Рынок труда и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 09:02, курсовая работа

Описание

Сфера труда – многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает рынок рабочей силы и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости.

Содержание

Введение.



I. Рынок труда и его структура:

Сущность и специфика рынка труда. 3
Структура рынка труда. 3
Особенности рынка труда в России. 4


II. Причины и формы безработицы:

2.1. Сущность безработицы. 3

2.2. Причины и основные формы безработицы. 4

2.3. Социальные последствия безработицы в 5

России.

2.4. Прогноз уровня безработицы в России на 6

конец 2002 г.



III. Государственное регулирование занятости:

3.1. Государственная политика по регулированию

рынка труда.

3.2. Федеральная служба занятости России.

3.3. Биржи труда.



Заключение.



Библиографический список.

Работа состоит из  1 файл

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВ.doc

— 340.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ

 

3.1. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОЛИТИКИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ  РЫНКА ТРУДА

 

    Политика  регулирования рынка как составная  часть экономической политики предусматривает  достижения трех основных целей:

  1. стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников;
  2. наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;
  3. предоставление работы каждому, кто ее ищет.
 

    

 

    

 

    

 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 3.1. Направления государственной  политики на рынке  труда.

 

    Меры государственной политики занятости дифференцируются по:

  • объекту воздействия (общие и специализированные меры);
  • источникам финансирования.

    К методам воздействия на занятость можно отнести:

  • прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
  • косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.

    Типы государственного воздействия на занятость:

  • пассивный: социальная помощь незанятому населению;
  • активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных  групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА  ЗАНЯТОСТИ РОССИИ

 

    В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании рынка труда, которые в большей мере исходят из федеральной службы занятости населения. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда.

    Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Основные принципы работы российской службы занятости населения соответствуют международной практике. В настоящее время в России функционируют более 2,5 тысяч центров занятости. В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств: Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и федеральной службы занятости – образовано Министерство труда и социального развития России (рис. 3.2).

 

    

 

    

 

    

 
 

    

 

 

 

 

 

 

 

 
 

    Рис. 3.2. Приоритетные направления служб занятости.

 
 
 
 
 
 
 

Основные  показатели деятельности

органов службы  занятости по Российской Федерации

за  период январь 2008 года - январь 2009 года

 

пп

 
Показатели
Январь-январь 2009 г.

  в % 2008 г.

 
2009 г.
 
2008г.
1. Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы

(тыс.  человек)

 
602
 
370
 
162,7
2. Численность  граждан, признанных безработными

(тыс.  человек)

 
352
 
185
 
190,3
3. Численность граждан, нашедших работу  при содействии органов службы занятости

(тыс.  человек)

 
130
 
164
 
79,3
4. Численность граждан, проходивших обучение по направлению органов службы занятости 

(тыс.  человек)

 
16
 
13
 
123,1
5. Численность безработных  граждан, состоящих на учете в  органах службы занятости на начало отчетного периода

(тыс.  человек)

 
1522
 
1553
 
98,0
6. Численность безработных  граждан, состоящих на учете в  органах службы занятости на конец отчетного периода   (тыс. человек)  
1708
 
1552
 
110,1
7. Потребность в  работниках, заявленная в органы службы занятости на конец отчетного периода

(тыс.  человек)

 
836
 
1122
 
74,5
8. Уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного периода      (%)  
2,3
 
2,1
 
-
9. Коэффициент напряженности (соотношение численности   незанятых к числу вакансий) на конец отчётного периода        (человек)  
2,4
 
1,6
 
-
10. Численность граждан, проходящих альтернативную гражданскую  службу        (человек)  
904
 
-
 
-
   

      Справочно (по данным Росстата)

на конец  января 2009 года:

     
1. Численность  экономически активного населения

(млн.  чел.)

 
75,7
 
75,3
 
100,5
2. Численность занятых  экономической деятельностью

(млн.  чел.)

 
69,6
 
70,3
 
98,9
3. Общая численность  безработных граждан (МОТ)

(млн.  чел.)

 
6,1
 
5,0
 
123,1
4. Уровень общей  безработицы

(%)

 
8,1
 
6,6
 
-
 
 
 
 

3.3. БИРЖИ ТРУДА

 

Услуги, связанные  с содействием занятости населения, предоставляются органами службы занятости  бесплатно.

Развитие рыночных отношений способствует созданию негосударственных  структур занятости частного характера. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, учреждения при учебных заведениях и т.п. Находят применения и биржи труда. Практика показывает, что они в полной мере могут стать действенным регулятором рынка труда. Биржи труда аккумулируют информацию о рынке труда, его состоянии и перспективах. Как рыночная структура, биржа труда выполняет многообразные функции.

ФУНКЦИИ БИРЖИ ТРУДА

  1. Сбор и анализ информации о рынке труда, его состоянии и перспективах
  2. Профориентация, переподготовка и трудоустройство населения
  3. Содействие территориальной и профессиональной мобильности
  4. Участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решение проблем международного сотрудничества по вопросам занятости
  5. Контроль за соблюдением трудового законодательства
  6. Постановка на учет безработных и оказание им помощи, социальная защита населения и содействие местным органам власти в организации общественных работ
 
 

    Существуют и другие формы  коммерческих структур в области организации занятости населения на негосударственном уровне. На конец 2000 г. в России насчитывалось около 150 негосударственных структур занятости и подбора персонала, которые располагались в различных городах России, но большая их часть сосредоточена в Москве.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России происходит  из-за развития рыночных отношений и рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике.

       В каждой стране складывается  естественный уровень безработицы,  обусловленный ее географическими  размерами, системой коммуникаций, темпами развития экономики. Международный  опыт показывает, что безработица  до 7% от экономически активного населения не только неизбежна, но и вполне допустима, поскольку совместима с поддержанием нормальной социально-экономической  жизни в стране.  Уровень безработицы в нашей стране значительно ниже, чем в других развитых странах вследствие высокой социальной напряженности в обществе и низкой материальной обеспеченности россиян.

     Главными  стратегическими целями регулирования  занятости должны быть повышение  экономической и социальной эффективности  за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости.

     Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости  как важной социальной гарантии для  экономически активного населения  является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 
  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. "Экономика  и социология труда": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 1999. (с. 31-36, 79-82)
  2. под редакцией профессора Николаевой И.П. "Экономическая теория": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: Финстатинформ, 1997. (с. 335-355)
  3. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. "Экономика труда (Экономическая теория труда)": учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2000. (с. 9-11, 61-65)
  4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. "Экономика". Москва: Дело, 1999. (с. 598-605)
  5. "Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2002 г. III" Москва, 2002. (с. 206)
  6. "Вопросы экономики" №9, 2001: Г. Монусова "Незанятость в России: вынужденная или добровольная?" (с. 113-129)
  7. "Экономика и жизнь" сентябрь 2002г. №38. (с. 3)
  8. www.gazeta.ru
  9. www.lenta.ru
  10. www.gks.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Занятость и безработица  в Российской Федерации 
в I квартале 2009 года 
(по итогам обследований населения по проблемам занятости)

Росстат подвел итоги очередного квартального обследования населения по проблемам занятости (по итогам опроса населения по состоянию на третью неделю февраля).

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2009г. составила 74,8 млн.человек, или 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного  населения 67,7 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

 

В феврале 2009г. численность  экономически активного населения  была ниже, чем в ноябре 2008г., на 1,1 млн.человек, или на 1,5%. Это сокращение полностью определяется уменьшением численности занятого населения.

Численность безработных, в соответствии с методологией МОТ, в феврале 2009г. была на 1,8 млн.человек, или на треть выше, чем в ноябре 2008г. и феврале 2008 года.

Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в феврале 2009г. составил 9,5% и был на 2,5-2,4 процентного пункта выше, чем в ноябре 2008г. и феврале 2008 года.

Численность безработных и уровень  безработицы в феврале 2009г. были в среднем на треть ниже, чем  в феврале 1999г., когда было отмечено их максимальное значение.

 

Численность занятого населения в феврале 2009г. снизилась  по сравнению с ноябрем 2008г. на 2,9 млн.человек, или на 4,2%, по сравнению  с февралем 2008г. - на 1,8 млн.человек, или  на 2,6%.

Уровень занятости  населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в феврале 2009г. составил 60,5% против 63,1% в ноябре 2008г. и 62,1% в феврале 2008 года.

Экономическая активность населения

  2008г. 
в среднем
1)
По квартальным обследованиям 
(без корректировки 
сезонных колебаний)
Февраль 2009г. 
прирост, снижение (-) по сравнению с
февраль 2008г. ноябрь 
2008г.
февраль 2009г. февралем 
2008г.
ноябрем 
2008г.
Тыс.человек            
Экономически  активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) 75757 74799 75892 74771 -28 -1121
занятые 70965 69491 70603 67664 -1827 -2939
безработные 4792 5308 5289 7107 1799 1818
В процентах            
Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет) 67,7 66,8 67,8 66,8 0 -1,0
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет) 63,4 62,1 63,1 60,5 -1,6 -2,6
Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения) 6,3 7,1 7,0 9,5 2,4 2,5

Информация о работе Рынок труда и безработица