Отметим, что
возникновение названного эффекта - не редкое исключение, а достаточно
типичная ситуация. Если один товар рекламируется,
то конкурирующий с ним продукт не может
обойтись без рекламной поддержки. В противном
случае шансы на его продажу резко упадут.
Логика конкурентной борьбы, таким образом,
толкает к встречной, а значит, часто и
к самонейтрализующейся рекламе.
Вывод: существует острое разногласие
относительно экономической пользы рекламы.
К числу ее позитивных сторон относятся
информирование покупателя и выявление
его потребностей и.т.д., но вместе с тем,
она способствует созданию искусственных
потребностей, реклама некоторых товаров
может прямо вредить здоровью. Влияние
рекламы на издержки так же двойственно:
с одной стороны она способствует снижению
издержек (см. выше), но с другой стороны
ведет к их увеличению, поскольку сама
требует затрат. Какая из этих сторон перевешивает
в каждом конкретном случае, зависит от
эффективности рекламы, от того насколько
большой прирост продаж она обеспечивает.
Заключение
Являясь промежуточным
типом таких рыночных структур, таких
как совершенная (чистая) конкуренция
и чистая монополия, монополистическая
конкуренция впитала в себя черты их обеих.
Эти черты отражаются как в определении
условий ее существования, так и в особенностях
поведения. Но все же, являясь самостоятельной
структурой монополистическая конкуренция
приобрела и свои собственные признаки:
В заключение моей
курсовой можно сделать следующие
выводы на основании всего выше сказанного:
- Фирмы в условиях монополистической конкуренции могут получать прибыли или нести убытки в краткосрочном периоде. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывают тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде.
- В долговременном периоде положение равновесия производителя, действующего в условиях монополистической конкуренции, является менее общественно желательным, чем фирмы, действующей в условиях чистой конкуренции. В условиях монополистической конкуренции цена превышает предельные издержки и цена превышает минимальные средние валовые издержки, что указывает на то, что потребители не получают продукт по наименьшей цене, которую условия издержек допускали бы.
- Дифференциация продукта обеспечивает способ, которым фирмы в условиях монополистической конкуренции могут компенсировать тенденцию приближения к нулю экономических прибылей в долговременном периоде. Посредством изменения продукта и расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большей степени, чем вырастут ее издержки.
- Дифференциация продукта, хотя и связана с определенными опасностями и проблемами, предоставляет потребителю большее разнообразие продуктов и их улучшение в перспективе.
- Существует острое разногласие относительно экономической пользы рекламы. Сторонники рекламы оправдывают ее на том основании, что она а) помогает потребителям в осуществлении разумного выбора, б) поддерживает национальные системы связи, в) ускоряет развитие продукта, г) позволяет фирмам реализовать эффект масштаба, позволяющий сократить издержки на единицу продукции, д) стимулирует конкуренцию и е) поощряет расходы и высокий уровень занятости. Критики заявляют, что реклама: а) скорее сбивает с толку, чем информирует, б) нерационально перемещает ресурсы из более важных областей применения, в) вызывает ряд внешних издержек, г) приводит к более высоким, а не более низким издержкам и ценам, д) поощряет монополию, е) не является стратегическим фактором, определяющим расходы и занятость. Эмпирические же данные позволяют перейти к единому мнению относительно того, является ли реклама анти- или проконкурентной силой.
- На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыли.
Список используемой
литературы
- Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник/кол. авт.; под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. Финансовая академия при Правительстве РФ.-6-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС. – 2006.- 624 с.
- Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2т.: Пер. с англ. Т.2.
- Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Мамедов О.Ю. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс».- 1995. - 608 с.
- Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина.- М.: Междунар. отношения, 1993. – 896 с.
- Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования. Учебное пособие. - М.: ЮристЪ.- 1996. – 264 с.
- Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: (Реориентация теории стоимости). Пер. с англ. / Под ред. Ольсевича О.Я. - М.: Экономика,1996. – 351 с.
- http://www.yudanov.ru/micro_3_a_2_4.html