Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 09:02, курсовая работа
Сфера труда – многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает рынок рабочей силы и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости.
Введение.
I. Рынок труда и его структура:
Сущность и специфика рынка труда. 3
Структура рынка труда. 3
Особенности рынка труда в России. 4
II. Причины и формы безработицы:
2.1. Сущность безработицы. 3
2.2. Причины и основные формы безработицы. 4
2.3. Социальные последствия безработицы в 5
России.
2.4. Прогноз уровня безработицы в России на 6
конец 2002 г.
III. Государственное регулирование занятости:
3.1. Государственная политика по регулированию
рынка труда.
3.2. Федеральная служба занятости России.
3.3. Биржи труда.
Заключение.
Библиографический список.
III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ
3.1. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ТРУДА
Политика
регулирования рынка как
Рис. 3.1. Направления государственной политики на рынке труда.
Меры государственной политики занятости дифференцируются по:
К методам воздействия на занятость можно отнести:
Типы государственного воздействия на занятость:
3.2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании рынка труда, которые в большей мере исходят из федеральной службы занятости населения. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда.
Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Основные принципы работы российской службы занятости населения соответствуют международной практике. В настоящее время в России функционируют более 2,5 тысяч центров занятости. В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств: Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и федеральной службы занятости – образовано Министерство труда и социального развития России (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Приоритетные направления служб занятости.
Основные показатели деятельности
органов службы занятости по Российской Федерации
за период январь 2008 года - январь 2009 года
№
пп |
Показатели |
Январь-январь | 2009
г.
в % 2008 г. | |
2009 г. |
2008г. | |||
1. | Численность граждан,
обратившихся за содействием в поиске
подходящей работы
(тыс. человек) |
602 |
370 |
162,7 |
2. | Численность
граждан, признанных безработными
(тыс. человек) |
352 |
185 |
190,3 |
3. | Численность граждан,
нашедших работу при содействии
органов службы занятости
(тыс. человек) |
130 |
164 |
79,3 |
4. | Численность граждан,
проходивших обучение по направлению
органов службы занятости
(тыс. человек) |
16 |
13 |
123,1 |
5. | Численность безработных
граждан, состоящих на учете в
органах службы занятости на начало
отчетного периода
(тыс. человек) |
1522 |
1553 |
98,0 |
6. | Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) | 1708 |
1552 |
110,1 |
7. | Потребность в
работниках, заявленная в органы службы
занятости на конец отчетного периода
(тыс. человек) |
836 |
1122 |
74,5 |
8. | Уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного периода (%) | 2,3 |
2,1 |
- |
9. | Коэффициент напряженности (соотношение численности незанятых к числу вакансий) на конец отчётного периода (человек) | 2,4 |
1,6 |
- |
10. | Численность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу (человек) | 904 |
- |
- |
Справочно (по данным Росстата)на конец января 2009 года: |
||||
1. | Численность
экономически активного населения
(млн. чел.) |
75,7 |
75,3 |
100,5 |
2. | Численность занятых
экономической деятельностью
(млн. чел.) |
69,6 |
70,3 |
98,9 |
3. | Общая численность
безработных граждан (МОТ)
(млн. чел.) |
6,1 |
5,0 |
123,1 |
4. | Уровень общей
безработицы
(%) |
8,1 |
6,6 |
- |
3.3. БИРЖИ ТРУДА
Услуги, связанные
с содействием занятости
Развитие рыночных отношений способствует созданию негосударственных структур занятости частного характера. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, учреждения при учебных заведениях и т.п. Находят применения и биржи труда. Практика показывает, что они в полной мере могут стать действенным регулятором рынка труда. Биржи труда аккумулируют информацию о рынке труда, его состоянии и перспективах. Как рыночная структура, биржа труда выполняет многообразные функции.
ФУНКЦИИ БИРЖИ ТРУДА
Существуют и другие формы коммерческих структур в области организации занятости населения на негосударственном уровне. На конец 2000 г. в России насчитывалось около 150 негосударственных структур занятости и подбора персонала, которые располагались в различных городах России, но большая их часть сосредоточена в Москве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России происходит из-за развития рыночных отношений и рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике.
В каждой стране складывается
естественный уровень
Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости.
Забота
государства о достижении в стране
наиболее полной и эффективной занятости
как важной социальной гарантии для
экономически активного населения
является важнейшим аспектом государственного
регулирования рынка труда, механизм
которого будет постоянно
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Занятость
и безработица
в Российской Федерации
в I квартале 2009 года
(по итогам обследований
населения по проблемам
занятости)
Росстат подвел итоги очередного квартального обследования населения по проблемам занятости (по итогам опроса населения по состоянию на третью неделю февраля).
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2009г. составила 74,8 млн.человек, или 53% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 67,7 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
В феврале 2009г. численность экономически активного населения была ниже, чем в ноябре 2008г., на 1,1 млн.человек, или на 1,5%. Это сокращение полностью определяется уменьшением численности занятого населения.
Численность безработных, в соответствии с методологией МОТ, в феврале 2009г. была на 1,8 млн.человек, или на треть выше, чем в ноябре 2008г. и феврале 2008 года.
Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в феврале 2009г. составил 9,5% и был на 2,5-2,4 процентного пункта выше, чем в ноябре 2008г. и феврале 2008 года.
Численность безработных и уровень безработицы в феврале 2009г. были в среднем на треть ниже, чем в феврале 1999г., когда было отмечено их максимальное значение.
Численность занятого населения в феврале 2009г. снизилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 2,9 млн.человек, или на 4,2%, по сравнению с февралем 2008г. - на 1,8 млн.человек, или на 2,6%.
Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в феврале 2009г. составил 60,5% против 63,1% в ноябре 2008г. и 62,1% в феврале 2008 года.
Экономическая активность населения
|