Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:19, курсовая работа
Один из парадоксов прошлого заключается в том, что, декларируя рациональное использование трудовых ресурсов, социалистическое общество на самом деле порождало ситуации, в которых эти ресурсы использовались самым нерациональным образом. Одна из причин- то обстоятельство, что труд в общественном хозяйстве превратился во что-то безликое, рядовое, мало, что сулящее основной массе обычных людей с обычными нормальными способностями, встал в один ряд с другими производственными ресурсами.
Введение………………………………………………………………...
1.Понятие рынка труда. Характеристики развитости
рынка труда……………………………………………………………..
2. Механизм функционирования рынка труда………………………..
2.1. Спрос на труд. Предложение труда. Равновесие на рынке труда……………………………………………………………………..
2.2. Регулирование рынка труда……………………………………….
2.3. Рынок труда, занятость и безработица…………………………...
2.4. Государственная служба занятости……………………………….
3. На пути к свободному рынку труда в Российской Федерации (политика и проблемы)…………………………………………………
4. Заключение: переход к новой политике занятости...................................................................................................
Список литературы…………………………………
Московский Психолого-Социальный Институт
Факультет
Менеджмента
Курсовая работа
По экономической теории
На тему:
Рынок труда и проблема безработицы
Выполнил:
Студент II курса
Группа 27Мм/2-31
Шамин Р.А.
Проверил:
2008г.
План: Введение………………………………………………………… 1.Понятие рынка труда. Характеристики развитости рынка труда…………………………………………………………….. 2. Механизм функционирования рынка труда……………………….. 2.1.
Спрос на труд. Предложение труда. Равновесие
на рынке труда………………………………………………………………… 2.2. Регулирование рынка труда………………………………………. 2.3. Рынок труда, занятость и безработица…………………………... 2.4. Государственная служба занятости………………………………. 3. На пути к свободному рынку труда в Российской Федерации (политика и проблемы)………………………………………………… 4.
Заключение: переход к новой политике
занятости..................... Список литературы………………………………… |
3 5 9 9 16 15 20 24
25 29 |
Введение.
Один
из парадоксов прошлого заключается
в том, что, декларируя рациональное
использование трудовых ресурсов, социалистическое
общество на самом деле порождало
ситуации, в которых эти ресурсы
использовались самым нерациональным
образом. Одна из причин- то обстоятельство,
что труд в общественном хозяйстве
превратился во что-то безликое, рядовое,
мало, что сулящее основной массе
обычных людей с обычными нормальными
способностями, встал в один ряд
с другими производственными
ресурсами. Изъяв из обихода такие
понятия, как “купля- продажа рабочей
силы”, “стоимость рабочей силы”
как неприемлемые к социалистическому
строю, вместе с тем было утеряно
представление и о ценности труда
(способности к труду), который
стал восприниматься почти как бесплатный
дар природы. Если же и шла речь
о том, что он не совсем бесплатный,
то имелись ввиду, главным образом,
затраты государства на нужды
подрастающего поколения, на подготовку
кадров и т.п. Между тем эти
расходы государства лишь видимая
и, возможно, не самая большая часть
айсберга. Другая его часть внебюджетные
затраты общества, его отдельных
коллективов, семьи, самого индивидуума
(материальные затраты, дополнительные
затраты рабочего времени, нервной
и умственной энергии людей, участвующих
в воспитании будущего работника) на
все то, что потом аккумулируется
в ценности человеческой личности как
работника. Естественно, что, затратив
эти усилия и средства общество,
семья, индивидуум вправе требовать, чтобы
эти усилия были, во-первых, правильно
и полностью использованы и, во-вторых,
справедливо вознаграждены. Такая
постановка вопроса полностью
Нарушение норм
соотношений в общественной оценке
различных видов не только вело к
нерациональному использованию
уже подготовленных кадров, но и
во многом де стимулировало дальнейшее
развитие трудового потенциала. Особенно
деструктивным это
К настоящему времени,
как представляется, общество созрело
до понимания того, что существующий
неэластичный и игнорирующий личность
механизм управления трудом должен быть
заменен другим, более гибким и
тонким, чутко улавливающим появление
негативных явлений в области
труда и дающим возможности быстрого
реагирования на них. Таким механизмом
является рынок труда.
1.Понятие рынка труда. Характеристики развитости
рынка труда.
Рынок - это не географическое место, а процесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке товаров на основе определения их цен и количества товара (спроса и предложения). Он представляет собой инструмент стихийного распределения экономических ресурсов - рабочей силы и средств производства между различными сферами их применения, осуществляемого в соответствии с волей потребителя.
Общественное
воспроизводство в условиях рыночных
отношений обслуживается
К определению, что такое рынок труда, возможны два подхода. Первый, получающий в настоящее время все более широкое распространение, ограничивает его трудоспособными лицами, в тот или иной момент свободными от занятости, от работы - безработными, ищущими другое место работы, впервые вступающими в трудовую деятельность или ищущими занятости после перерыва в работе. Такой подход правомерен как инструмент оперативного решения проблем занятости (кто в настоящее время занят, тот занят и в настоящий момент проблемы с занятостью не создает).
В то же время
этот подход сужает проблему занятости,
выводит из рынка труда другие,
кроме поиска рабочего места, ее аспекты,
такие, как стабильность рабочего места,
достижение максимального соответствия
работы и работника, вопросы вознаграждения
труда, его прямого участия не
только в создании, но и в распределении
национального дохода и другие. Не
учитывается, что рабочая сила, занятая
в настоящий момент, не может считаться
потребленной раз и навсегда и
вышедшей с рынка. В процессе производства
непрерывно меняются условия самой
занятости, возникают вопросы
Суть этого
общественного отношения в том,
что способность к труду (то есть
совокупность определенных характеристик
работника) осознается, как ценность,
которая может быть эквивалентно
обменена на другие, материальные и
духовные ценности. При этом ценность
труда субъективно определяется
личностными характеристиками работника
( уровнем общей и
Для рынка труда
как устойчивого социального
института - результат длительного
исторического процесса, в основе
которого лежат непрерывный
Уточняя рикардовское определение стоимости рабочей силы (“стоимость рабочей силы определяется стоимостью привычно необходимых средств среднего рабочего”), К. Маркс вводит в него ряд дополнительных факторов: “ Еще два фактора входят в определение стоимости рабочей силы. С одной стороны издержки на ее развитие, меняющиеся с изменением способа производства, с другой стороны, - естественные различия между трудом мужским и женским, трудом взрослых рабочих и подростков”. “Введение и анализ рынка труда, издержек на развитие рабочих сил особенно важен в свете сегодняшних проблем рынка труда. Наряду с экономическими факторами определяющими “цену рабочей силы”, К. Маркс упоминает и политический фактор- “давление капитала, с одной стороны, сопротивление рабочих с другой”3
В современный период категория рынка труда привлекает к себе большое и все растущее внимание. Под влиянием научно- технического прогресса меняются содержание и характер труда, усиливается многообразие требований к работнику, следовательно, включаются самые разнообразные факторы- социальные, демографические и т.д. В числе проблем рынка труда, - массовая безработица трудящихся в развитых рыночных экономиках.
Суммируя опыт развитых стран, выделяются следующие характеристики развитости рынка труда:
1.Институциональное,
закрепленное соответствующими
экономическими и правовыми
Это означает, что
каждый из них может ставить свои
требования как условие данного
отношения, с обеих сторон отношение
ограничивается лишь экономическими условиями;
исключающими всякие формы личной зависимости.
Условием равенства работника и
работодателя является четкое определение
того. что именно поступает в распоряжение
работодателя- весь трудовой потенциал
индивидуума (все физиологически возможное
потенциальное рабочее время, способности,
опыт, знания работника) или часть
этого потенциала, выраженная в определенных
часах работы; или определенные,
оговоренные условиями
В случае если отношение предусматривает лишь результаты и срок выполнения работы, работник полностью свободен в распоряжении своим рабочим временем, графиком работы, режимом труда. Он может вступить сразу в несколько сделок по поводу его труда, получать любое вознаграждение и т.п. Эта форма отношений - наиболее благоприятная и эффективная с точки зрения обеих сторон.
Во втором случае работодатель получает право на определенное, оговоренное соглашениями рабочее время работника представляется менее свободным для работника, так как ограничивает его возможности диверсифицировать виды деятельности в это время, вступать в сделки с другими нанимателями и прочее. Ввиду того, что большая часть выполняемых в производстве функций связана с “жесткими“ рабочими местами (оборудованием, производственными площадями и т.д.) это наиболее распространенный случай, а самоограничение принимается как естественное.
Случай, когда
работодатель приобретает “право”
распоряжаться всем трудовым потенциалом
работника, является наиболее жестким
для работника, лишающим его маневра
в приложении своего труда (например,
запрет на совместительство), в планировании
своего внепроизводственного времени
(вынужденная работа сверх положенного
времени, работа в выходные дни и
так далее) Хоть и редко но подобные
взаимоотношения работника и
работодателя в той или иной мере
наблюдаются во всех странах. В США
это- эксплуатация мигрантов из Мексики
и других стран Центральной Америки,
особенно незаконных мигрантов, которые
не защищены законом: это и неограниченный
никакими рамками рабочий день и
любые предлагаемые работодателем
условия труда, в том числе
самые тяжелые, и невозможножность
для работника определять уровень
вознаграждения и многое другое. Определенные
элементы отношения, в котором работодатель
распоряжается фактически всем потенциалом
работника наблюдались, и в нашей
экономике. Вплоть до начала 60-х годов
наиболее явственно это проявлялось
в сельском хозяйстве с его
фактически неограниченным рабочим
днем, правом администрации произвольно
определять часы работы, регулировать
оплату труда и пр. Случаи подобного
рода известны и в промышленности
(например, практика всеобщих авралов).
Работодатель при этом как бы получает
право на большее количество труда
чем-то, которое предусмотрено
Отклонениями от показателя развитого рынка труда являются и существовавшие до недавнего времени жесткие ограничения на совместительство, что искусственно занижало потенциал общественного производства. Из трех перечисленных случаев наиболее отвечают представлениям о развитом рынке труда первые два. Третий не полностью соответствует современным отношениям в области труда. Он наиболее устойчиво удерживается в наиболее отсталых формах хозяйства.
2. Общественное
признание уникальной ценности
человеческого труда, также
Оно означает, например, недопущение практики использования работника не по специальности, на работах ниже его уровня профессиональной подготовки и производственного опыта, а также на работах ограничивающих его профессиональный рост.
Не соблюдение этого условия, а именно это было следствием всеобщей усредненности труда, сводит на нет понятие рынок труда, поскольку теряется мера ценности труда, различности квалификаций, производственного опыта, профессиональной редкости. Одно из самых наиболее заметных нарушений этого условия - массовое отвлечение работников от основной работы для участия в сезонных сельскохозяйственных работах на овощных базах, стройках и т.д. Самое удивительное в этом то, что общество не ощущало заметных экономических потерь от подмены функций работника.
В обществе с развитым рынком труда никому не придет в голову, например, послать квалифицированного работника в рабочее время подметать улицы вместо того, чтобы делать сложные приборы. Даже если предположить, что работник согласится на это, общество само не сможет позволить себе такую роскошь, это становится возможным лишь в обществе с неразвитым или недостаточно развитым рынком труда.
3. Переориентация
в деятельности государства с
функции работодателя на
4. Создание наряду
с государственным