Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 18:01, контрольная работа
Целью данного семестрового задания является раскрыть суть понятия «рыночное равновесие», выявить, как устанавливается рыночное равновесие, виды равновесия, провести анализ изменения рыночного равновесия, узнать о современных моделях равновесия, показать практическое применение модели рыночного равновесия.
Введение……………………………………………………………….…………..3
1. Рыночное равновесие: теоретические аспекты вопроса
1.1 Механизм достижения рыночного равновесия………………….………….4
1.2 Виды рыночного равновесия………………………….……………..……….5
1.3 Изменение равновесия: избыток и дефицит. Сравнительная статика….….6
1.4 Современные модели рыночного равновесия.……………………………...8
2. Применение модели рыночного равновесия. Примеры……………...…….10
Заключение……………………………………………………………………….12
Список используемой литературы………………………………...……………13
Министерство образования и науки Российской Федерации
Челябинский государственный университет
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
Кафедра
экономики отраслей и рынков
СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Рыночное равновесие»
Выполнил:
студент группы 28ПС-102
_________________ А.Ю. Кучин
«_____»
______________ 2011 г.
Проверил:
преподаватель кафедры ЭОиР
_____________ Д.А. Таценко
«_____»
___________ 2011 г.
Челябинск
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Рыночное равновесие: теоретические аспекты вопроса
1.1 Механизм достижения рыночного равновесия………………….………….4
1.2 Виды рыночного
равновесия………………………….……………..……
1.3 Изменение равновесия: избыток и дефицит. Сравнительная статика….….6
1.4 Современные
модели рыночного равновесия.……………………………...8
2. Применение модели рыночного равновесия. Примеры……………...…….10
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………...……………
Введение
На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, что многие не в состоянии выполнить намеченные планы. Возможно, что общее количество товаров, которое потребители планируют купить, больше, чем количество товаров, которое производители желают продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям придется менять планы. Возможно также, что планируемый сбыт превысит планируемое потребление по данной цене. Тогда изменятся планы продавцов.
Важнейшими величинами в микроэкономике являются спрос и предложение. Спрос - это количество продукции, которое покупатель желает и имеет возможность купить. Предложение - это то количество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время в конкретном месте. Результатом влияния этих двух величин друг на друга является рыночное равновесие.
Целью данного семестрового задания является раскрыть суть понятия «рыночное равновесие», выявить, как устанавливается рыночное равновесие, виды равновесия, провести анализ изменения рыночного равновесия, узнать о современных моделях равновесия, показать практическое применение модели рыночного равновесия.
Семестровое
задание состоит из двух параграфов:
теоретические аспекты вопроса и практические
примеры рыночного равновесия.
Свободное движение цены, в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей заплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.
Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и установится цена равновесия (или равновесная цена) (рис.1). При равновесной цене количество товара, которое покупатели желают и имеют возможность приобрести, в точности соответствует объему, который продавцы желают и имеют возможность продать. Цену равновесия иногда называют ценой чистого рынка, потому что она удовлетворяет всех участников рынка.
Рисунок 1 – Равновесие спроса и предложения
Функции равновесной цены.
Информационная – величина равновесной цены служит ориентиром для всех субъектов экономики.
Нормирующая – равновесная цена нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить затраты или ему следует воздержаться от производства товара.
Стимулирующая – равновесная цена вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию, изменять ассортимент.
Словарь определяет слово «равновесие» как ситуацию, в которой уравновешиваются разнонаправленные силы.
Действия покупателей и продавцов естественным образом движут рынок к равновесию спроса и предложения.
1.2 Виды
рыночного равновесия
В экономической теории различают три вида равновесия в зависимости от временных возможностей у производителей.
Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен, и объем спроса, и предложения, то равновесие называют неустойчивым. Равновесие механической системы устойчиво, если при малом возмущении точки системы во всё последующее время мало отклоняются от равновесных положений; в противном случае равновесие неустойчиво. Обычно при малых возмущениях точки системы, находящейся в положении устойчивого равновесия, совершают около их равновесных положений малые колебания, которые вследствие сопротивлений со временем затухают, и равновесие восстанавливается.
Виды устойчивости:
1. абсолютная;
2. относительная;
3. локальная (колебания цен происходит, но в определенных пределах);
4.
глобальная (устанавливается при любых
колебаниях).
Если рыночная цена Х1 товара превышает равновесную цену (график (а) рис.2), образуется излишек товара, и ситуация называется избыточным предложением. На накопившиеся излишки товара продавцы снижают цены до тех пор, пока рынок не приходит в состояние равновесия.
График (а)
График (б)
Рисунок 2 – Неравновесная рыночная ситуация
Если установившаяся рыночная цена Х2 ниже цены равновесия (график (б) рис.2), объем спроса превысит объем предложения. На рынке возникнет ситуация дефицита товара. Цена повысится, уровень предложения сохранится. Цена повышается, начинается движение рынка к равновесию.
Таким образом, при более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия.
Между изменениями спроса и предложения, с одной стороны, и изменениями равновесной цены и равновесного количества товаров, с другой, можно установить взаимосвязи, представленные в табл. 1:
|
Таблица
1 – взаимосвязи между
Таким
образом, совокупность действий множества
продавцов и покупателей
Когда какое-то событие приводит к сдвигу одной из кривых, рыночное равновесие нарушается и восстанавливается на новом уровне. Анализ таких изменений, сравнение условий старого и нового равновесия называют сравнительной статикой.
Анализ событий, оказывающих воздействие на рыночную ситуацию, включает три этапа. Во-первых, необходимо определить, приводит ли рассматриваемое событие к сдвигу кривой спроса или предложения или к смещению обеих кривых. Во-вторых, определяется направление сдвига кривых (вправо или влево). В-третьих, по графику с кривыми спроса и предложения, определяется влияние сдвигов на равновесную цену и объем предлагаемого и приобретаемого товара. Последовательность этих шагов представлена в табл.2. Применение этого метода в отношении различных событий, которые могут повлиять на ситуацию на рынке определенного товара, приведено во втором параграфе.
1 | Определение сдвигов кривой спроса или кривой предложения (возможно, обеих кривых) |
2 | Определение направления сдвига кривой |
3 | Использование графика кривых спроса и предложения и анализ влияния сдвига на рыночное равновесие |
Таблица
2 - Три шага сравнительной статики
1.4 Современные
модели рыночного равновесия