Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение рынка государственных ценных бумаг и его роли в экономике.
Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических аспектов функционирования государственных ценных бумаг, изучение исторических аспектов функционирования рынка государственных ценных бумаг в России, а также тенденций его развития.
Введение
1. Теоретические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг
1.1. Государственные ценные бумаги, их виды и функции
1.2. Особенности ценообразования государственных ценных бумаг
1.3. Определение доходности государственных ценных бумаг
2. Особенности формирования рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации и перспективы его развития
2.1. Виды российских государственных ценных бумаг, особенности их эмиссии и обращения
2.2. Исторические аспекты формирования российского рынка государственных ценных бумаг
2.3. Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг России……………..
Заключение
Список использованных источников
К существующим на рынке госбумаг проблемам можно отнести недостаточную ликвидность вторичного рынка, что является в значительной степени результатом концентрации бумаг в портфелях крупных пассивных инвесторов. В первую очередь речь идет об инвестировании в госбумаги пенсионных накоплений. Однако по мере дальнейшего роста объема рынка в соответствии с планами Минфина и обсуждаемого расширения инструментария для инвестирования пенсионных средств ликвидность рынка госбумаг будет расти.
Усилия ММВБ по развитию рынка госбумаг направлены на повышение ликвидности рынка, создание дополнительных возможностей и сервисов для участников рынка, Минфина и Банка России, приближение к международным стандартам торговли, клиринга и расчетов в рамках концепции создания в Москве международного финансового центра. При этом на рынке госбумаг продолжают появляться все новые технологий, которые в дальнейшем работают на благо всего российского финансового рынка.
В связи с тем, что на рынке госбумаг преобладают среднесрочные и долгосрочные инструменты, у участников отсутствуют ориентиры в определении стоимости "коротких" денег; у дилеров и инвесторов ограничены возможности по формированию и эффективному управлению своими портфелями государственных ценных бумаг. Одним из способов решения данной проблемы могло бы стать введение программы стрипования.
На сегодняшний день программы стрипования[12] — раздельного обращения купонов и номиналов облигаций — используются в большинстве развитых стран. Одной из причин популярности программ стрипования стало то, что их введение предоставляет Министерству финансов, как эмитенту, возможность предложить участникам пользующиеся спросом краткосрочные финансовые инструменты без изменения политики долгосрочных заимствований и без сокращения дюрации долга. Для Банка России появление нового короткого сегмента рынка государственных ценных бумаг, сопровождающееся повышением активности участников рынка, означает формирование индикатора стоимости коротких денег, общее повышение ликвидности рынка государственных ценных бумаг и, как следствие, возможность более гибко осуществлять денежно-кредитную политику и управлять ликвидностью банковской системы.
Возможность стрипования государственных облигаций увеличивает спрос на них со стороны инвесторов, способствует снижению уровня процентных ставок, что, в свою очередь, приводит к сокращению расходов Минфина по обслуживанию госдолга.
Предложения по началу работы по программам стрипования ММВБ были подготовлены и направлены в Министерство финансов и Банк России. Нужно учесть, что проект этот долгосрочный, а для его реализации необходима разработка детальной нормативной базы по аналогии с опытом большинства зарубежных стран, где процессы стрипования и реконституции регламентируются нормативными актами министерств финансов или центральных банков. Также необходимо решение вопросов налогообложения стрипов, определение подходов к процедурам стрипования и реконституции с точки зрения бюджетной классификации.
В рамках совершенствования механизма проведения расчетов можно говорить о перспективе введения расчетов в реальном времени по крупным сделкам, заключаемым на рынке госбумаг. Необходимо отметить, что аналогичный режим был введен на фондовом рынке Фондовой биржи ММВБ с 17 марта 2008 г.
Важным направлением в развитии расчетной инфраструктуры рынка госбумаг является создание филиальной сети расчетной палаты ММВБ. В рамках программы создания филиальной сети РП ММВБ в 2007 году приступили к проведению операций филиалы в Ростове-на-Дону и Владивостоке, в 2008 году приступил к проведению операций филиал в Нижнем Новгороде. Большие планы по совершенствованию системы расчетов по сделкам на рынке госбумаг у ММВБ связаны и с внедряемой Банком России новой системой расчетов БЭСП. Создание филиальной сети РП ММВБ и использование БЭСП создают предпосылки к кардинальному изменению механизма межрегиональных расчетов на рынке госбумаг.
3
Рынок государственных ценных бумаг является одной из важных составляющих национальной финансовой системы ввиду выполнения государственными ценными бумагами значимых функций, таких как покрытие постоянного дефицита государственного бюджета и обслуживание систематической задолженности государства. Государственные ценные бумаги предоставляют возможность привлечения ресурсов для осуществления крупных проектов, для покрытия целевых расходов Правительства, а также в целях привлечения средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.
Одним из основных критериев развития рынка государственных ценных бумаг является их доходность. Базой для определения доходности государственных облигаций служит их цена. Определение доходности государственных ценных бумаг с помощью различных методов, приведенных в параграфе 1.3, позволяет реально оценить ситуацию на рынке государственных облигаций и определить возможность наиболее выгодного вложения денежных средств.
Многообразие государственных ценных бумаг предоставляет возможность выбора наиболее подходящего варианта для приобретателя ценных бумаг по критериям доходности, ликвидности и срокам обращения, а также способствует рациональному распределению привлекаемых денежных средств для нужд государства.
Рынок государственных ценных бумаг в переходный период российской экономики прошел различные этапы, на протяжении которых наблюдались как положительные, так и отрицательные его особенности, обусловленные спецификой макроэкономического развития, постановкой и решением стратегических задач и текущим управлением рынком федеральных облигаций. К возникновению кризиса 1998 года привел комплекс стратегических и тактических ошибок денежных властей, отчасти спровоцированных макроэкономическим развитием России и состоянием государственного бюджета. В основе кризиса лежали такие факторы, как обеспечение неоправданно высокой доходности государственных ценных бумаг, расширение рынка внутреннего долга без учета располагаемой ресурсной базы, стремление увеличить срок долга без учета структуры привлеченных средств и т.д.
За последние годы основной функцией рынка госбумаг стало обеспечение Банка России и участников финансового рынка инструментарием для управления ликвидностью Развитие рынка ценных бумаг в последние годы характеризовалось стабильностью до августа 2008, который стал рекордным со времени кризиса 1998 года по масштабу падения стоимости внутренних государственных облигаций. В связи с общей тяжелой экономической ситуацией дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг носит неоднозначный характер. Однако анализ результатов работы рынков ММВБ и Фондовой биржи ММВБ за сентябрь 2008 показывает стабилизацию ситуации на рынке государственных ценных бумаг.
В настоящее время разрабатываются различные способы совершенствования рынка государственных ценных бумаг, включая развитие инфраструктуры и внедрение новых технологий, которые в дальнейшем могут быть применены в различных областях российского финансового сектора.
3
Законодательные акты:
1. Федеральный закон N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 года
2. Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года
3. Постановление Президиума Верховного Совета РСФРС. N 1697-1 «Об условиях выпуска государственного республиканского внутреннего займа РСФРС 1991 года» от 30 сентября 1991 г
4. Постановление Правительства Российской Федерации N 229 «О выпуске облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа» от 4 марта 1996 г.
5. Постановление Правительства Российской Федерации N 379 «Об утверждении генеральных условий эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации» от 16 мая 2001 г.
6. Постановление Правительства Российской Федерации N 458 «О генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов» от 15 мая 1995 г.
7. Постановление Правительства Российской Федерации N 316 «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов» от 21 марта 1996 г.
8. Постановление Правительства Российской Федерации N 790 «Об утверждении генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 16 октября 2000 г.
9. Положение Центрального Банка Российской Федерации N 219-п «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг» от 25 марта 2003 г.
10. Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 11 «Об упорядочении работы по формированию и обслуживанию государственного внутреннего долга Российской Федерации» от 19 января 1996 г.
11. Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 68н «Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций» от 19 августа 2004 г.
12. Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 103н «Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 24 ноября 2000 г.
13. Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 65н «Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом» от 16 августа 2001 г.
14. Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 45н «Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации» от 15 июня 2001 г.
15. Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 86н «Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов» от 21 сентября 2004 г.
16. Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 37н «Об утверждении условий выпуска облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом» от 18 августа 1998 г.
17. Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 37н «Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга» от 27 апреля 2002 г.
18. Приказ Центрального Банка Российской Федерации N 02-78 «О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями» от 6 мая 1993 г.
19. Письмо Центрального Банка Российской Федерации N 13 «О работе с облигациями государственного республиканского Внутреннего займа РСФСР 1991 года» от 20 мая 1992 г.
20. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год Центрального Банка Российской Федерации.
21. Рынок ценных бумаг: учебник под ред. В.А.Галанова, А.И. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика. 2007. 448 с.
22. Ведеев А., Клепач А. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития. Аналитическая лаборатория "Веди". 2003 //www.vedi.ru
23. Другов А., Могильницкая М. Рынок государственных ценных бумаг в 2006 г.: тенденции и перспективы. Биржевое обозрение № 12 (38) 2006. Биржевое обозрение // www.iip.ru/
24. Кравченко П.П. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг Российской Федерации. Менеджмент в России и за рубежом №2 / 2000 //www.mevriz.ru
25. Основной риск для рынка облигаций – возвращение крупных российских заемщиков. Приложение к газете "Коммерсантъ" № 86(3903) от 22.05.2008 //www.kommersant.ru/
26. Портрет рынка //www.micex.ru/
27. Чумаченко А. Государственный внутренний долг РФ и государственные внутренние заимствования (долговая стратегия Минфина России на внутреннем рынке). РЦБ № 16 2005. //www.rcb.ru
28. Чумаченко А. Стратегия государства на рынке облигаций. //www.rcb.ru
3
Основные характеристики развития рынка внутреннего долга в России
Годы | Финансовые инструменты | ||
Федеральные облигации (ГКО/ОФЗ) | Муниципальные облигации | Корпоративные облигации | |
Первичное размещение облигаций, млрд. руб. | |||
1995 | 126.6 | – | – |
1996 | 479.5 | – | – |
1997 | 609.8 | 5.33 | – |
1998 | 350 | 2.98 | – |
1999 | 6.5 | 3.67 | 3.6 |
2000 | 19.5 | 5.1 | 25.3 |
2001 | 80 | 10.4 | 19.2 |
2002 | 115 | 18.2 | 53 |
Оборот вторичного рынка, млрд. руб. | |||
1995 | 178.5 | – | – |
1996 | 664.4 | – | – |
1997 | 886 | 8.8 | – |
1998 | 514.5 | 6.2 | – |
1999 | 110.1 | 5.8 | 0.1 |
2000 | 194.8 | 8.9 | 5.8 |
2001 | 111 | 14.9 | 32.8 |
2002 | 150 | 37.5 | 80 |