Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ функций, структуры; достоинств и недостатков рыночной экономики.
В соответствии с целью определяем следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть рынок и рыночную экономику, а также субъекты рыночных отношений;
- проанализировать структуру и инфраструктура рыночной экономики;
- охарактеризовать функции рынка и его роль в социально-экономической системе общества. Несовершенство рынка;
- проанализировать особенности формирования рыночных отношений в России.
Введение 3
1. Рынок и рыночная экономика. Субъекты рыночных отношений 5
2. Структура и инфраструктура рыночной экономики 13
3. Функции рынка и его роль в социально-экономической системе общества. Несовершенство рынка 27
4. Особенности формирования рыночных отношений в России 33
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Первый тип рынка – свободная конкуренция- имеет место там, где действует множество независимых производителей однородных товаров и услуг (молока, стандартизированной пшеницы) и доля каждого производителя мала настолько, что он не может ощутимо менять предложение продукции, а значит, и сложившуюся цену. Из-за одинаковости товара ценовая конкуренция здесь отсутствует. Однако на таком рынке сотни и тысячи предприятий не выживают, при этом свободный доступ привлекает туда новых предпринимателей. Свободная конкуренция на практике встречается не часто.
Второй тип рынка
– монополистическая
Олигополия – наличие на рынке нескольких крупных фирм, занимающих господствующее положение в производстве и сбыте какого-либо товара. Олигополия характерна для российских отраслей таких, как производство стали и алюминия, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, космическая связь, телевидение. В судостроительной отрасли занято около 1 млн.работников на 40 предприятиях, из них 17 – крупных, но доминируют на рынке семь: «Адмиралтейские верфи», фирма «Алмаз», «Балтийский завод» (все три – в Санкт-Петербурге), машиностроительный завод «Звездочка» в Северодвинске, «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, Амурский судостроительно-судоремонтный завод в Хабаровске, Дальневосточный завод «Звезда» в Приморском крае. Немногочисленность фирм означает, что каждая из них обладает большим рыночным весом и может влиять на цену. В таких условиях фирмы оказываются зависимыми и конкуренция между ними чревата серьезными неприятностями. Если одна из фирм увеличивает предложение товаров на рынке, то цена соответственно уменьшится, что отразится на доходах других фирм - олигополистов. Сбивая цены на рынке, фирмы могут вести настоящие ценовые войны, но чаще конкуренция регулируют взаимными соглашениями. Вхождение новых фирм в отрасль с олигополией очень затруднено. Количество субъектов олигополии зависит от концентрации продаж в руках той или иной фирмы и может быть разным. К олигополистическим структурам рынка можно отнести такие рынки, на которых сосредоточивается от 2 («дуополия») до 24 продавцов (условно), с числа 25 идет отсчет структур монополистической конкуренции. Олигополия может быть жесткой (на рынке господствуют 2-3 фирмы) и расплывчатой (6 и более фирм делят 70-80% рынка). По концентрации продавцов предлагаемой продукции олигополии делятся на плотные (2-8 продавцов) и разреженные (более 8 хозяйствующих субъектов). При плотной олигополии возможны различного рода сговоры, при разреженной олигополии это практически невозможно. Исходя из характера предлагаемой продукции олигополии можно разделить на ординарные и дифференцированные. Ординарные связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продукции и характерны для отраслей, где есть возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.
Причинами становления олигополии являются:
Чистая монополия – четвертый тип рынка – существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта. Изменяя объемы предложения своей продукции, монополист по существу диктует потребителям и свою цену. Экономическая мощь и эффективность малозатратного производства делают практически невозможным проникновение в эту отрасль других фирм.
Монополии появляются по разным причинам. Это и поражение конкурентов в рыночной борьбе, и объединение нескольких предприятий в одно, и просто низкая рентабельность данного вида деятельности, которая не стимулирует появление конкуренции.
Особенность российских монополий заключается в их истории. В СССР в каждой отрасли строились предприятия-гиганты (одно предприятие на весь союз). Они были узко специализированы, и у них не было конкурентов. Тогда конкуренция была выражена слабо, всё решал Госплан. Это значительно облегчало управление государством. С переходом к рыночным отношениям многие предприятия стали монополистами, какие-то локальными, а некоторые и общегосударственными, такие как РАО «Газпром».
В
Российской Федерации, как и во всём
мире, отношение к монополиям двоякое.
С одной стороны они, доминируя
на рынке, диктуют свои цены и тарифы
на продукцию, управляют спросом
с помощью предложения. С другой
стороны при крупном
На территории нашей страны действуют два закона:
Правительство составило реестр (список) предприятий-монополистов. В него вошли предприятия, которые захватывают более 30% рынка. По отношению к таким предприятиям государство применяет прежде всего контроль над ценами, требуя их обоснования (должны быть равны затратам плюс нормальной прибыли).
Естественная
монополия – состояние
В
Российской Федерации сложилась
уникальная ситуация, когда в стране
сложилось несколько «
В такой ситуации
перед государством стоит сложная
задача – провести реструктуризацию
естественных монополий. А именно, отделить
компанию, по транспортировке от фирм-производителей.
2.2. Инфраструктура рыночной экономики
Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике.
Все институты рыночной экономики можно условно разделить на две группы:
Деятельность институтов общего назначения обычно не сводится к выполнению той или иной функции в составе рыночной инфраструктуры, а предполагает также участие в реализации и иных задачей и целей, особенно если учесть, что многие из этих элементов принадлежат государству и используются не только в бизнесе в коммерческих целях. Эти институты ориентированы на преимущественное взаимодействие либо с товарными, либо с денежными потоками.
Товарные потоки и потоки услуг циркулируют как между производителями, так и между производителями и потребителями. К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры в этой части рыночной экономики относятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские); аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в том числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи; жилищно-коммунальное хозяйство.
С известной долей условности к институтам общего характера можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т. п. Характер этой части институтов инфраструктуры делает возможным не только их военное использование государством в случае необходимости (отсюда – заинтересованность государства в их развитии), но и их приватизацию или коммерческой использование государством.
Институты специального характера представлены как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, так и государством в лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих инстанций.
Денежные потоки проходят через соответствующие финансово-кредитные институты, которые, в отличие от натурального хозяйства, в силу самой природы денежных потоков существуют только в рыночной экономике. Денежная форма капитала является самой универсальной и обезличенной, пронизывающей все стороны жизни современного общества и объединяющей все ее сферы. При характеристике институтов денежного рынка более целесообразно провести различие между частными и государственными институтами, то есть разграничить их по критерию формы собственности, а не функциональной ширины.
Из частных институтов ключевую роль в финансово-кредитной системе играют банки как универсальные институты денежного рынка. Развитым элементом современной рыночной инфраструктуры являются небанковские финансово-кредитные институты, носящие в большей степени не универсальный, а специализированный характер. Среди них выделяются страховые компании и пенсионные фонды, деятельность которых способствует оптимизации развития рыночной экономики благодаря уменьшению риска предпринимательской деятельности. В подсистеме фондового рынка выделяются фондовые биржи и финансовые посредники – торговцы ценными бумагами, инвестиционные фонды и компании, трастовые компании (доверительные общества), а также депозитарии, регистраторы и т. п.
Пригодность или непригодность института инфраструктуры, равно как и степень его соответствия потребностям экономики, не могут быть определены иначе, как через регламентацию его деятельности и контроль, прежде всего со стороны государства. Из этой объективной необходимости образуется элемент рыночной инфраструктуры – законодательство, регулирующее функционирование рыночной экономики и регламентирующее как деятельность институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, по сути, задающее «правила игры» в рыночной среде.
Правовое обеспечение инфраструктуры включает в себя систему законов и организаций (органов), которые их обеспечивают. Обычные суды разрешают имущественные споры между гражданскими лицами. Споры юридических лиц разрешают третейские суды по выбору спорщиков и арбитражные органы.
Основные
части рыночной структуры можно
также представить в виде схемы
Инфраструктура рынка капитала – это, прежде всего:
Инфраструктура рынка товаров и услуг включает следующие элементы:
Информация о работе Рынок: Функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики