Рынок труда 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:20, реферат

Описание

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Рынок труда……………………………………………………………….. 5
1.1.
Специфика рынка труда……………………………………………
5
1.2.
Трудовые отношения и мотивация труда. Премирование……..
6
1.3.
Основные методы оплаты труда и поощрения работников в развитых странах…………………………………………………..

10
2. Рынок труда в России……………………………………………………. 17
2.1. Особенности рынка труда РФ……………………………………. 17
2.2
Особенности безработицы в РФ…………………………………...
22
Заключение………………………………………………………………… 27
Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ рынок труда.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление  

  Введение…………………………………………………………………… 3
1. Рынок труда……………………………………………………………….. 5
  1.1.

Специфика рынка труда……………………………………………

5
  1.2.

Трудовые  отношения и мотивация труда. Премирование……..

6
  1.3.

Основные  методы оплаты труда и поощрения  работников в развитых странах…………………………………………………..

 
10
2. Рынок труда  в России……………………………………………………. 17
  2.1. Особенности рынка  труда РФ……………………………………. 17
  2.2

Особенности безработицы в РФ…………………………………...

22
  Заключение………………………………………………………………… 27
  Список литературы……………………………………………………….. 29
    ВВЕДЕНИЕ

      В системе рыночных отношений важное место занимает рынок труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

      Причины данного явления разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы. Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. В-третьих, политика правительства в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу, что иллюстрирует классическая модель рынка труда. В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики. Наконец, в-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.

      Так же, представляя собой важную макроэкономическую проблему, безработица оказывает  существенное влияние, ощущаемое в  масштабах всего народного хозяйства. Она характеризует потери ограниченных ресурсов для производства товаров, следовательно, замедляются возможности экономического роста. От масштабов безработицы зависят основные микро- и макроэкономические показатели: уровень издержек, прибыли, рентабельности; уровень реального объёма ВНП, инфляции, размер налоговых поступлений в бюджет, уровень и качество жизни населения и т.д.

      Необходимо  учитывать и специфику безработицы  в России в региональном и отраслевом аспектах, причины и особенности  которой выявлены слабо. Это особо  важно, учитывая историческое, геополитическое, национальное своеобразие России, а также масштабность проводимых преобразований. Реформирование общества, направленное на развитие рыночных отношений в социально-трудовой сфере, обусловило, с одной стороны, появление новых для нашей действительности явлений, в частности, массовой безработицы, а с другой - наполнение новым содержанием уже имеющихся процессов в сфере труда и занятости.

      Таким образом, актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных  возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. РЫНОК  ТРУДА

    1. Специфика рынка труда.

     Представляется, что рассматриваемые концепции, дополняя друг друга, дают общую картину функционирования рынка труда. Полагают, в частности, что квалификация работника всегда приобретается до прихода его на рынок труда, а это далеко не всегда верно, так как во многих случаях работник получает квалификацию уже на производстве, т. е. после приема на работу. Это значит, что оценить на рынке его потенциал достаточно сложно.

     Другой  постулат гласит, что производительность труда человека заранее известна. Но и это не так, поскольку существует множество методов мотивации, способных  поднять производительность труда. Очевидно также, что не только заработная плата служит для работника достаточной оценкой его труда и отражением степени его удовлетворенности своим положением на производстве и на рынке труда. Это также ставит под сомнение упрощенный рыночно-ценовой подход к человеку. Весьма нелегко оценить потенциал человека на рынке труда еще и потому, что в процессе труда основной вклад в производство в большинстве случаев достигается путем не индивидуальных, а коллективных усилий.

     Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро – и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — заработной плате. [11, С. 40]

     В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает  влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими — уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. В США, например, среднегодовые темпы прироста населения в период 1950 – 1990 гг. сократились с 1,8 до 1 %. Это заметно повлияло на динамику предложения на рынке труда. В России среднегодовые темпы прироста численности населения также резко сократились с уровня примерно 1 % в 1970 – 1980-е гг. до минусовых значений в 1990-х гг.

     Со  стороны спроса главным фактором, оказывающим влияние на динамику занятости, является состояние экономической  конъюнктуры, фаза экономического цикла. Помимо этого серьезное влияние  на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс .[11, С. 54] 

    1. Трудовые  отношения и мотивация труда. Премирование

     Сторонами трудовых отношений являются работодатели, работники и представители работников. Основа трудовых отношений – это  работа, вознаграждение и карьера  сотрудников, коммуникации в организации, стиль руководства, а также организационная культура.

     Началом трудовых отношений является тот  момент, когда работник предоставляет  свои знания, навыки и усилия конкретному  работодателю в обмен на то, что  работодатель гарантирует работнику  определенную зарплату и набор определенных льгот. Эти отношения оформляются официальным трудовым договором. В обязательства работодателя входит выплата зарплаты работнику, предоставление безопасного рабочего места, необходимость вести себя честно по отношению к работнику и не совершать таких действий, которые могут подорвать доверие к трудовым отношениям. У работника также есть свои обязательства, среди которых: подчиняться работодателю, быть компетентным, добросовестным и проявлять лояльность.

     Трудовые  отношения также проявляются и в рамках психологического контракта, который подразумевает, что на начальном этапе трудовые отношения строятся исходя из уникальной комбинации мнений работника и его работодателя по поводу взаимных ожиданий. При этом достаточно часто возникает разочарование по поводу несбывшихся ожиданий, как со стороны руководства, так и со стороны работника. Психологический контракт порождает установки и эмоции, которые формируют и направляют как поведение работника, так и поведение работодателя. Психологический контракт не выражен прямо, кроме этого он динамичен: он развивается со временем по мере накопления опыта, изменений условий работы и переоценки работником своих ожиданий. [2, С. 92]

     На  сущность трудовых отношений сильно влияют все действия администрации прямо или косвенно связаны с персоналом. Особенно важно то, какими методами работают с людьми в таких сферах, как отбор персонала, организация рабочего времени, обучение и аттестация, оценка работы и вознаграждения, карьерный рост, дисциплинарные процедуры, сокращение штата.

     Человек не будет трудиться, если у него нет  потребности (мотива) в получении  предоставляемого блага. Но, бесспорно, на мотивацию работника можно  воздействовать, создавая лишь условия для возникновения (а не саму) мотивации или же в процессе воспитания.

     Интерес к работе во многом определяется не только ее содержанием, но и организацией труда, методами управления и степенью влияния работника на производство (инициатива, самостоятельность, участие  в принятии решений). [2, С. 93]

     Материальная  заинтересованность — один из основных общечеловеческих стимулов трудовой активности. Однако учитывать его необходимо осторожно, так как этот стимул, хоть и является очевидным, но, как показывает опыт, «срабатывает» далеко не всегда. Например, молодые работники, не имеющие своей семьи и профессионально не определившиеся, могут больше высокого заработка ценить возможность иметь свободное время; пожилые ориентированы на улучшение условий труда, снижение его напряженности даже в ущерб заработку. [9, С. 22]

     Удовлетворенность работников заработной платой зависит  не столько даже от размера, сколько  от социальной справедливости в оплате труда. Уравниловка в оплате —  препятствие сохранению и усилению трудовой мотивации. При всей увлеченности своим делом, добросовестном отношении к работе, сознании, что другой человек при значительно меньшем вкладе получает столько же, оказывает деморализующее влияние на работника.

     Социальная  значимость труда — понимание  общественной полезности выполняемой  работы. Как относится к работнику руководитель, замечают ли его вклад в общее дело коллеги, ценят ли в организации добросовестный труд? Положительные ответы на эти вопросы являются основой социальной справедливости в коллективе.

     В целях стимулирования эффективного труда и обеспечения единства в оценке трудового вклада рабочих, руководителей, специалистов и служащих каждая организация  разрабатывает самостоятельно положение о премировании, которое должно быть приложением к коллективному договору и являться его неотъемлемой частью.

     В положении о премировании должно быть учтено следующее:

  • особенности показателей, за которые премируется персонал;
  • круг премируемых;
  • конкретные показатели и условия премирования работников с учетом их участия в данной деятельности.

     На  практике встречается различное множество систем  премирования, стремящихся наиболее справедливо оценить труд персонала, учесть специфику работы, цели и принципы организации и стимулировать повышение эффективности, качества или производительности труда. Однако не все решения бывают удачны. Иногда встречается премирование всех или большинства работников в прямой зависимости от конечных результатов деятельности организации и в одинаковом размере, что существенно ослабляет личную заинтересованность в достижении положительных результатов собственного труда и порождает уравниловку в худшем ее проявлении. [ 9, С. 45]

     Система показателей и условий премирования должна быть гибкой, восприимчивой  к возникающим проблемам, узким  местам, изменениям в производстве, структуре управления и составе функций, и вместе с тем показатели должны действовать по возможности длительный срок. Показатели премирования должны быть адекватны основным целям и задачам, в частности для руководства они должны быть увязаны главным образом с прибылью и, возможно, с некоторыми другими системными показателями, для рабочих и специалистов — с экономией ресурсов, увеличением производительности или качества работ. [ 9, С. 45]

     Обобщая и дополняя вышесказанное, можно  использовать следующую классификацию  премирования:

  • в зависимости от категорий персонала:

     – премирование отдельных категорий  персонала (рабочих, руководителей, специалистов или служащих). Этот вид премирования применяется, как правило, для оценки производственных результатов;

Информация о работе Рынок труда 2