Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:22, контрольная работа
Целью данной курсовой работы является изучение рынка государственных ценных бумаг, его роли в экономике. Это является довольно актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что в развитой рыночной экономике государственные ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства.
Обращение государственных ценных бумаг на вторичном рынке
млн. тенге
| Объем на начало 2009 года | Продажа | Покупка | Объем на конец 2009 года |
Всего | 56173,0 | 13117,2 | 45178,1 | 54614,2 |
Государственные краткосрочные казначейские обязательства МЕККАМ - всего | 2803,3 | 2244,4 | 8143,8 | 4839,1 |
12 месяцев | 2803,3 | 2244,4 | 8143,8 | 4839,1 |
Ноты НацБанка РК | 14035,1 | 8893,4 | 24947,8 | 489,1 |
Государственные среднесрочные казначейские обязательства МЕОКАМ - всего | 22379,5 | 1729,4 | 11420,2 | 32203,4 |
со сроком обращения: |
|
|
|
|
24 месяца | 6038,2 | 642,0 | 120,0 | 5486,9 |
36 месяцев | 6275,4 | 885,3 | 4470,8 | 9442,7 |
48 месяцев | 836,1 | 120,0 | 2695,1 | 3431,6 |
60 месяцев | 9229,8 | 82,1 | 4134,3 | 13842,2 |
Государственные долгосрочные казначейские обязательства МЕУКАМ - всего | 12486,4 | 100,0 | 664,9 | 13976,6 |
72 месяца | 3827,1 | 100,0 | 314,9 | 4346,2 |
84 месяца | 8135,1 |
|
| 8701,6 |
108 месяцев |
|
| 200,0 | 200,0 |
120 месяцев | 524,2 |
| 150,0 | 728,8 |
ЦБ местных исполнительных органов (муниципальные) | 4318,7 |
| 1,4 | 3106,0 |
Прочие | 150,0 | 150,0 |
|
|
На вторичном рынке ценных бумаг покупка государственных ценных бумаг за 2009 год составила 45,2 млрд. тенге, продажа – 13,1 млрд. тенге. Наибольшая доля купли-продажи приходится на ноты Национального банка РК (55,2% - 67,8%) и на среднесрочные казначейские обязательства МЕОКАМ (25,3%- 13,2%). Сумма полученных дивидендов (вознаграждений) по государственным ценным бумагам за 2009 составила 2,6 млрд. тенге.
Анализируя состояние рынка ценных бумаг, можно сделать вывод, что на первичном рынке ценных бумаг по состоянию на 1 января 2006 года преобладающую долю выпуска составляют негосударственные ценные бумаги, несмотря на то, что размещение по сравнению с эмитированными государственными ценными бумагами несет риск, тогда как государственные ценные бумаги выпускаются от имени правительства или местными органами власти и, соответственно, обеспечивается их поддержкой.
На вторичном рынке ценных бумаг по негосударственным ценным бумагам только 16 хозяйствующих субъектов из 125 совершили сделки со своими ценными бумагами, это говорит о том, что не все эмитированные негосударственные ценные бумаги способны выйти на вторичный рынок ценных бумаг и участвовать в обращении.
Важнейшей характеристикой рынка ценных бумаг является показатель доходности. На первичном рынке сумма выплаченных дивидендов и вознаграждений за 2009 год составила по негосударственным ценным бумагам 18,4 млрд. тенге, а по государственным ценным бумагам 0,3 млрд. тенге. На вторичном рынке ситуация сложилась таким образом: дивиденды и вознаграждения получены по негосударственным ценным бумагам 0,5 млрд. тенге, а по государственным ценным бумагам – 2,6 млрд. тенге.
Программа развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005- 2007 годы разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан.
Проект Программы развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005-2007 годы неоднократно рассматривался на совещаниях:
- 23 ноября 2004 года - на третьем заседании Межведомственной комиссии по вопросу реформирования финансовой системы;
- 3 декабря 2004 года, - на расширенном совещании с участием представителей Ассоциации финансистов Казахстана и пенсионных фондов, на котором проект Программы был поддержан и в целом одобрен.
Цели и задачи Программы
Проект Программы определяет основные цели и задачи дальнейшего развития рынка, призван активизировать рынок и обеспечить комплексное решение существующих проблем.
При разработке Программы была определена главная цель – это дальнейшее развитие рынка ценных бумаг Казахстана, обеспечение его прозрачного и эффективного функционирования, расширения возможностей для выпуска ценных бумаг, защиты прав инвесторов и обеспечение добросовестной конкуренции.
При этом основной задачей Программы является приведение рынка ценных бумаг в соответствии с современными требованиями.
Приоритетными направлениями развития казахстанского рынка ценных бумаг в проекте Программы определены:
Политика по отношению к инвесторам
Политика по отношению к эмитентам ценных бумаг
Политика по отношению к инфраструктуре рынка ценных бумаг
Политика регулирования рынка ценных бумаг
На основании указанных направлений были определены, мероприятия по их реализации:
В целях реализации Закона Республики Казахстан «Об инвестиционных фондах» будет разработана и введена в действие необходимая подзаконная нормативная правовая база по вопросам деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в части обеспечения функционирования инвестиционных фондов.
С развитием финансового рынка, расширением числа финансовых институтов, планов по привлечению сбережений населения на рынок ценных бумаг, будет разработана и введена нормативная правовая база по защите прав инвесторов.
Государственные органы по вопросам их компетенции на рынке ценных бумаг (Министерство финансов, Национальный Банк, Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций) и иные заинтересованные лица периодически должны будут осуществлять PR–акции с использованием информационных материалов в доступной для населения форме с освещением в популярных средствах массовой информации (радио, телевидение, газеты и журналы) по обучению населения основам рынка ценных бумаг.
Раскрытие информации финансовыми организациями и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций снизит риски, с которыми потребители финансовых услуг сталкиваются на рынке, и создает основу для здорового функционирования конкурентных и эффективных финансовых рынков.
Будут приняты меры по повышению прозрачности деятельности компаний, включая переход на МСФО. Важность перехода казахстанских организаций на МСФО заключается не столько в унификации системы финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами, сколько в обеспечении прозрачности их деятельности и отражении реальной экономической ситуации, что позволит пользователям отчетности предприятий принимать правильные экономические решения.
Программой предусматривается проведение ряда мероприятий в целях наполнения рынка новыми видами привлекательных ценных бумаг.
Для этого выпуски государственных ценных бумаг будут осуществляться в соответствии с общими нормами на рынке – будут составлены прогнозные схемы выпусков государственных ценных бумаг Министерства финансов Республики Казахстан на среднесрочный период и графики проведения эмиссий нот Национального Банка.
При этом предусмотрен выпуск государственных ценных бумаг в достаточно больших объемах, на длительные сроки (10 и более лет), в том числе с индексацией на уровень инфляции.
В целях обеспечения соответствия рынка ценных бумаг современным требованиям, в том числе по совершенствованию корпоративного управления и повышения прозрачности деятельности компаний, Правительством будут проведены мероприятия по выделению крупных государственных компаний с участием государства и их дочерних организаций с последующей передачей государственных пакетов их акций в управление специально созданной государственной холдинговой компании. Часть государственного пакета акций компаний с участием государства и их дочерних организаций, которые войдут в этот холдинг, будет продана на организованном рынке. Эти ценные бумаги смогут купить пенсионные, инвестиционные фонды и брокерские компании. В результате на рынке начнут обращаться долевые ценные бумаги первоклассных эмитентов, появятся независимые директора в составе совета директоров национальных компаний, что значительно улучшит качество их корпоративного управления.
В ходе реализации настоящей Программы будет рассмотрена возможность дальнейшей капитализации государственных институтов развития - АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстан» и других, с целью привлечения рыночного капитала, путем дополнительных выпусков акций институтов развития и их размещения среди пенсионных фондов. Появление на казахстанском рынке проектных облигаций, гарантированных Правительством Республики Казахстан или АО «Банк Развития Казахстана», акций государственных институтов развития, компаний с участием государства и их дочерних организаций позволит решить проблему финансирования вновь создаваемых производств, даст импульс для реализации Стратегии индустриально–инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы.
В рамках осуществления Программы особое внимание будет уделено совершенствованию корпоративного управления.
Развитие структурных форм финансирования. Будет стимулироваться увеличение объемов услуг банков второго уровня по финансированию своих клиентов. В этой связи будут создаваться условия для развития и реализации потенциала структурных форм финансирования, таких как проектное финансирование и секьюритизация. На рынке государственных ценных бумаг появятся новые инструменты, в том числе, проектные облигации.
Для развития альтернативных форм финансирования инвестиционных проектов, по которым в соответствии с законодательством могут быть предоставлены государственные гарантии, будет рассмотрена возможность гарантирования Правительством Республики Казахстан облигаций, выпущенных для финансирования данных инвестиционных проектов. В частности, для таких инвестиционных проектов будут внесены соответствующие изменения в Бюджетный Кодекс Республики Казахстан
Кроме того, для выпусков облигаций, осуществленных в целях финансирования инвестиционных проектов, будет рассмотрена возможность использования гарантий АО «Банк Развития Казахстана» в качестве альтернативы государственным гарантиям.
При наступлении случаев исполнения государством обязательств по гарантиям будет предусмотрен механизм принудительного выпуска акций эмитента вышеуказанных облигаций, с их последующей передачей в собственность государства. Соответствующие изменения и дополнения будут внесены в Закон «Об акционерных обществах».
С целью уточнения редакции в Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» будут внесены поправки, предусматривающие порядок выпуска коммерческих бумаг.
Будет проведена работа с информационными и аналитическими агентствами по обеспечению разработки ими ряда индексов, рассчитанных на основе небольшого набора фундаментальных индикаторов, позволяющих инвесторам оценить общее направление рынка, оценить макроэкономическую ситуацию, привлекательность отраслей, динамику и эффективность портфеля институциональных инвесторов.
В качестве одного из привлекательных способов заполнения национального рынка ценных бумаг будет совершенствоваться порядок допуска иностранных ценных бумаг - как государственных, так и корпоративных. Для выполнения этой задачи Программой предусматривается передача полномочий по установлению требований к иностранным ценным бумагам в целях их допуска к обращению на организованном рынке ценных бумаг Республики Казахстан, организатору торгов.
В целях создания инфраструктуры и внедрения современных технологий для работы с населением на рынке государственных ценных бумаг необходимо реализовать на базе АО «Казпочта» проект по созданию трансфер-агента – лица, оказывающего услуги по приему и передаче документов (информации) между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их клиентами.
В целях снижения рисков при осуществлении расчетов по сделкам с ценными бумагами и ускорения таких расчетов ЗАО «Центральный депозитарий ценных бумаг» будет выполнять функции централизованной расчетной организации брокеров–дилеров.
С учетом передового международного опыта для обеспечения ликвидности казахстанского рынка ценных бумаг будет установлено требование к объему размещенных и свободно обращаемых акций в момент включения и нахождения в официальном списке биржи по наивысшей категории, а именно, минимальный объем размещенных акций, находящихся в собственности мелких акционеров (миноритариев), и/или в собственности институциональных инвесторов (накопительных пенсионных фондов, инвестиционных фондов) должен составлять не менее 25% от эмиссии акций. При этом данное требование ведется поэтапно с 2006 года.