Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 13:10, курсовая работа
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом. Считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу "кто не работает, тот не ест".
Введение………………………………………………………………………….3 1.Рынок труда и его структура………………………………………………….4 2. Причины и формы безработицы……………………………………………..8 3.Государственное регулирование занятости…………………………………12 Заключение………………………………………………………………………15 Ответы на контрольные тестовые задания…………………………………….16 Список литературы……………………………………
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра экономической теории
Тема № 17: «Рынок труда и безработица»
Руководитель:
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Введение
Рынок
труда как экономическая
1. Рынок труда и его структура
Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу [1]. Исходя из определения и характеристики рынка труда, можно установить его основные элементы:
Основными
субъектами рынка труда являются
работодатели и наемные работники.
Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов:
Отношения
на рынке труда регулируются общественными
и государственными институтами. Эти отношения противоречивы
в силу действия законов
спроса и предложения.
В процессе обмена устанавливается состояние
их временного равновесия, которое выражается
определенным уровнем занятости и оплатой труда [1]. Спрос на рабочую
силу в условиях свободной конкуренции формируется под влиянием
двух основных показателей: реальной заработной
платы и стоимости предельного продукта
труда (продукта труда, произведенного
последним нанятым работником). Предложение
труда прямо зависит от уровня оплаты
труда: чем выше зарплата, тем выше уровень предложения рабочей
силы. Рынок
труда зачастую является самым точным
детектором социального положения населения
той или иной страны. Возникновение рынка
труда связано со становлением рыночных
отношений и развитием капитализма. Именно свободный труд, когда работник может
уволиться в любой момент, и не «привязан»
к предприятию как крестьянин в феодальную эпоху характеризует процесс
уничтожения феодализма и рождения капитализма. В
настоящее время мобильность трудовых
ресурсов — один из важнейших параметров,
при которых возможен экономический
рост в экономике
вообще. Мобильность трудовых ресурсов
характеризуется реальными возможностями
работников и их семей переехать в другие
местности для выбора места проживания,
где они могут иметь более выгодные предложения
по найму. Таким образом, мобильность трудовых
ресурсов способствует более высокой эффективности и производительности
в экономике. Функции рынка труда определяются
ролью труда в жизни общества, когда труд
выступает важнейшим источником дохода
и благосостояния. С экономической точки
зрения труд – важнейший производственный
ресурс. В соответствии с этим выделяют
главные функции рынка труда. Социальная функция
заключается в обеспечении нормального
уровня доходов и благосостояния людей,
нормального уровня воспроизводства производительных
способностей работников. Экономическая
функция рынка труда состоит в рациональном
вовлечении, размещении, регулировании
и использовании труда, что позволяет
особо выделить размещающую и селективную
функции. Размещающая функция представляет
собой размещение рабочей силы исходя
и в соответствии со спросом. Данная функция
предполагает, что организация и функционирование
рынка труда должны служить рациональному
размещению рабочей силы по отдельным
предприятиям, отраслям и регионам. Формирование
такой сети размещения является основой
регулирования рынка труда на всех уровнях
управления. Чем совершеннее система рынка
труда, чем эффективнее методы достижения
основных целей управления, тем заметнее
проявление размещающей функции. Это означает,
что эффективность экономики зависит
от того, насколько оптимально происходит
процесс функционирования системы рынка
труда. В основном данная функция проявляется
на региональном и макрорегиональном
уровнях. Селективная функция заключается
в выборе рабочей силы исходя из спроса
и предложения, а также исходя из профессионально-
Рынок труда в России имеет ряд особенностей по сравнению с рынками труда других развитых государств [1]:
2. Причины и формы безработицы
Безработицу
можно определить как наличие в стране
людей, которые способны и желают трудиться
по найму при сложившемся уровне оплаты
труда, но не могут найти работу по своей
специальности или трудоустроиться вообще
[2]. К безработным относятся лица 16 лет
и старше, которые в рассматриваемый период:
Все
эти причины безработицы
Безработица
существует в четырех основных формах:
- фрикционная;
- структурная;
3. Государственное регулирование занятости
Формой
реализации государственной политики
занятости на всех уровнях управления
являются федеральная, территориальная
и местные (городские, районные) программы.
Федеральные программы имеют, как правило,
региональный аспект, но в региональных
программах содействия занятости населения
даже не упоминаются федеральные и иные
региональные программы, не говоря уже
об отражении показателей движения рабочих
мест. В настоящее время перед разработчиками
программ всех уровней остро стоит проблема
увязки показателей движения рабочих
мест и рабочей силы, используемых в программах
с учетом параметров важнейших отраслевых,
межотраслевых, региональных и межрегиональных
программ. Направления регулирования
рынка труда. Факты конкретной экономической
действительности показывают, что в странах
с развитой рыночной экономикой практически
уже несколько десятилетий как стали создавать
и совершенствовать механизм для целенаправленного
регулирования профессиональной подготовки
и занятости населения. Это было обусловлено
ускорением НТП, глубокими структурными
изменениями в экономике, быстро меняющимися
требованиями к качеству трудовых ресурсов.
Стихийный рынок труда уже не обеспечивал
своевременного приспособления структуры
предложения рабочей силы к изменению
структуры спроса на нее. В результате
наблюдается рост безработицы при одновременной
острой нехватке кадров нужной квалификации.
Эти процессы показали объективную необходимость
тесной увязки политики занятости с социально-экономическими
преобразованиями в экономике и общей
направленностью развития человеческих
ресурсов. Кроме того, существует комплекс
мер косвенного регулирования рынка труда:
это налоговая, денежно-кредитная, амортизационная
политика государства. Меры косвенного
регулирования рынка рабочей силы одновременно
являются и мерами общеэкономического
регулирования. Они воздействуют на занятость
через общеэкономическую конъюнктуру
[7, стр. - 49]. В настоящее время идет активный
поиск моделей регулирования рынка труда.
Определение основных направлений, форм
и методов регулирования рынка труда сдерживается
неопределенностью конечных целей реформирования
экономики, отсутствием окончательной
стратегии экономического развития. Тем
не менее, уже сейчас становление и развитие
рынка труда предопределили пересмотр
трудового законодательства в вопросах
найма и увольнения, ликвидации нерентабельных
предприятий, а также разработку мер содействия
эффективному использованию рабочей силы
и защите от безработицы, усилению социальных
гарантий. Практика показывает, что нет,
и не может быть единой политики, проводимой
на рынке труда. Общероссийский рынок
труда выступает как совокупность региональных
и локальных рынков с их специфическими
проблемами, поэтому большое значение
имеет региональное регулирование процессов
распределения и использования рабочей
силы. Изучение этих процессов и отечественной
практики показывает, что рынок труда
не может развиваться без самостоятельности
региональных и местных органов управления
в решении вопросов эффективного использования
имеющихся кадров с учетом особенностей
региона или отрасли, оказания помощи
при трудоустройстве и переподготовке,
расширения определенных льгот и компенсации
сверх установленного минимума и др. Как
показывает опыт развитых стран, жесткая
централизация сковывает развитие разнообразных
и комплексных форм регулирования занятости,
мешает своевременному учету специфических
проблем отдельных отраслей и регионов.
Учитывая многообразие региональных рынков,
модель регулирования российского рынка
труда должна исходить из многовариантности
их форм и методов. Очевидно, что решение
проблем безработицы требует комплексного
подхода, сочетания макроэкономической
политики с мерами на уровне микроэкономики,
общегосударственных действий — с местными
инициативами. Центральные органы государственной
власти должны были бы выступить гарантом
обеспечения единого для всех регионов
страны минимума социальных гарантий,
права на профподготовку и переподготовку,
на получение социальных компенсаций
при высвобождении и вынужденной безработице.
Передавая функции местным органам, занимающимся
непосредственно трудоустройством и социальной
защитой безработных, государство должно
гарантировать соблюдение законов и нормативных
актов, регулирующих рынок труда. Особую
значимость приобретают такие проблемы,
как создание новых организационных структур
занятости и рынка труда, выбор средств
и методов регулирования занятости, соотношения
государственных и частных инициатив,
централизации и децентрализации в этой
области. Службы занятости. Как показывает
зарубежный опыт, одну из ключевых ролей
в регулировании рынка труда играют государственные
службы содействия найму. Основные функции
службы занятости состоят в следующем:
изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление
информации о ней, содействие в трудоустройстве,
профессиональная ориентация и переподготовка
безработных, выплата пособий по безработице,
а также регистрация безработных и вакантных
рабочих мест, тестирование лиц, желающих
получить работу. В большинстве стран
службы занятости являются государственными
организациями. Вместе с тем наряду с государственными
службами занятости функционирует большое
число частных посреднических фирм. Службы
занятости — основные организационные
структуры, осуществляющие на местах общегосударственную
политику занятости. Опыт развитых стран
свидетельствует о достаточно высокой
результативности работы этих служб по
снятию острых ситуаций на рынке труда.