. Изменение рыночного спроса и предложения приводит к изменению рыночного равновесия. Так, если рыночный спрос растет и его график смешается вправо, то равновесная цена и равновесный объем производства увеличиваются. И наоборот, если при неизменном предложении рыночный спрос сокращается (график D1 смешается влево), равновесная цена понижается, то в том же направлении изменяется и равновесный объем. Если при неизменном рыночном спросе растет рыночное предложение, тогда равновесная цена должна снизиться при расширении равновесного объема производства. В случае сокращения рыночного предложения ситуация обратная.
Выше описаны
простые случаи изменения рыночного
равновесия. Более сложные случаи,
когда одновременно изменяются и рыночный
спрос и рыночное предложение, представляют
собой совокупность двух простых случаев.
Исходя из этого и осуществляется анализ.
Так, если рыночный спрос растет при одновременном
увеличении рыночного предложения, то
можно однозначно утверждать, что увеличится
равновесный объем производства. А вот
как изменится равновесная цена, будет
зависеть от соотношения роста спроса
и роста предложения, ведь рост спроса
«толкает» рыночные цены вверх, тогда
как расширение предложения их понижает.
Поэтому, если рост спроса превышает рост
предложения, равновесная цена вырастет.
Если предложение увеличивается в большей
пропорции по сравнению с увеличением
спроса, то равновесная цена снижается.
При абсолютно одинаковом изменении спроса
и предложения рыночная цена не изменится.
Излишек
потребителя и
излишек производителя.
Общая выгода от обмена.
Установившееся рыночное равновесие позволяет как продавцам, так и покупателям получать дополнительную и взаимную выгоду от обмена. В этом и проявляется общественная польза от установления равновесной цены. Чтобы пояснить это положение, необходимо ввести новые категории — дополнительная выгода потребителя (потребительский излишек), дополнительная выгода производителя (излишек производителя), общая выгода от обмена.
Кривая спроса показывает максимальную
цену, которую готов заплатить потребитель
за конкретное количество товара. Иными
словами, если потребитель желает приобрести
QK единиц товара X (рисунок ниже), то в соответствии
с графиком спроса данное количество продукции
он готов оплатить по цене Рк за единицу.
Однако на рынке, где господствуют отношения
конкуренции, любое количество данного
блага можно купить только по рыночной
цене, т. е. цене, «диктуемой» рынком. В
нашем случае — это PE. Как видно на рисунке,
РК>РЕ, т. е. рыночная цена оказывается
ниже цены потребителя. Таким образом,
потребитель получает дополнительную
выгоду, равную разнице между Рк и РЕ на
каждую приобретаемую единицу продукции
(при Qx= QK), а на весь объем покупок дополнительная
выгода потребителя составит площадь
прямоугольника PFPKKL.
Аналогичным образом можно проанализировать ситуацию для любой точки на отрезке NE графика спроса. Этот отрезок состоит из множества точек, для каждой из которых можно найти величину дополнительной выгоды потребителя. В итоге мы получим множество прямоугольников, которые в своей совокупности сольются в треугольник PENE, отражающий общую величину дополнительной выгоды (излишка) потребителя. Итак, излишек потребителя — разность между рыночной ценой, по которой потребитель приобретает товар, и максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за данный товар. Излишек потребителя представлен ΔPENE, отражающим разность между рыночной ценой товара (PE) и максимальной ценой, по которой потребитель был готов приобрести товар, ограниченную кривой спроса NE. По аналогии можно сформулировать понятие излишка производителя. Излишек производителя — разность между текущей рыночной стоимостью товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар. Излишек производителя представлен ΔМРЕЕ, являющимся разностью между рыночной ценой товара (РЕ) и минимальной ценой, по которой производитель был готов продать товар, ограниченной кривой предложения ME.
На рынке совершенной
конкуренции выгоду имеет как потребитель,
так и производитель. Общая выгода от обмена,
получаемая обществом, будет определяться
как сумма излишков потребителя и производителя,
т. е. ΔPENE + ΔМРЕЕ.
Спрос
и предложение
в условиях плановой
экономики.Вмешательство
государства в рыночное
ценообразование —
потолок цен и низший
уровень цены.
В условиях огосударствления экономики рыночный механизм взаимодействия спроса и предложения не действует. Поэтому совершенно иное состояние рынка имело место в нашей стране и в бывших социалистических странах. Рынок был деформирован государственной системой распределения, дополнявшейся бартерным обменом и «черным рынком».
Поведение производителей не определялось рынком, а регламентировалось преимущественно государственными органами. В государственной экономике нет жесткой связи межу ценой, спросом и предложением товаров. Расширение производства обычно осуществлялось без учета цен и перспектив спроса. Государственные органы централизованно решали, что, как, в каком объеме производить. Таким образом, государство брало на себя функции рынка.
В плановой экономике, как и в рыночной, уменьшение цены товара влечет за собой увеличение объема спроса. Но совсем по-другому ведет себя предложение, объем которого определяется не рынком, а плановыми органами. Величина предложения здесь остается неизменной независимо от цены. Разница между плановой и рыночной экономикой заключается в кривой предложения — в командной экономике она является вертикальной, а при рыночной — отлогой. При государственной системе распределения, при ограничении роли рыночных сил не может быть и речи о равновесии спроса и предложения. Централизованная система управления, как показал опыт нашей страны, оказалась неспособной своевременно реагировать на изменение спроса и предложения. В результате характерными были то избыток продукции, то ее дефицит. Эти и другие недостатки административно-командной системы обусловлены недооценкой роли рынка.
Избыток или
дефицит продукции может
Потолок цены — установленная на законных
основаниях максимальная цена на товар
или услугу. Потолки цен обычно фиксируются
на уровне ниже равновесного уровня цены.
Они применяются при проведении социальной
политики. Чаще всего речь идет о товарах
первой необходимости. При таких обстоятельствах
на рынке возникает дефицит. Предположим,
что в силу объективных причин сократилось
предложение некоторого продовольственного
товара при стабильном спросе на него.
В условиях невмешательства государства
в рыночный механизм такие изменения в
предложении повлекут за собой рост рыночной
цены товара. Допустим, что правительство
по причинам политического и социального
порядка устанавливает потолок цены на
данное благо, что приводит к появлению
дефицита в размере (Q2 - Q1). Наличие дефицита
будет давить на цену, вести к разбалансировке
и развалу рынка, развитию теневого рынка.
Выход из этого положения может быть в
рационализации предложения на рынке
рассматриваемого товара.
На рисунке Рo — равновесная цена; Р1 — низший уровень цены; Р2 — потолок цены.
Низший уровень (предел) цены — минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия. Если государство вводит и фиксирует цены на уровне выше равновесного, т. е. вводит низший предел цены, то на рынке величина предложения данного блага будет превышать объемы спроса. Иными словами, рынок столкнется с излишками продукции, равными по величине (Q4 - Q3).
В условиях государственного вмешательства
в процесс установления цены рынок не
в состоянии на основе автоматического
механизма регуляции решить эту проблему.
Порождая таким образом проблему излишков
продукции, государство берет на себя
и ее решение во избежание кризиса перепроизводства
в экономике. И именно государство скупает
эти излишки. Обычно низший уровень цены
вводится государством для поддержания
отдельных производителей или для стимулирования
производства отдельных видов товаров.
Роль
и функции цен
в рыночной экономике.
Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цены товаров служат ориентирами, руководствуясь которыми предприниматели и потребители делают свой выбор. В цене товара фокусируются материальные интересы всех участников рынка. Цена — многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Экономическая сущность цены позволяет выделить следующие ее функции.
1. Измерительная. Ее следует считать первичной функцией цены. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара. Иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Зная цену единицы продукции и умножая ее на количество продаваемых продавцом и покупаемых покупателем единиц данного блага, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги.
2. Соизмерительная. Эта функция цены связана с предыдущей. Соизмерительная функция цены заключается в сопоставлении ценности разных материальных благ. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие, дорогие и дешевые товары. Если цена адекватно отражает полезность товара, т. е. его способность удовлетворять ту или иную потребность, то она может быть использована не только для сопоставления денежной ценности, но и полезности разных благ.