Рынок: Функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ функций, структуры; достоинств и недостатков рыночной экономики.
В соответствии с целью определяем следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть рынок и рыночную экономику, а также субъекты рыночных отношений;
- проанализировать структуру и инфраструктура рыночной экономики;
- охарактеризовать функции рынка и его роль в социально-экономической системе общества. Несовершенство рынка;
- проанализировать особенности формирования рыночных отношений в России.

Содержание

Введение 3
1. Рынок и рыночная экономика. Субъекты рыночных отношений 5
2. Структура и инфраструктура рыночной экономики 13
3. Функции рынка и его роль в социально-экономической системе общества. Несовершенство рынка 27
4. Особенности формирования рыночных отношений в России 33
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)
 

           Первый тип рынка  – свободная конкуренция- имеет  место там, где действует множество  независимых производителей однородных товаров и услуг (молока, стандартизированной пшеницы) и доля каждого производителя мала настолько, что он не может ощутимо менять предложение продукции, а значит, и сложившуюся цену. Из-за одинаковости товара ценовая конкуренция здесь отсутствует. Однако на таком рынке сотни и тысячи предприятий не выживают, при этом свободный доступ привлекает туда новых предпринимателей. Свободная конкуренция на практике встречается не часто.

           Второй тип рынка  – монополистическая конкуренция  – предполагает сочетание монополии и конкуренции и складывается там, где много сравнительно небольших производителей предлагают похожую, но не одинаковую продукцию (разные виды одежды, обуви, мебели). Многочисленность таких фирм не позволяет каждой из них в отдельности влиять на рыночное предложение и цену и мешает тайному сговору для овладения рынком. Поэтому между ними идет как ценовая, так и неценовая конкуренция. Монополия на таком рынке может возникнуть, если какая-нибудь фирма будет производить дифференцированный товар (купальную одежду из рыбьей чешуи), однако монополия в подобных отраслях не преобладает над конкуренцией. Конкуренция стимулируют относительная легкость вхождения в отрасль и большое число фирм. Для рынка монополистической конкуренции не свойственна высокая концентрация. Обычно показатель концентрации и используют для отнесения какого-либо рынка к одному из типов. По западным меркам число производителей-конкурентов должно быть не менее 10-15, причем доля крупнейшего из них не должна превышать 31% общего объема продаж соответствующей продукции, двух – более 44%, трех – 54% и четырех – 64%. Монополистическая конкуренция на практике встречается очень часто (рестораны, станции технического обслуживания, банки), так же, как и олигополия.

           Олигополия –  наличие на рынке нескольких крупных фирм, занимающих господствующее положение в производстве и сбыте какого-либо товара. Олигополия характерна для российских отраслей таких, как производство стали и алюминия, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, космическая связь, телевидение. В судостроительной отрасли занято около 1 млн.работников на 40 предприятиях, из них 17 – крупных, но доминируют на рынке семь: «Адмиралтейские верфи», фирма «Алмаз», «Балтийский завод» (все три – в Санкт-Петербурге), машиностроительный завод «Звездочка» в Северодвинске, «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, Амурский судостроительно-судоремонтный завод в Хабаровске, Дальневосточный завод «Звезда» в Приморском крае. Немногочисленность фирм означает, что каждая из них обладает большим рыночным весом и может влиять на цену. В таких условиях фирмы оказываются зависимыми и конкуренция между ними чревата серьезными неприятностями. Если одна из фирм увеличивает предложение товаров на рынке, то цена соответственно уменьшится, что отразится на доходах других фирм - олигополистов. Сбивая цены на рынке, фирмы могут вести настоящие ценовые войны, но чаще конкуренция регулируют взаимными соглашениями. Вхождение новых фирм в отрасль с олигополией очень затруднено. Количество субъектов олигополии зависит от концентрации продаж в руках той или иной фирмы и может быть разным. К олигополистическим структурам рынка можно отнести такие рынки, на которых сосредоточивается от 2 («дуополия») до 24 продавцов (условно), с числа 25 идет отсчет структур монополистической конкуренции. Олигополия может быть жесткой (на рынке господствуют 2-3 фирмы)  и расплывчатой (6 и более фирм делят 70-80% рынка). По концентрации продавцов предлагаемой продукции олигополии делятся на плотные (2-8 продавцов) и разреженные (более 8 хозяйствующих субъектов). При плотной олигополии возможны различного рода сговоры, при разреженной олигополии это практически невозможно. Исходя из характера предлагаемой продукции олигополии можно разделить на ординарные и дифференцированные. Ординарные связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продукции и характерны для отраслей, где есть возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.

     Причинами становления олигополии являются:

  • возможность в некоторых отраслях эффективного производства только на крупных предприятиях;
  • владение патентами и контроль над сырьем;
  • поглощение слабых фирм более сильными на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью или частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала;
  • эффект слияния, имеющего добровольный характер, при котором новая фирма может добиться ряда преимуществ: возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам;
  • научно-технический прогресс, с которым связано расширение производства с целью реализации эффекта масштаба.

         Чистая  монополия – четвертый тип  рынка – существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта. Изменяя объемы предложения своей продукции, монополист по существу диктует потребителям и свою цену. Экономическая мощь и эффективность малозатратного производства делают практически невозможным проникновение в эту отрасль других фирм.

         Монополии появляются по разным причинам. Это  и поражение конкурентов в  рыночной борьбе, и объединение нескольких предприятий в одно, и просто низкая рентабельность данного вида деятельности, которая не стимулирует появление конкуренции.

         Особенность российских монополий заключается  в их истории. В СССР в каждой отрасли  строились предприятия-гиганты (одно предприятие на весь союз). Они были узко специализированы, и у них  не было конкурентов. Тогда конкуренция была выражена слабо, всё решал Госплан. Это значительно облегчало управление государством. С переходом к рыночным отношениям многие предприятия стали монополистами, какие-то локальными, а некоторые и общегосударственными, такие как РАО «Газпром».

         В Российской Федерации, как и во всём мире, отношение к монополиям двоякое. С одной стороны они, доминируя  на рынке, диктуют свои цены и тарифы на продукцию, управляют спросом  с помощью предложения. С другой стороны при крупном производстве издержки на единицу продукции уменьшаются при увеличении объёма производства.

         На  территории нашей страны действуют  два закона:

    • О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

Правительство составило реестр (список) предприятий-монополистов. В него вошли предприятия, которые захватывают более 30% рынка. По отношению к таким предприятиям государство применяет прежде всего  контроль над ценами, требуя их обоснования (должны быть равны затратам плюс нормальной прибыли).

    • О естественных монополиях.

Естественная  монополия – состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на рынке эффективнее при  отсутствии конкуренции в силу технологических  особенностей производства. Товары, производимые естественными монополиями, не могут  быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном рынке товаров в меньшей степени зависит от цены, чем на другие виды товаров.

      В Российской Федерации сложилась  уникальная ситуация, когда в стране сложилось несколько «естественных» монополий. Т.е. компании юридически не являются естественными монополиями, т.к. РАО «Газпром» занимаются не только разрешенной законом «О естественных монополиях» транспортировкой, но и соответственно добычей газа и производством тепло- и электроэнергии, что подпадает под закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». При этом транспортировка является заключительной стадией производственного цикла.

В такой ситуации перед государством стоит сложная  задача – провести реструктуризацию естественных монополий. А именно, отделить компанию, по транспортировке от фирм-производителей. 

     2.2. Инфраструктура рыночной экономики

     Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике.

     Все институты рыночной экономики можно условно разделить на две группы:

  • институты общего назначения;
  • специальные институты.

     Деятельность институтов общего назначения обычно не сводится к выполнению той или иной функции в составе рыночной инфраструктуры, а предполагает также участие в реализации и иных задачей и целей, особенно если учесть, что многие из этих элементов принадлежат государству и используются не только в бизнесе в коммерческих целях. Эти институты ориентированы на преимущественное взаимодействие либо с товарными, либо с денежными потоками.

     Товарные потоки и потоки услуг циркулируют как между производителями, так и между производителями и потребителями. К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры в этой части рыночной экономики относятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские); аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в том числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи; жилищно-коммунальное хозяйство.

     С известной долей условности к институтам общего характера можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т. п. Характер этой части институтов инфраструктуры делает возможным не только их военное использование государством в случае необходимости (отсюда – заинтересованность государства в их развитии), но и их приватизацию или коммерческой использование государством.

     Институты специального характера представлены как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, так и государством в лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих инстанций.

     Денежные потоки проходят через соответствующие финансово-кредитные институты, которые, в отличие от натурального хозяйства, в силу самой природы денежных потоков существуют только в рыночной экономике. Денежная форма капитала является самой универсальной и обезличенной, пронизывающей все стороны жизни современного общества и объединяющей все ее сферы. При характеристике институтов денежного рынка более целесообразно провести различие между частными и государственными институтами, то есть разграничить их по критерию формы собственности, а не функциональной ширины.

     Из частных институтов ключевую роль в финансово-кредитной системе играют банки как универсальные институты денежного рынка. Развитым элементом современной рыночной инфраструктуры являются небанковские финансово-кредитные институты, носящие в большей степени не универсальный, а специализированный характер. Среди них выделяются страховые компании и пенсионные фонды, деятельность которых способствует оптимизации развития рыночной экономики благодаря уменьшению риска предпринимательской деятельности. В подсистеме фондового рынка выделяются фондовые биржи и финансовые посредники – торговцы ценными бумагами, инвестиционные фонды и компании, трастовые компании (доверительные общества), а также депозитарии, регистраторы и т. п.

     Пригодность или непригодность института  инфраструктуры, равно как и степень  его соответствия потребностям экономики, не могут быть определены иначе, как через регламентацию его деятельности и контроль, прежде всего со стороны государства. Из этой объективной необходимости образуется элемент рыночной инфраструктуры – законодательство, регулирующее функционирование рыночной экономики и регламентирующее как деятельность институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, по сути, задающее «правила игры» в рыночной среде.

     Правовое  обеспечение инфраструктуры включает в себя систему законов и организаций (органов), которые их обеспечивают. Обычные суды разрешают имущественные споры между гражданскими лицами. Споры юридических лиц разрешают третейские суды по выбору спорщиков и арбитражные органы.

     Основные  части рыночной структуры можно  также представить в виде схемы 

     

     Инфраструктура  рынка капитала – это, прежде всего:

  • банковское законодательство;
  • валютное законодательство;
  • законодательство об иностранных инвестициях;
  • биржевое законодательство;
  • Центральный банк;
  • государственные займы и государственный долг;
  • коммерческие банки;
  • фондовые биржи;
  • страховые компании;
  • сберегательные банки;
  • пенсионные фонды;
  • инвестиционные банки;
  • ипотечные и земельные банки;
  • строительные общества;
  • финансовые компании;
  • венчурные компании;
  • консалтинговые и аудиторские фирмы;
  • предпринимательские союзы и профессиональные ассоциации;
  • специальные информационные и профессиональные периодические издания.

     Инфраструктура  рынка товаров и услуг включает следующие элементы:

  • торговое законодательство;
  • законы о рекламе;
  • законодательство о защите прав потребителя;
  • санитарно-гигиенические нормы;
  • предприятия оптовой торговли;
  • предприятия розничной торговли;
  • товарные биржи;
  • транспортные предприятия;
  • складское хозяйство;
  • консалтинговые фирмы;
  • рекламные агентства;
  • информационные периодические издания.

Информация о работе Рынок: Функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики