Рынок труда и механизм его функцианирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:29, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – показать структуру рынка труда, его особенности, механизм его функционирования. Структура работы позволяет разобрать в первой главе теоретические вопросы, касающиеся понятия рынка труда, его структуры и особенностей, а во второй главе показать механизм функционирования рынка труда и специфику его в современной России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3

ГЛАВА I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА
4

1. Основные характеристики рынка труда
4

2. Особенности рынка труда
9

ГЛАВА II ФУНКЦИАНИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
15

1. Механизм функционирования рынка труда
15

2. Современное состояние рынка труда в России
21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
30

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Рынок труда и механизм его функционирования.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

    Как уже отмечалось,  на рынке труда  продают труд. Работник оказывается  производителем труда. Но не любой человек  является трудоспособным. На рынке  труда существует несколько групп  трудоспособных людей:

  1. Те, кто не имеет работы, но хочет работать и ищет работу (здесь могут быть безработные, имеющие соответствующий статус; лица, впервые вступающие в трудовую деятельность; лица, ищущие занятие после перерыва в работе).
  2. Те, кто хоть и имеют работу, но неудовлетворен ею и подыскивает другое место основной или дополнительной работы.
  3. Занятые, но явно рискующие потерять работу  и поэтому ищущие другое место работы.

    Указанные категории людей определяют предложение  труда на рынке труда.

    Основой трудового потенциала страны является ее экономически активное население, состоящее из занятых и безработных .

    Рынок труда опосредует отнюдь не все процессы распределения и перераспределения  рабочей силы. Через него движется только та рабочая сила, которая  выступает товаром, то есть наемная рабочая сила. Часть ее находит рабочие места, становится занятым населением и покидает рынок, перемещаясь в сферу производства (сферу труда). Другая часть продавцов рабочей силы остается на рынке труда, дожидаясь нанимателя.

    Что же касается тех носителей рабочей силы, которые являются в то же время собственниками рабочих мест (работодатели, самозанятые, члены кооперативов и иные коллективные собственники), то в этих случаях для соединения факторов производства купля-продажа рабочей силы не нужна. Это соединение осуществляется непосредственно а процессе распределения рабочей силы минуя рынок труда.

    Реформирование  экономики на рыночных началах способствовало тому, что работа по найму оказалась  основной формой занятости. Через рынок  трудоустраиваются 86,9% рабочей силы. Не по найму работают 13,1% занятых, являющихся индивидуальными и совместными собственниками средств производства. Наиболее многочисленная группа из них – члены кооперативов и других коллективных предприятий и организаций (около 7 млн. человек).1

    Рынок рабочих мест как составная часть  рынка труда, характеризующий потребность  в труде или спрос на него, складывается из числа вакансий как на действующих, так и на вновь вводимых в действие предприятиях и организациях и количества рабочих мест, занятых работниками, не удовлетворяющими работодателя и потому ищущему им замену.

    В зависимости от соотношения между  спросом и предложением труда  конъюктура рынка труда может  быть трех типов:

  1. Трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток  предложения труда.
  2. Трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток труда.
  3. Равновесной, когда спрос на труд соответствует его предложению.

    Каждый  из типов рыночной конъюнктуры может  относится к тому или иному  региону или сфере приложения труда, образуя в совокупности общий рынок труда в стране.

    Рынок труда – явление многообразное, имеющие различные аспекты. Различают  модели или типы рынков труда, его  виды и разновидности, а также  сегменты. Важно понять, что под  этим подразумевается. Имеются общие для любых рыночных условий характеристики рынков труда, но каждый региональный или национальный рынок труда имеет и свои особенности.

    Среди типов выделяют внешний, или профессиональный, рынок труда и внутренний –  внутрифирменный рынок. Среди разновидностей выделяются открытый и скрытый рынок труда. Каждый из рынков подразделяются на части, называемые сегментами.

    Внешний – профессиональный рынок труда  характеризует отношения между  продавцами и покупателями труда  в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Для этого необходимо, чтобы у предлагающих услуги труда было наличие профессий и специальностей, в которых нуждаются многие предприятия. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, то есть предполагает возможность свободного перехода с одного места работы на другое.

    Внутренний  рынок труда образуется в связи  с перемещением работников с одной должности на другую  пределах одного предприятия. Это перемещение может происходить по горизонтали – переводом на другое рабочее место и по вертикали – переходом с повышением в должности или ростом квалификации. Внутренний рынок ориентирован на работников, специализированных для работы в условиях конкретного предприятия с учетом его особенностей. Предприятие, если нет против этого каких-то конкретных причин, заинтересовано в сохранении людей, знающих специфику его производства. Поэтому развитие внутреннего рынка работает на снижение текучести кадров.

    Открытый  рынок труда охватывает все трудоспособное население, представленное на рынке  труда. Этот контингент, в свою очередь, делится на:

  1. Организованную, или официальную, часть открытого рынка, которая замыкается на государственную службу занятости населения и включает в себя также выпускников официальной или государственной службы профессионального образования.
  2. Неофициальную часть – тех граждан, которые занимаются своим трудоустройством путем прямых контактов с предприятиями или негосударственными структурами трудоустройства и профессионального образования.

    Скрытый рынок труда слагается из работников, занятых на предприятиях и в организациях, но имеющих большую вероятность  потерять занятость и оказаться  без работы. К этой разновидность рынка труда могут быть отнесены и работники, формально числящиеся на предприятиях, но не работающие и не получающие заработную плату. Такое положение сегодня наблюдается в российской экономике в большом масштабе. Оно вызвано ликвидацией прежней системы экономических отношений и производственных взаимосвязей, потерей традиционных поставщиков или потребителей и недостаточностью предпринимаемых усилий по переориентации производства, его конверсии, выводу предприятий из кризисного состояния.

    Рынок труда представляет собой сложную  систему отношений, которая подразделяется на части – подсистемы в виде конкретных целевых рынков, называемых сегментами.

    Сегментация рынка труда – это процесс  разделения работодателей и продавцов  труда на группы по объединяющим их признакам. Сегментарный рынок труда – это рынок с четко обозначенными частями – сегментами, на которых сосредотачиваются определенные категории конкурирующих между собой работников. Такие сегменты образуются, например, на рынках женского труда, труда инвалидов, пожилых трудящихся и др.

    Сегментирование рынка труда имеет большое  значение для: анализа рынка; изучения его структуры и емкости; выявления  контингента, образующего предложение  труда и спрос на него; определения  перспектив рынка труда. Подобное изучение составляет содержание маркетинга рынка труда.2

    Сегментирование производится по разным категориям и  в зависимости от различных признаков. Ими могут быть: географическое положение, демографические характеристики, социально-экономические показатели, психографические показатели, поведенческие характеристики.

    Особое  значение имеет выделение сегментов, в которых сосредоточены мало конкурентоспособные группы лиц, нуждающихся  в работе: молодежь, вступающая в  трудоспособный возраст; пожилые работники; инвалиды 3-й группы; женщины с детьми, то есть все те, кто особо нуждается в социальной поддержке со стороны государства.

    Таким образом, рынок труда, подчиняясь в  целом законам спроса и предложения, по многим принципам своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы – заработной плате. 

ГЛАВА II ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

1. Механизм функционирования рынка  труда.

 

    Важнейшим компонентом рынка труда является механизм его функционирования.

    Механизм  рынка труда представляет собой  взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособностью населения, желающего работать по найму на основе информации, полученной в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Он имеет свою структуру. Она включает следующие элементы: спрос на труд, предложение труда, цена труда, конкуренция.

    На  рынке труда под спросом понимают потребность в работниках для  производства товаров и услуг  в соответствии со спросом в экономике. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд  возрастает. Эту зависимость отражает кривая спроса на труд (приложение 1). Точки на оси абсцисс (Т) – величины требующегося труда, а на оси ординат – величины реальной заработной платы (3П/Ц). Точка с координатами (Т1; ЗП/Ц1) является примером того, что низкой заработной плате ЗП/Ц1 соответствует большой спрос на труд Т1, и наоборот (точка с координатами (Т2; ЗП/Ц2)). Спрос на труд определяется размерами заработной платы; характером профессии (высок спрос на носителей так называемых современных профессий); уровнем квалификации, опытом работы по специальности; характеристиками рабочего места, в особенности условиями труда, его интенсивностью; конкурентоспособностью новой техники, ее способностью заменить живой труд; сложившейся экономической конъюнктурой и общими перспективами хозяйственного роста предприятия, отрасли, народного хозяйства в целом, включая структурные сдвиги; государственной поддержкой предпринимательства.

    Под предложением рабочей силы понимают занятых наемных работников, а  также ту часть трудоспособного  населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и времени. Предложение труда также зависит от величины заработной платы, но уже в прямой пропорции. Кривая предложения труда показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении уменьшается (приложение 2). Предложение труда определяется прежде всего демографическими факторами (уровнем рождаемости и вообще темпами прироста населения, долей трудоспособного населения и показателями его прироста, его половозрастной структурой). Также предложение труда определяется степенью экономической активности различных демографических групп трудоспособного населения; уровнем заработной платы (при низких ставках возникает «добровольная безработица»); культурным уровнем населения, а также догматами религии (например, в мусульманских странах невысоко предложение женской рабочей силы); силой организованного рабочего движения (так, завоевания в области социальных гарантий стимулирует желание людей заниматься трудом); числом потенциально незанятых людей; государственной поддержкой занятости.

    Труд  работника имеет свою цену, которая  выражается заработной платой. На стоимость  труда влияют некоторые факторы. К факторам, которые обуславливают  понижение стоимости труда, относится  рост производительности общественного  труда, так как с ним связано снижение стоимости средств сосуществования. В данном направлении действует и вовлечение в процесс производства женщин и детей, поскольку содержание семьи осуществляется в этом случае доходами, получаемыми не только  главой семьи, но и ее членами.

    К факторам, вызывающих повышение стоимости  труда, следует отнести прежде всего  рост квалификации наемных работников, расширение потребностей в новых  товарах и услугах их семей. Это  напрямую связано с повышением требований к общеобразовательной и специальной подготовке работников, которые предъявляются к ней со стороны всех видов хозяйственной деятельности как следствие реализации достижений науки, техники, культуры. В результате возникают новые материальные и духовные запросы, постоянно вносящие коррективы в объемы и структуру потребностей населения.

    В сторону повышения стоимости  труда действует и рост интенсивности  труда, который вызывает возрастание  затрат энергии человеком и требует  дополнительных расходов на поддержание  здоровья. Речь идет не столько о физическом, сколько о нервном, психическом истощении. Поэтому порой видимая «легкость» работы сопряжена с колоссальными нервно-психическими нагрузками, моральной ответственностью работника, которые требуют не только большей материальной компенсации, но и компенсации свободным временем, рекреацией организма.

Информация о работе Рынок труда и механизм его функцианирования