Рыночные отношения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:49, курсовая работа

Описание

На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества. В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночным отношениям.

Работа состоит из  1 файл

курсовик рыночные отношения.docx

— 34.26 Кб (Скачать документ)

 

Таким образом, для перехода к рынку  нужно, прежде всего, в общих чертах осознавать то, к чему движется наше общество: что такое современный  рынок, каковы его основные принципы и структура, поэтому в своей  научной работе, я думаю, будет  целесообразно рассмотреть вышеуказанные  понятия во втором вопросе.

 

2. Рынок: понятие и  особенности.

 

Решив построить рыночную экономику, мы должны, прежде всего, представлять ее образ, видеть хотя бы контуры, усвоить суть рыночных отношений. Однако глубокому восприятию и пониманию рынка советским  человеком препятствует несколько  причин.

 

Во-первых, мы подлинной рыночной экономики  во всех ее многочисленных проявлениях  практически не видели и не знали. Если кто и бывал в странах  свободного рынка, то он лицезрел только его внешний облик, не вникая в  суть внутренних механизмов рыночных отношений.

 

Во-вторых, нас рыночным отношениям не учили. В  школах, техникумах, институтах, по радио  и телевидению нам внушали, что  за рубежом загнивающая, кризисная  экономика с эксплуатацией и  порабощением трудящихся людей. Учебники, содержащие подлинное описание рынка  и рыночной экономики, труды так  называемых буржуазных экономистов  либо вообще не переводились и не издавались, либо становились известными только узкому кругу специалистов.

 

В-третьих, те естественные ассоциации, которые  возникают у каждого из нас  при слове “рынок”, так или  иначе связаны с колхозным  рынком, базаром, то есть рыночными  формами, существовавшими в советской  экономике. Но эти аналогии весьма далеки от реального цивилизованного современного рынка и, значит, порождают искаженное представление о подлинной рыночной экономике.

 

Термины “рынок” и “рыночная экономика” в нашей стране обычно трактуются только как товарообменные операции и товарно-денежные отношения, иными  словами, как торговля, обмен, но такое  представление примитивно.

 

Рынок  - это вся система многообразных  экономических отношений между  людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода  экономической деятельности. Чтобы  хотя бы в общих чертах уяснить  смысл, суть, содержание рынка, надо рассмотреть  принципы рыночной экономики и ее структуру.

 

Принцип свободы экономической, хозяйственной, предприниматель-ской деятельности личности, семьи, социальной группы, предприятия  во всех сферах жизни в рамках соблюдения законности предопределяет возможность  любого экономического субъекта реализовать  свои способности, желание самым  активным образом по собственному выбору участвовать в общественном производстве, быть товаропроизводителем или посредником между производителем и потребителем, организовать свое дело. В этом основополагающем принципе есть две стороны: предоставление каждому активному субъекту собственнических и предпринимательских прав, помогающих воплотить замыслы в конкретные объекты, а также ликвидация чрезмерных ограничений на формы, виды, объемы предпринимательства предприятий и граждан. Необходимо вместе с тем понимать, что свобода действий предпринимателя в условиях рыночной экономики не является абсолютной. Она, как и в любой другой экономической системе, ограничена, прежде всего, законами. На них основан принцип государственного регулирования рынка и рыночных отношений. Любая рыночная экономика в цивилизованном государстве регулируема. Вопрос может быть поставлен лишь о мерах и способах государственного воздействия на рынок и законодательного оформления подкрепляющих их юридических актов. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы, трудовое законодательство, ценовые ограничения, противомонопольные меры. Важно и то, что рыночная свобода возникает не просто так, она сопряжена с экономической ответственностью и риском предпринимателя. Рыночная экономика, вводя равноправие многообразных форм собственности, опираясь на ее приватизацию, возбуждает чувство ответственности, ибо он может потерять деньги, имущество, работу.

 

Кроме того, рынок подрывает диктат производителя, способствуя диктату над ним  со стороны потребителя. В этом смысле рыночная экономика опирается на принцип примата потребителя, его  главенства. В условиях административно-командной  экономики, порождающей дефицит, наступает  власть производителя над потребителем, превращение последнего под воздействием очередей и нехватки в покорного просителя, говорящего спасибо за все, что ему дают. В рыночной экономике ценовой механизм и система конкуренции вызывают соперничество между производителями в борьбе за покупателя, потребителя. Появляется особый вид ответственности перед потребителем, ибо его потеря означает снижение дохода, прибыли, а иногда и крах фирмы.

 

Рыночной  экономике свойствен принцип  рыночного ценообразования. Как  известно, цена формируется на рынке  в результате торга продавца и  покупателя, взаимодействия спроса и  предложения. Эта цена возникает  в итоге установления баланса  противонаправленных тенденций: желания  одной стороны продать товар  подороже и другой стороны - купить подешевле. В нормально функционирующей  экономике цена на свободном рынке  не опускается ниже себестоимости и  не поднимается выше суммы себестоимости  и прибыли, соответствующей среднему нормативу рентабельности. Продавать  по более низкой цене просто невыгодно, а при высокой прибыльности товара его тут же начинают производить  и продавать конкуренты, и цена падает.

 

Рыночной  экономике присущ принцип договорных, контрактных отношений. В нашей  практике это означает переход от управления по вертикали к управлению по горизонтали, то есть на основе соглашения между равноправными экономическими субъектами. Значительное ослабление распорядительства со стороны вышестоящих  организаций в экономике рыночного  типа, экономическая свобода хозяйствующих  субъектов настоятельно потребует  приведения в действие механизмов саморегуляции, роль которых особенно важна на уровне предприятий, учреждений.

 

Принцип открытости экономики означает, что  свобода предпринимательства распространяется на внешнеэкономические связи и  выражается в том, что хозяйственные  организации и предприятия обладают правом осуществлять внешнеэкономические  операции при соблюдении определенных условий и ограничений. Реализация этого принципа является основным условием интеграции страны в систему мирохозяйственных  связей и проникновения на мировой  рынок. Защита внутренних интересов  в условиях открытости экономики  обеспечивается соблюдением признанных международных норм и установленного законодательства страны.

 

Рыночная  экономика немыслима без реализации принципа конкуренции. Без конкуренции  рыночный механизм не работает. Конкуренция  должна быть, прежде всего, между отдельными товаропроизводителями, предприятиями, выпускающими однородную продукцию. Она  крайне необходима во избежание монополизации  и захвата рынка. Конкуренция  представляет одно из самых эффективных  и действенных средств возбуждения  деловой активности, использования  достижений научно-технического прогресса, роста качества продукции, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.

 

Если  централизованная экономика опирается  на непосредственное управление материально-вещественными  объектами и процессами, то рыночная экономика тяготеет к управлению при помощи принципа воздействия  на финансы и денежное обращение. Другими словами, рыночная экономика  гораздо полнее использует механизм стоимости и товарно-денежные отношения. В этом смысле можно утверждать, что рыночной экономике более  присущи экономические методы управления. На практике это находит воплощение в значительном повышении роли денег, кредита, банков, распределительной и налоговой систем, цен.

 

Основное  свойство экономики рыночного типа состоит в распространении рыночных отношений на все хозяйственные  сферы, проникновение их во все отрасли, охват всех регионов страны. Это  свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений. Хотя глубина проникновения  рыночных отношений, широта охвата ими  социально-экономических явлений  и процессов различны в разных отраслях и секторах экономики, практически  ни один из них не оказывается вне  зоны воздействия рынка. Таким образом, вся экономика становится как  бы совокупностью многообразных  рынков, различающихся только степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных отношений в отдельные части  хозяйственной системы. Рынок существует уже не только в качестве территориально и функционально обособленной ячейки экономики, но проникает в виде рыночных отношений во все клетки экономического организма. Изучение структуры рынка  позволяет решить двуединую задачу.

 

С одной  стороны, мы получаем комплексное представление  о рыночной экономике как о  единстве взаимосвязанных и взаимодействующих  разнообразных рынков.

 

С другой стороны, становится возможным сопоставить  нынешнее состояние отдельных рынков или рыночных сфер экономики с  тем, которое должно быть при переходе к развитым рыночным отношениям. Тем  самым удается оценить степень  необходимых преобразований при  переходе к рыночной экономике и  характер их воздействия на  людей.

 

При наиболее укрупненной структуризации в составе единого рынка обычно выделяют следующие виды отдельных  рынков:

 

- рынок потребительских товаров,  услуг, жилья, зданий и сооружений  непроизводственного назначения;

 

- рынок средств производства  и производственных видов деятельности;

 

- рынок денег, валюты, ценных  бумаг;

 

- рынок труда, рабочей силы, рабочих  мест;

 

- рынок информации, интеллектуального  продукта, инноваций.

 

Таким образом, рынок является особым экономическим  механизмом, который через конкуренцию  способствует рациональному распределению  ресурсов, влияет на объем и структуру  производства, заставляет потребителя  выбирать рациональную систему потребления  и, в конечном итоге, оздоровляет  экономику России, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных  предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Работая  над своей курсовой работой, я преследовала целью не только оценку тех исторических шагов, которые были сделаны нашей страной на пути к рыночной экономике, но и размышление о дальнейших попытках этого перехода, поскольку мы все еще находимся на первых его этапах.

 

Переход к рынку, как я уже отмечала, - очень сложный и длительный процесс, неподвластный воле человека, ибо  последний не в состоянии точно  предвидеть все его противоречия, поэтому пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами предстанут результаты реформ Российской экономики. Но в отличие от прошлого времени, сейчас мы можем повлиять на дальнейший ход событий - я имею ввиду возможность  каждого гражданина РФ принять  участие  в формировании законодательной  власти. Именно от ее работы будет зависеть закрепление перехода к рыночной экономике  на уровне закона. Данное конституционно  закрепленное право  особенно актуально накануне глобального  политического события в жизни   России: выборов депутатов Государственной  Думы РФ, которые состоятся   17 декабря 1995 года и Президента Российской Федерации   16 июня 1996 года, а избрание нового политического курса в  стране незамедлительно повлечет за собой изменения в экономике.

 

Очень хочется надеяться, что все перемены  будут направлены на ту же цель - переход  к рынку, а не возврат к прошлому, последствия которого отражаются теперь  в нашей экономике особенно остро. В связи с этим я бы хотела отметить, что нельзя сворачивать с правильно  выбранного, как я думаю, пути. Ведь переход к рынку является показателем  демократизации России, предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку и укрепления прав собственника. Данные категории выступают самыми яркими показателями возрождения России. И пусть переход к рынку у нас происходит очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако я уверена, если мы пройдем весь этот трудный путь до конца, Россия будет цивилизованным государством во всех отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Борисов Е. Ф. Проблемы развития  экономики нашей страны. Социально  - политический журнал 1993 г., № 3 , с. 76

 

2.Крылов А. А. Социально - экономические  основы деятельности ОВД в  условиях рыночных отношений.  Лекция, Москва, Академия МВД России, 1994 г.

 

3.Лившиц А.Я. Введение в рыночную  экономику. М., Станкин, 1992 г.

 

4.Маневич В.А. О закономерностях  становления рынка. Вопросы экономики, 1993 г ., № 3, с. 140

 

5.Переход к рынку: борьба мнений. М., Наука , 1993 г.

 

6.Петров С. М. Экономика, политика, право в управлении правоохранительной  деятельностью. Лекция, Москва. Академия  МВД России, 1995 г.

 

7.  Райзберг Б. А. К рынку  через поиски и сомнения. М. , Знание, 1991 г., № 4

 

8.  Рывкина Р.В. Между социализмом  и рынком: судьба экономической  культуры в России. М., Наука, 1994 г.

 

9.  Рыночная экономика: выбор  пути. М., Профиздат, 1991 г.

 

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cooldoclad.narod.ru/

 

[1] [1] Маневич Б.А. “О закономерностях  становления рынка”, Вопросы экономики, 1993г, №3, с.16

 

[2] [2] Райзберг Б.А. “К рынку  через поиски и сомнения” Экономика.  Подписная научно-популярная серия, 1991,4 СБ 

 

 

Содержание

 

Введение     стр.1-2

 

  1. Проблемы перехода к рынку                                                  стр.3-10

 

  1. Рынок: понятие и особенности                                               стр.10-16

 

Заключение      стр.17-18

 

Список литературы     стр.19-20


Информация о работе Рыночные отношения в России