Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:34, доклад

Описание

В современной рыночной экономике рынок ценных бумаг занимает особое и весьма важное место. Процесс его формирования и развития в сложившихся условиях носит объективный и закономерный характер. Прежде всего, вследствие усложнения и расширения производственной и коммерческой деятельности растёт потребность в привлечении всё большего объёма кредитных средств. Её можно удовлетворить за счёт выпуска и продажи ценных бумаг.
История рынка ценных бумаг насчитывает около четырёх веков. 400 лет назад, в 1592 году, в Антверпене был впервые обнародован список цен на ценные бумаги, продававшиеся на местной бирже. Этот год считается годом зарождения фондовых бирж как специальных организаций, занимающихся куплей-продажей ценных бумаг. Первая официальная биржа в России была открыта в Санкт-Петербурге в год его основания (1703), и, хотя она длительное время была товарной, на ней велась торговля и фондовыми ценностями – векселями в иностранной валюте. К 1913 году в России насчитывалось уже около 70 фондовых бирж.

Работа состоит из  1 файл

рынок ценных бумаг.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

   Среди инструментов рынка ценных бумаг важное место занимают облигации, выражающие долговые обязательства. Их эмитировать (выпускать) может: государство, органы местного самоуправления, предприятия, различные фонды и другие организации.

   Долгосрочные облигации, действие которых ограничивается определённым сроком 
(3-5 и более лет), по истечении которого они погашаются по номинальной стоимости, дают право держателю облигации получать доход в виде фиксированного процента от нарицательной стоимости.

   В отличие от акций, облигации не предоставляют держателям права участвовать в управлении делами эмитента. Государственные облигации, включая муниципальные, способствуют привлечению средств, необходимых для финансирования бюджетного дефицита, развития городского хозяйства, решения региональных проблем, реализации долгосрочных высокорентабельных коммерческих проектов, а так называемые корпоративные облигации позволяют предприятиям аккумулировать денежные средства для развития и технического перевооружения производства.

    Облигационный метод мобилизации финансовых ресурсов обладает рядом преимуществ. Проценты по облигациям, как правило, не превышают процент по банковскому кредиту, а сроки погашения значительно продолжительней. Если заёмщиком выступает государство, налог на доход от облигаций не взымается, а государство–заёмщик выступает убедительным гарантом того, что долговые обязательства будут погашены своевременно и качественно.

    Благодаря всем этим доводам во многих странах облигации завоевали репутацию весьма привлекательного способа вложения и привлечения средств. Например, в 1989 году среди государственных долговых обязательств долгосрочные облигации в ФРГ составляли 60,6%, а в Японии – 92,0%. О том, как растёт популярность облигационных займов на рынке ценных бумаг России, свидетельствуют данные муниципальных займов. Если в 1992 году, когда они появились впервые, было зарегистрировано 5 проспектов эмиссии займов местных органов власти, а в 1993 году – 8, то за 9 месяцев 1994 года – 16. 
В подавляющем большинстве они размещались в форме облигационных займов.

    Наиболее успешное развитие в России приобретает периодический выпуск трёх- и шестимесячных государственных краткосрочных облигаций. Для всех видов операций с ними используются безбумажные электронные технологии. Для функционирования рынка краткосрочных облигаций был разработан пакет документов, регулирующих весь спектр правовых отношений участников, все стороны технологии размещения и погашения облигаций, вторичных торгов, работы депозитария и проведения расчётов. Эмитентом краткосрочных облигаций является министерство финансов РФ. Функцию агента министерства по обслуживанию выпуска облигаций, дилера, а также органа регулирования и контроля выполняет Центральный банк РФ. Определены 53 официальных дилера, которыми в основном являются коммерческие банки.

    Государственные краткосрочные облигации являются высоко ликвидными ценными бумагами, а сроки их обращения в денежные средства – минимальными, что позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надёжно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные денежные средства. 
Дополнительное преимущество инвестиций в государственные краткосрочные облигации состоит в том, что все виды доходов от операций с ними не облагаются налогами.

  Менее популярной, но, пожалуй, самой дорогой ценной бумагой в РФ является Золотой сертификат Министерства финансов России. Его номинал – 10 кг золота самой высшей пробы. Погашение Золотого сертификата производится Министерством финансов РФ путём выдачи золота или выплаты рублёвого и долларового эквивалента. Вторичный рынок Золотых сертификатов так и не возник.

2. Регулирование рынка  ценных бумаг.

Всё это многообразие ценных бумаг после своего выпуска  поступает на рынок, который, исходя из различий в способах первоначального размещения и их последующей перепродажи, подразделяется не первичный и вторичный.

  Первичный составляют операции по размещению вновь выпущенных ценных бумаг путём аукциона, открытой продажи, либо индивидуально.

   Аукционная форма первичной реализации ценных бумаг в ряде экономически развитых стран приобрела доминирующее положение. Устроители аукциона объявляют о времени его проведения, об объёме выпуска ценных бумаг, собирают от потенциальных покупателей заявки на объёмы приобретаемых ими ценных бумаг и условия размещения займа, представляющиеся им приемлемыми. 
Участие в аукционе может происходить на конкурентной или неконкурентной основе.

   Открытая продажа - эта форма первоначального размещения ценных бумаг в России стала преобладающей. Условия её объявляются публично, заранее, они едины для всех желающих участвовать в торгах. Сам процесс продажи занимает от нескольких недель до нескольких месяцев.

   Открытая продажа осуществляется не только элементом, но и привлекаемыми им посредниками в лице центрального банка, объединения коммерческих банков или фирм, специализирующихся на операциях с государственными долговыми инструментами.

   Индивидуальное размещение ценных бумаг проводится путем переговоров с одним или несколькими инвесторами, в ходе которых оговариваются условия получения кредитов под выпущенные ценные бумаги – объем выпуска, процентная ставка, сроки и порядок погашения, цена продажи, после чего завершается сделка.

   После того, как совершится первоначальное размещение ценных бумаг и тот, кто их выпустил, (эмитент), получит за них кредит, бумаги окажутся в руках первоначального инвестора (физического или юридического лица, купившего ценную бумагу), который может продать ее другому инвестору, а тот, в свою очередь, третьему и т. д.

Так, путем последующей  продажи бумаг, складывается вторичный  рынок. На нем не происходит привлечение  новых финансовых средств, у эмитента лишь меняются инвесторы, владельцы  заемных денежных сумм.

Первичные и вторичные  рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают функционирование друг друга. Первичный рынок, пуская в путь ценные бумаги, насыщает ими вторичный рынок. В свою очередь, активное движение ценных бумаг на вторичном рынке расширят круг инвесторов, вовлекает в финансово- хозяйственную деятельность все новых и новых лиц, которые, открывая свое дело, сами переходят к выпуску ценных бумаг. Без активной, полноценной жизни вторичного рынка не может быть эффективным первичный, и наоборот.

Основу рынка ценных бумаг составляет фондовая биржа. Фондовая биржа – это место, учреждение, соответствующим образом оснащенное, систематически и регулярно функционирующее, где осуществляется купля – продажа ценных бумаг.

Мировая практика показывает, что фондовые биржи образуются либо государством и его органами, либо группой физических или юридических лиц. 
Этим и определяется их статус – государственного учреждения, акционерного общества, ассоциации, публично-правового института.

В России создание фондовых бирж пошло  по пути акционирования, не подчиняясь какой-либо центральной бирже.

Фондовые биржи в России приобрели  популярность, а участие в них  стало престижным. Так, объем сделок на фондовых биржах России 1993 году возрос более чем в 12 раз по сравнению  с предыдущим годом. Структура биржевых сделок характеризует их участников. Ценные бумаги промышленных и торговых компаний составили 63,1%, банков 3,4%, инвестиционных компаний и бирж – 
33,5%.

Вместе с тем, фондовые биржи  не в силах удовлетворить спрос  всех желающих продать или купить ценные бумаги, да и некоторые эмитенты и инвесторы из-за высоких требований не рискуют обращаться к ним за помощью. Поэтому, наряду с организованным обслуживаем ценных бумаг, на биржах складываются внебиржевые рынки, участники которых – инвестиционные банки, посреднические фирмы.

Соотношение биржевого оборота ценных бумаг и внебиржевого в разных странах складывается по-разному. В одних преобладает биржевой оборот, а торговля ценными бумагами вне стен бирж не имеет существенного значения и даже бывает запрещена. В других, как, например в США, значительная часть ценных бумаг находится во внебиржевом обращении.

Участники внебиржевого рынка, по сути, лишены возможности получать концентрированные  сведения о состоянии рынка, ценах  на различные виды ценных бумаг, о  конъюнктуре движения денежных капиталов.

В ряде стран находят формы информационного  обслуживания внебиржевого рынка. 
В США, например, успешно действует информационно-справочная система 
«Рейтер», популярны издания Национально-котировочного бюро и т.п.

Российский внебиржевой рынок  разобщён, оторван от эпицентров биржевых событий, не имеет чёткой, бесперебойно действующей связи.

Особенность формирования рынка ценных бумаг в целом та, что на первом этапе его развития наблюдался бурный рост количества участников.

Однако этот рост не сопровождается качественными изменениями в организации рынка ценных бумаг. Абсолютное большинство участников – это мелкие эмитенты и инвесторы.

Из всех инвестиционных институтов 84% - это индивидуальные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого типа, как правило, имеющие низкий объём финансового оборота.

Более яркую качественную оценку рынка  дают фондовые биржи. Из примерно 150 фондовых бирж мира почти половина действует  на российском рынке, при этом объём  заключённых сделок у 20% бирж не превышает 1 млрд. рублей (200-300 тысяч долларов США), в то время как биржевой оборот самых мелких фондовых бирж Запада составляет не менее 8 млн. долларов.

О низком уровне развития рынка ценных бумаг свидетельствует большое  количество региональных рынков на уровне экономического района, области, которые фактически замкнуты, изолированы, имеют собственную инфраструктуру, сеть банков, инвестиционных институтов и фондов. Обособленное функционирование локальных рынков ограничивает возможности межрегионального перелива капиталов и препятствует осуществлению стратегических установок структурной перестройки экономики.

Развитие рынка ценных бумаг  сдерживает, прежде всего, неразвитость законодательной базы, определяющей правила его функционирования, низкая роль государства в его регулировании.

Правовая база не систематизирована, ею сложно пользоваться. По своей сути многие правовые акты несовершенны. Они  нередко отличаются декларативностью. Часто противоречат друг другу, несут на себе отпечаток борьбы между собой различных государственных органов и концепций развития рынка.

С началом осуществления реформ в России стремление быстрее освободиться от командно-административной системы  и методов управления экономикой часто приводило к полному  отрицанию роли государства.

Уже первые годы проведения реформ показали абсурдность подобных взглядов, доказали, что умаление роли государства в  этих процессах может породить лишь анархию и хаос.

В большинстве развитых стран мира рынок ценных бумаг находится  под воздействием государственного регулирования.

Роль государства в регулировании  фондового рынка, прежде всего, сводится к определению концепции развития рынка, выработке программы её реализации, принятию законодательных актов, определяющих правила его запуска и функционирования. Далее, оно должно создать такую структуру государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг, которая обеспечила бы строгий и всеохватывающий контроль за соблюдением участниками рынка установленных законом правил и требований, а в случае их нарушения могла бы применять к виновным соответствующие санкции. Эти органы призваны не только установить контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка, но и создать открытую и широко доступную систему информации о его состоянии; своими действиями способствовать формированию современной инфраструктуры рынка, её преобразованию в мощную, объединяющую локальные рынки единую национальную систему, оснащённую современными средствами связи и управления.

Заключение.

Подводя итоги всему  изложенному, можно сделать вывод, что роль рынка ценных бумаг как механизма аккумуляции и перераспределения капиталов в системе инвестиционного процесса в современных условиях усиливается. Поэтому ему принадлежит видное место в системе воспроизводительного процесса: с помощью ценных бумаг происходит аккумуляция свободных денежных средств внутренних и внешних инвесторов и передача их хозяйствующим субъектам для производственного использования. Именно благодаря механизму рынка ценных бумаг становится возможным инвестирование значительных объёмов средств в реальную экономику, наращивание производственных мощностей страны, накопление ресурсного потенциала, стимулируется развитие наиболее перспективных производств и отраслей, которые обеспечивают наибольшую доходность и эффективность использования ограниченных ресурсов и способствуют ускорению научно-технического прогресса, внедрению новейших научных достижений и технологий в производство. Проведённый анализ особенностей современной стадии развития рынка ценных бумаг в промышленно развитых странах позволил выявить главные тенденции, которые на практике означают, что он становится движимой силой прогресса в реальном секторе экономики, обеспечивает рост производительности труда и предоставляет необходимые источники для развития передовых отраслей и производств, которые будут определять новую экономическую реальность XXI века. Тем самым именно рынок ценных бумаг в значительной степени задаёт ток развитию всей мировой экономики в целом и национальных экономических систем в частности.

Сегодня, чтобы стать полноправным членом всемирного экономического производства, участником мирового финансового рынка, любая страна и в особенности  Россия, должна достичь современного уровня организации рыночных отношений. Однако на пути достижения этой цели лежит ряд промежуточных этапов в развитии форм существования капитала, который нельзя миновать. 
Исторический опыт показывает, что эти этапы развития определяются, прежде всего, спецификой процесса накопления капитала в конкурентных условиях места и времени. В этом контексте можно выделить несколько стадий, которые выражаются через эволюцию капитальных форм: от денежного капитала к ссудному, от ссудного к капиталу, представленному в форме ценных бумаг. 
Соответственно этому определяется логика и фазы развития финансового рынка в целом и рынка ценных бумаг как его важнейшего структурного элемента. Всё это обуславливает важность исследования инструментов рынка ценных бумаг для привлечения инвестиций, а также рассмотрения проблем и перспектив его развития и в нашей стране под углом зрения сложившейся экономической ситуации и с учётом его назначения в инвестиционной сфере.

Информация о работе Рынок ценных бумаг