Рынок труда и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 13:10, курсовая работа

Описание

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом. Считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу "кто не работает, тот не ест".

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 1.Рынок труда и его структура………………………………………………….4 2. Причины и формы безработицы……………………………………………..8 3.Государственное регулирование занятости…………………………………12 Заключение………………………………………………………………………15 Ответы на контрольные тестовые задания…………………………………….16 Список литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования
 
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 
ИНСТИТУТ
 

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ  РАБОТА

   по дисциплине "Экономическая теория"

                     Тема № 17: «Рынок труда и безработица»

                               Руководитель:

                                                                     Волкова Татьяна Николаевна

                                                                     Исполнитель:    

                                                                     Шахова Алена Юрьевна                      

                                                                     специальность           Ф и К

                                                                     группа                        ФС-ФК 311

                                                                      
 
 
 

Москва 2011

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3                1.Рынок труда и его структура………………………………………………….4                                                            2. Причины и формы безработицы……………………………………………..8     3.Государственное регулирование занятости…………………………………12 Заключение………………………………………………………………………15 Ответы на контрольные тестовые задания…………………………………….16     Список литературы……………………………………………………………...17                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Рынок труда как экономическая категория  долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом. Считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу "кто не работает, тот не ест". Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.     Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате произошло неизбежное высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Но рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.       Цель данного исследования – показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и  основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности. Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы структура рынка труда, во второй – вопрос о конкретных формах безработицы, а в третьей – государственное регулирование занятости. 
 
 

1. Рынок труда и его структура

     Рынок труда - сфера формирования спроса и  предложения на рабочую силу. Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу [1].        Исходя  из определения и характеристики рынка труда,  можно  установить его основные элементы:

  • субъекты рынка труда;
  • правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на  рынке труда;
  • конъюнктура рынка;
  • службы занятости населения;
  • инфраструктура рынка труда;
  • система социальной защиты населения и др.

      Основными  субъектами  рынка  труда  являются  работодатели  и  наемные работники.           Работодатель – наниматель, который может  быть  представлен  различными "фигурами" в зависимости от узаконенной структуры  отношений  собственности. Им   могут   быть государственные   предприятия,   акционерные   общества, общественные  организации,  колхозы,  частные   предприятия,   хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия,  индивидуальные  наниматели и так далее.      Наемные работники – это свободные трудоспособные граждане, для  которых работа  по  найму  является  главным  источником  средств  существования   и индивидуального  воспроизводства.   Для   работодателей   они   представляют различную  ценность  в  зависимости   от   пола,   возраста,   квалификации, социального   статуса    и    ряда    социальных    приобретенных  качеств (ответственности, исполнительности,  дисциплинированности,  предприимчивости и др.).         

      Система  отношений  на  рынке  труда  складывается  из  трех   основных компонентов:

  • отношения между наемными работниками и работодателями;
  • отношения  между  субъектами  рынка  труда  и  его  представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);
  • отношения между субъектами рынка труда и государством.

      Отношения на рынке труда регулируются общественными и государственными институтами. Эти отношения противоречивы в силу действия законов спроса и предложения. В процессе обмена устанавливается состояние их временного равновесия, которое выражается определенным уровнем занятости и оплатой труда [1].         Спрос на рабочую силу в условиях свободной конкуренции формируется под влиянием двух основных показателей: реальной заработной платы и стоимости предельного продукта труда (продукта труда, произведенного последним нанятым работником). Предложение труда прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше зарплата, тем выше уровень предложения рабочей силы.              Рынок труда зачастую является самым точным детектором социального положения населения той или иной страны. Возникновение рынка труда связано со становлением рыночных отношений и развитием капитализма. Именно свободный труд, когда работник может уволиться в любой момент, и не «привязан» к предприятию как крестьянин в феодальную эпоху характеризует процесс уничтожения феодализма и рождения капитализма.    В настоящее время мобильность трудовых ресурсов — один из важнейших параметров, при которых возможен экономический рост в экономике вообще. Мобильность трудовых ресурсов характеризуется реальными возможностями работников и их семей переехать в другие местности для выбора места проживания, где они могут иметь более выгодные предложения по найму. Таким образом, мобильность трудовых ресурсов способствует более высокой эффективности и производительности в экономике.    Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд – важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют главные функции рынка  труда.    Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников.      Экономическая функция рынка  труда состоит в рациональном вовлечении, размещении, регулировании и использовании труда, что позволяет особо выделить размещающую и селективную функции.    Размещающая функция представляет собой размещение рабочей силы исходя и в соответствии со спросом. Данная функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельным предприятиям, отраслям и регионам. Формирование такой сети размещения является основой регулирования рынка  труда на всех уровнях управления. Чем совершеннее система рынка труда, чем эффективнее методы достижения основных целей управления, тем заметнее проявление размещающей функции. Это означает, что эффективность экономики зависит от того, насколько оптимально происходит процесс функционирования системы рынка труда. В основном данная функция проявляется на региональном и макрорегиональном уровнях.   Селективная функция заключается в выборе рабочей силы исходя из спроса и предложения, а также исходя из профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы. Наиболее существенно проявляется эта функция на микроэкономическом уровне.     

      Рынок труда в России имеет ряд особенностей по сравнению с рынками труда других развитых государств [1]:

  1. Российский рынок труда ещё не до конца сформирован.
  2. В результате менталитета россиян, климатическими особенностями и большой территорией россияне не отличаются мобильностью.
  3. По официальным данным в России низкий уровень безработицы, хотя безработица имеет теневые формы, иногда безработица имеет скрытые формы, когда, например, работник переводится на 0,1 ставки (формально это человек имеющий работу, но реально 1/10 часть оплаты труда не позволяет содержать себя и семью).
  4. Поведение предприятий приводит к тому, что состояние рынка труда не позволяет говорить о высокой эффективности. Гонка правительства за социальной стабильностью приводит к тому, что работу сохраняют низкоэффективные работники, что приводит к серьезным проблемам с производительностью труда. Происходит резервирование рабочей силы.
  5. Очень низкий уровень оплаты труда, что приводит к низкой производительности труда.
 
 
 
 
 
 
 

2. Причины и формы  безработицы

      Безработицу можно определить как наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще [2].           К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:                                          -  не имели работы (доходного занятия);                       - занимались поисками работы;                                - были готовы приступить к работе.          К безработным не относятся лица, не способные трудиться (по возрасту, состоянию здоровья) [2, стр - 305].       Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения [3, стр. - 29].   Длительное время западная экономическая теория объявляла безработицу добровольной. Причина безработицы состояла якобы в том, что рабочие отказываются трудиться за меньшую заработную плату. Их нежелание поступиться доходами превращает их в безработных. Марксистская политическая экономия, начиная с "Капитала" К. Маркса, подчеркивала вынужденность безработицы. Итак, к причинам безработицы относят:

  1. Относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо сильно сказывается в развивающихся странах.
  2. Естественные желания людей найти работу «по душе» и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица).
  3. Изменения в структуре экономики, в том числе – в технологии (структурная безработица).
  4. Циклический спад в экономике (циклическая безработица).
  5. Активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.

      Все эти причины безработицы представляют  собой скорее факторы, влияющие на размер и динамику безработицы. Рынок лишь обнаруживает их, проявляет безработицу, делает ее видимой для общества.     Также среди причин безработицы можно выделить следующие:    - потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);             - временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком и т.д.);                                                                                                                 - подавление  безработицы (досрочные  проводы  на  пенсию);     - частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);       - безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;                                                             - безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);               -безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений;                             - вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии,  приведшего к остановке предприятия);                              - безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;                     - субъективная безработица вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;                              - безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;           -  безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы);                           - безработица возвращающихся из мест лишения свободы;           ;                                         - безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий) [4, стр. - 312].

  Безработица существует в четырех основных формах:                        - фрикционная;                         - структурная;                      - циклическая;                     - сезонная.                                                                    Фрикционная безработица возникает, поскольку определенное число людей находится как бы в положении «между работами»: в одном месте они потеряли работу, а в другом еще не нашли. К фрикционным безработным относятся и молодые люди, впервые ищущие работу после окончания учебы, фрикционная безработица относительно кратковременна и обычно не превышает срок 0,5 года – 1 год. Вместе с тем продолжительность такой безработицы имеет тенденцию к увеличению, поскольку удлиняются сроки выплат пособий по безработице.         Структурная безработица возникает вследствие несовпадения структуры спроса и предложения на рынке труда. Работодателям требуются работники таких профессий и уровней квалификации, которыми соискатели работы не обладают. Например, научно-технический прогресс делает ненужными многих представителей традиционных рабочих профессий – слесарей-сборщиков, шахтеров, металлургов. Напротив, ощущается острая нехватка наладчиков автоматизированного оборудования, программистов и т.д. В России переход к рыночной экономике сократил потребность, например, в военнослужащих, но зато востребовал экономистов, менеджеров, юристов нового профиля.            Циклическая безработица образуется вследствие колебаний деловой активности. Она возникает при экономических спадах и рассасывается при подъемах. Отсюда видно принципиальное различие между структурной и циклической безработицей: циклические безработные, потерявшие рабочие места из-за кризиса, вернутся на них во время подъема; структурные же безработные не найдут свои прежние рабочие места ни при каких обстоятельствах, ибо этих мест больше нет. Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д.       Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, т.е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие – уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства, относятся, прежде всего, сельское хозяйство и строительство.             В переходных экономиках, типа российской, на официальный уровень безработицы оказывают влияние наличие значительного теневого сектора (в сторону завышения, ибо работающие в теневом секторе иногда регистрируются как безработные), а также существование немалой скрытой безработицы (в сторону занижения).          Для экономики России сейчас характерна структурная безработица, дополняемая безработицей циклической [5, стр. - 27].

 
 

3. Государственное регулирование занятости

      Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальная и местные (городские, районные) программы. Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. В настоящее время перед разработчиками программ всех уровней остро стоит проблема увязки показателей движения рабочих мест и рабочей силы, используемых в программах с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ.    Направления регулирования рынка труда. Факты конкретной экономической действительности показывают, что в странах с развитой рыночной экономикой практически уже несколько десятилетий как стали создавать и совершенствовать механизм для целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и занятости населения. Это было обусловлено ускорением НТП, глубокими структурными изменениями в экономике, быстро меняющимися требованиями к качеству трудовых ресурсов. Стихийный рынок труда уже не обеспечивал своевременного приспособления структуры предложения рабочей силы к изменению структуры спроса на нее. В результате наблюдается рост безработицы при одновременной острой нехватке кадров нужной квалификации. Эти процессы показали объективную необходимость тесной увязки политики занятости с социально-экономическими преобразованиями в экономике и общей направленностью развития человеческих ресурсов.           Кроме того, существует комплекс мер косвенного регулирования рынка труда: это налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика государства. Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования. Они воздействуют на занятость через общеэкономическую конъюнктуру [7, стр. - 49]. В настоящее время идет активный поиск моделей регулирования рынка труда. Определение основных направлений, форм и методов регулирования рынка труда сдерживается неопределенностью конечных целей реформирования экономики, отсутствием окончательной стратегии экономического развития. Тем не менее, уже сейчас становление и развитие рынка труда предопределили пересмотр трудового законодательства в вопросах найма и увольнения, ликвидации нерентабельных предприятий, а также разработку мер содействия эффективному использованию рабочей силы и защите от безработицы, усилению социальных гарантий.       Практика показывает, что нет, и не может быть единой политики, проводимой на рынке труда. Общероссийский рынок труда выступает как совокупность региональных и локальных рынков с их специфическими проблемами, поэтому большое значение имеет региональное регулирование процессов распределения и использования рабочей силы. Изучение этих процессов и отечественной практики показывает, что рынок труда не может развиваться без самостоятельности региональных и местных органов управления в решении вопросов эффективного использования имеющихся кадров с учетом особенностей региона или отрасли, оказания помощи при трудоустройстве и переподготовке, расширения определенных льгот и компенсации сверх установленного минимума и др.         Как показывает опыт развитых стран, жесткая централизация сковывает развитие разнообразных и комплексных форм регулирования занятости, мешает своевременному учету специфических проблем отдельных отраслей и регионов. Учитывая многообразие региональных рынков, модель регулирования российского рынка труда должна исходить из многовариантности их форм и методов.           Очевидно, что решение проблем безработицы требует комплексного подхода, сочетания макроэкономической политики с мерами на уровне микроэкономики, общегосударственных действий — с местными инициативами.  Центральные органы государственной власти должны были бы выступить гарантом обеспечения единого для всех регионов страны минимума социальных гарантий, права на профподготовку и переподготовку, на получение социальных компенсаций при высвобождении и вынужденной безработице. Передавая функции местным органам, занимающимся непосредственно трудоустройством и социальной защитой безработных, государство должно гарантировать соблюдение законов и нормативных актов, регулирующих рынок труда. Особую значимость приобретают такие проблемы, как создание новых организационных структур занятости и рынка труда, выбор средств и методов регулирования занятости, соотношения государственных и частных инициатив, централизации и децентрализации в этой области.   Службы занятости. Как показывает зарубежный опыт, одну из ключевых ролей в регулировании рынка труда играют государственные службы содействия найму. Основные функции службы занятости состоят в следующем: изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней, содействие в трудоустройстве, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий по безработице, а также регистрация безработных и вакантных рабочих мест, тестирование лиц, желающих получить работу. В большинстве стран службы занятости являются государственными организациями. Вместе с тем наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм.             Службы занятости — основные организационные структуры, осуществляющие на местах общегосударственную политику занятости. Опыт развитых стран свидетельствует о достаточно высокой результативности работы этих служб по снятию острых ситуаций на рынке труда. 
 
 

Информация о работе Рынок труда и безработица