Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:42, курсовая работа
Содержание
Целью написания курсовой работы является рассмотрение общих аспектов конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране.
Предметом исследования данной работы являются особенность рынков совершенной и несовершенной конкуренции.
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по новому определяет стратегию поведения отечественных фирм производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Понятие конкуренции и ее виды ……………………………………..5
1.1.Сущность и функции конкуренции………………………….……...5
1.2. Виды конкуренции........................................................................8
2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции……………………………………………………………………..12
2.1. Рынок совершенной конкуренции и его особенности………….12
2.2. Рынок несовершенной конкуренции и его особенности……….16
3. Проблема создания конкурентной среды в РФ…………………….23
Заключение………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………..32
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие конкуренции и ее виды ……………………………………..5
2. Модели рынков совершенной и несовершенной
конкуренции…………………………………………………
2.1. Рынок совершенной конкуренции и его особенности………….12
2.2. Рынок несовершенной конкуренции и его особенности……….16
3. Проблема создания конкурентной среды в РФ…………………….23
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………..32
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Рынок — совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг. Обычно происходит в форме эквивалентного обмена на деньги (торговля) или другие товары (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции, которое является ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений.
Конкуренция - соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере.
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Конкурентные экономические условия способствуют прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете, растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители.
Тема курсовой работы – особенности рынков совершенной и несовершенной конкуренции.
Целью написания курсовой работы является рассмотрение общих аспектов конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране.
Предметом исследования данной работы являются особенность рынков совершенной и несовершенной конкуренции.
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по новому определяет стратегию поведения отечественных фирм производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
1. Понятие конкуренции и ее виды
1.1. Сущность и функции конкуренции
Конкуренция (от латинского concurrentia – столкновение, состязание) - соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.
Конкуренция – экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду [2, c. 108].
Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».
Конкуренция стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей, побуждает создание монополий.
Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.
При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т.е. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
Основные условия возникновения конкуренции:
1. полная хозяйственная
(экономическая)
2. полная зависимость
товаропроизводителя от
3. противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос [1, c. 118].
Основными функциями конкуренции являются следующие:
1. Функция размещения – направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых имеется спрос.
2. Инновационная функция – стимулирует внедрение достижений науки и техники, выпуск новых видов продукции и услуг, новых технологий, повышение качества продукции и услуг, и т.д.
3. Распределительная функция – создает условия для получения доходов и прибыли наиболее успешным предприятиям и приводит к банкротству предприятия, чья продукция и услуги невостребованные.
2. Контрольная функция – инструмент (средство), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов [5, c. 85].
Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки [5, c. 86].
Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
При противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
1.2. Виды конкуренции
Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть видов конкуренции:
1. функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
2. видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
3. предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
4. ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
5. скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
• продажа личного товара по цене конкурента
• снижение цены потребления товара
6. незаконные методы:
• антиреклама товаров конкурентов;
• производство товаров имитаторов (подделка) [4, c. 146].
Рыночные отношения
оказывают через спрос и
Будем рассматривать типы рынков, прежде всего в соответствии с основными параметрами — численностью и распределением действующих на них продавцов и покупателей. Кроме этого, для понимания структуры соответствующего рынка важны следующие показатели: дифференциация продукта, барьеры входа на рынок, структура затрат на производство, степень вертикальной интеграции предприятий, степень диверсификации производства у отдельных субъектов рынка.
Анализируя состояние товарного рынка, делая выводы об эффективности его функционирования, необходимо всегда учитывать как структурную, так и поведенческую составляющую, а также последствия отдельных видов государственного регулирования (налогового, таможенно-тарифного, антимонопольной политики, политики государственной помощи, регулирования цен и их контроля) [9, c. 67].
Идеальные модели рынков почти не встречаются на практике. Многообразие реальной экономической жизни всегда состоит из переплетения разных типов рынков, из их видовой трансформации во времени и пространстве. Экономическая теория выделяет чистые формы для изучения наиболее характерных свойств каждой. Наиболее распространенные типы рынков и их характеристики представлены ниже.
Типы рынков и их основные характеристики
Тип рынка |
Количество субъектов рынка |
Однородность продукции |
Заменяемость товаров |
Взаимозаменяемость субъектов рынка |
Вход-выход на рынок |
Доли субъектов на рынке | |
продавцов |
покупателей | ||||||
Совершенная конкуренция |
Много |
Много |
Однородная |
Полная |
Нет |
Свободный |
Равные и небольшие |
Монополистическая конкуренция |
Ограниченное |
Много |
Дифференцированная |
Высокая степень |
Незначительная |
Ограниченный |
Доминирующее предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке |
Олигополия |
Несколько |
Много |
Однородная либо дифференцированная |
Высокая степень |
Значительная |
Ограниченный |
Крупные, примерно равные |
Монополия |
Один |
Много |
Однородная |
Нет |
Нет |
Блокирован |
100% |
Монопсония |
Много |
Один |
Незначительно дифференцированная либо однородная |
Незначительная |
Нет |
Блокирован |
100% |
Информация о работе Рынок совершенной и несовершенной конкуренции