Рынок как форма организации общественного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 00:23, реферат

Описание

Рыночная экономика не остается неизменной, она меняется по мере развития человеческого общества. В настоящее время во многих индустриально развитых странах функционирует социальная рыночная экономика, включающая социальную защищенность трудящихся и гарантии нормальных условий существования для каждого человека. Социальная рыночная экономика обеспечивает так же защиту потребителя от произвола предпринимателей путем антимонопольной политики, определенное регулирование экономики со стороны государства. При этом, рыночная экономика сохранила свои основные черты: свободу частного предпринимательства, конкурентность, ориентацию на прибыль.

Работа состоит из  1 файл

Рынок как форма организации общественного хозяйства.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

                 Министерство образования Республики Беларусь

    УО «Витебский государственный университет им. П.М.Машерова

                                 Кафедра экономической теории

                              Реферат по экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         По теме: «Рынок как форма организации общественного хозяйства»                                                                                                                       
 
 
 
 
 
 
 

                                                            Выполнила студентка ФлФ, 301-ой гр.

                                                            Крученкова Александра Владимировна

                                                            Руководитель доцент Шабанов  Леонид

                                                            Тарасович     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Витебск 2010 г.   
 
 

 

Введение

      Рыночная  экономика, которая основана на экономической  свободе хозяйствующих субъектов  независимо от формы собственности  их экономического привлечения к  рациональному хозяйствованию, в значительной степени позволяет обществу реализовать сильные стороны товарного производства и рынка в интересах социально-экономического прогресса. Она создает оптимальную (хотя и не абсолютно наилучшую в экономическом и социальном плане) систему привлечения к эффективному, инициативному и ответственному экономическому поведению. В рыночной экономике последнее если и навязывается, то прежде всего экономическими методами. Люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и силы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно относится к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической деятельности.

       Одновременно с этим рыночная  экономика является довольно  жесткой в социальном плане, она не допускает уравниловки и сдерживания,  исключает возможность равного распределения доходов и богатства общества, и поэтому характеризуется хронической социальной нестабильностью. Рыночной экономике свойственно нерациональное использование ресурсов, ярким проявлением которого являются экономические кризисы с их разорительным влиянием на созданные обществом производственные силы, увеличением неполного использования производственных мощностей и безработицы. Но обеспечить более достойный жизненный уровень всем членам общества без перехода к социально ориентированному рынку, как признает сейчас большинство экономистов и практиков в Украине, невозможно.

     Рыночная  экономика не остается неизменной,  она меняется по мере развития человеческого  общества. В настоящее время во многих индустриально развитых странах  функционирует социальная рыночная экономика, включающая социальную защищенность трудящихся и гарантии нормальных условий существования для каждого человека.  Социальная рыночная экономика обеспечивает так же защиту потребителя от произвола предпринимателей путем антимонопольной политики, определенное регулирование экономики со стороны государства. При этом, рыночная экономика  сохранила свои основные черты: свободу частного предпринимательства, конкурентность, ориентацию на прибыль.

  1. Рынок и его экономическое  обоснование

1.1. Сущность и условия  возникновения рынка.

 
 

     Исторические  условия возникновения рынка  были следующими: 

     Первое  условие — общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия, вторая — выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья — возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

      Разделение  труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались  в продуктах земледелия, а земледельцы  соответственно в пище. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы.

     Бартер  — одна из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.  Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

      Второе  условие — это экономическая обособленность или автономность производителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частичных интересов и разделение труда между товаропроизводителями. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т. е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

      Третье  условие связано с развитием и углублением общественного разделения труда, в том числе отношений специализации и кооперации производства. На определенном развитии натурального хозяйства стало ясно, что любое многочисленное сообщество людей не сможет прожить за счет полного самообеспечения при возрастающих потребностях, поэтому различные группы производителей начинают специализироваться на выпуске одного какого-либо продукта, предлагая его в обмен на все остальные необходимые ему для жизни. постепенно такая практика расширяется и приводит к разрушению натурального хозяйства, образованию товарного производства. 

     Рынок формируется в ходе и результате развития товарного производства. Рынок  – понятие многомерное, поэтому  достаточно трудно охарактеризовать его  однозначно. В упрощенном, узком понимании рынок можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и услугами. Характерно, что в бытовом представлении советских людей рынок как место купли-продажи ассоциировался, прежде всего, с колхозными продовольственными рынками, рынками сельскохозяйственной и кустарной продукции, а также с базарами и ярмарками. Магазины розничной и оптовой торговли не принято было называть рынками. Отсюда искаженное, суженное представление о рынке даже в простейшем понимании этого слова. Ведь если рынок есть место купли и продажи, то нет разницы, в каком здании, под какой крышей или просто на вольном воздухе происходит торговля.

      В более обобщенном смысле рынок есть вся совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости  от того, где они происходят. В данном случае рынок понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца с покупателем и характеризуется многими экстерриториальными признаками, такими, как вид продаваемых товаров, объем продаж и покупок (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (дорогой, дешевый).

      Вышеназванные определения рынка неполны и  односторонни. Рынок есть система  экономических отношений между  людьми, предприятиями, государствами, опирающаяся прежде всего на принцип, согласно которому все в мире продается и покупается, обменивается на свободной основе, без принуждения, но с соблюдением правил платности. Иначе говоря, рынок – это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов.

      Наконец, в самой широкой, универсальной трактовке понятие «рынок» ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика».

      Рыночная  экономика - это система экономических отношений по поводу  купли-продажи товаров и услуг,  осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех  форм  собственности,  свободной конкуренции  и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.

      Рынок, представляет собой совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров и услуг, налаживает тем самым взаимодействие трех главных экономических субъектов. Ими являются государство (правительство), предприятия, фирмы (бизнес) и домашние хозяйства. 

      Государство как субъект рыночного хозяйства действует через систему государственных учреждений и бюджетных организаций, которые выполняют функции государственного регулирования экономики. Государство в лице правительства осуществляет закупки широкого спектра товаров. На рынке труда государство закупает рабочую силу, необходимую для службы в государственных учреждениях и бюджетных организациях, на рынке средств производства и предметов потребления приобретает у производителей товары общественного, государственного пользования, в том числе вооружение, здания, машины и ряд других товаров, поступающих в результате закупок в государственную собственность и частично предоставляемых затем населению. В ряде случаев государство закупает или, точнее, оплачивает научные исследования и разработки, проекты, духовные, культурные ценности, представляющие общественный интерес, попадающие в государственные фонды. В качестве продавца государство продает в основном услуги, но способно продавать землю, природные ресурсы, жилье, другие товары, находящиеся в государственной собственности, например продукцию государственных предприятий. Обычно объем государственных продаж на рынке существенно ниже объема государственных закупок, ибо основную долю денежных поступлений государство получает не за счет продаж на рынке, а посредством взимания налогов.

      Предприятия, фирмы функционируют ради получения  дохода (прибыли) и являются основными  поставщиками на рынок разнообразных  товаров и услуг. В ряде случаев  они могут продавать принадлежащие  им имущественные ценности и материальные запасы, в том числе земельные участки, здания, сырье, оборудование. Торговые предприятия продают на рынке все товары своего торгового ассортимента. Покупателем продукции и имущества предприятий являются другие предприятия (контрагенты), домашние хозяйства и частично государство (продукция государственных заказов). Приобретают же предприятия на рынке в первую очередь рабочую силу у домашних хозяйств, необходимую им продукцию других предприятий, природные ресурсы у их владельцев, могут приобретать также деньги в виде кредитов и ценные бумаги.

      Домашнее  хозяйство – это единица, состоящая  из одного и более человек, функционирующая  в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие  им товары в виде земли, капитала, имущества, отдельных видов товаров и услуг потребительского назначения. Предметом покупок выступают потребительские товары и услуги.

     Итак, рыночное хозяйство представляет собой  хозяйство экономически обособленных, самостоятельных производителей, ориентирующихся в своей деятельности на рынок. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капиталы – все это определяется не распоряжениями сверху, а механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, курсом акций, ссудным процентом, курсом валют. 
 
 
 

1.2. Структура и функции  рынка

 
 

      Рынок, как полисистемное образование  подразумевает, совокупность многих типов  и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками. Несмотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам: организационному, функциональному, пространственному. По этим признакам рынки подразделяются на следующие группы.

     По  организационному признаку, то есть по степени ограничения конкуренции, выделяют четыре основные модели:

  • рынок совершенной конкуренции;
  • рынок монополистической конкуренции;
  • олигополистический рынок;
  • чисто монополистический рынок.

Информация о работе Рынок как форма организации общественного хозяйства