Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявления проблем рыночной экономики России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные факторы функционирования рыночной экономики;
провести сравнительный анализ различных моделей рыночной экономики на примере США, Европы, Японии;
Введение 3
1 Рыночная экономика: Принципы ее функционирования 5
1.1 Основные факторы функционирования рыночной экономики 5
1.2 Сравнительный анализ разных моделей рыночной экономики на примере США, Европы, Японии 7
1 Особенности формирования Российской модели рыночной
экономики 16
2.1 Корпорации как главный фактор современного экономического
Развития 16
2.2 Сравнение интересов финансово – промышленных групп
и чиновников 19
2.3 Перспективы развития российской экономики 21
Заключение 25
Список используемой литературы 28
В число 20 самых рентабельных компаний России (отношение прибыли после налогообложения к объему реализации) в 2009 г. входили: пивоваренная компания “Балтика” (рентабельность 37,5%); “Сильвинит” (37,3%); Березниковский титано-магниевый комбинат (33,9%); “Невинномысский азот” (31,6%). В списке крупнейших по уровню капитализации (сумма рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций) приоритетные позиции последовательно занимают: нефтяная компания “ЛУКойл” (1-е место); ОАО “Сургугнефтегаз” (2); ОАО “Газпром” (3); РАО “ЕЭС России” (4); нефтяная компания “Сибнефть” (5). [17]
Образование крупных российских корпораций, включая компании транснационального характера, например, "ЛУКОЙЛ", несомненно, является определяющим фактором подъема национальной экономики и обеспечения ее конкурентоспособности.
Из российских корпораций на современном этапе экономического развития обращает на себя внимание деятельность крупнейшей в мире газовой компании - акционерного общества "Газпром", которая обеспечивает почти весь объем поставок природного газа внутри государства и на экспорт.
Реальные перспективы у "Газпрома" имеются при поставках российского газа и в другие регионы мира. В частности, планируется реализация проектов, связанных с поставками газа в Израиль, Турцию, Китай, Монголию, Республику Корея, Японию и Иран. Такая география деятельности концерна позволяет" Газпрому" отрывать и создавать за рубежом банковские структуры и совместные предприятия, которые будут являться частью структуры ТНК. Лишь незначительные примеры показывают, что российская компания «Газпром» по объемам запасов, поставкам газа и широкому разнообразию своей деятельности не уступает ведущим мировым нефтегазовым компаниям и может быть твердо отнесена к категории ТНК.
Роль
и увеличение масштабов деятельности
ТНК в системе
В Российской Федерации при развитии секторов российской экономики требуется создание механизмов и методов повышения эффективности деятельности компаний и корпораций, которые не только могут оказывать благоприятное влияние на развитие внутреннего потенциала государства, но и реально вливаться в систему международного разделения труда, при этом отстаивая защиту наших народнохозяйственных интересов. Роль крупного корпоративного бизнеса при решении таких актуальных и насущных проблем будет постоянно возрастать, особенно при вступлении нашей страны в члены ВТО.
В
последние годы в Российской Федерации
вопрос корпорационной деятельности приобретает
все большую актуальность, поскольку для
эффективного развития национальной экономики
требуется изыскивать прогрессивные формы
и методы деятельности межотраслевых
объединений, необходимых для развития
многосекторальной российской экономики.
Данный вопрос приковывает к себе все
более пристальное внимание на государственном
уровне. Так, Председатель правительства
Российской Федерации В.В. Путин считает,
что «наиболее перспективным путем развития
восточных регионов страны должно стать
создание крупных корпораций, которые
включали бы в себя весь цикл - от заготовки
сырья до готовой продукции. Отсюда вытекает
очевидный вывод, что забота о превращении
ведущих отечественных корпораций в транснациональные
стала осознанной целью внешней политики
государств, стремящихся к усилению своего
влияния в международном масштабе. С учетом
этого обстоятельства разработанная,
государственная стратегия развития экономики
России и концепция основы правления деятельностью
корпораций позволяют не только достичь
мирового уровня развития организации
производства, но и вывести российскую
экономику на уровень мировой конкурентоспособности.
2.2
Сравнение интересов финансово
– промышленных групп и
чиновников
Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, отстаивая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне её, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависит и социальный климат в стране, и устойчивость финансовых системы, и прозрачность фондового рынка , и оптимизация открытости национальной экономики в мировом хозяйстве, и расширение значимости общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - и создание правового поля на предпринимательской арене в связи с развитием интеллектуальной собственности в условиях бурной экспансии новых средств информации и коммуникации, и очень многое другое. Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль сохранения самой рыночной системы путём выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достигнул, по своей природе не может проигнорировать свои собственные интересы и взвалить на себя интересы всего общества.
В рыночной системе интересы чиновников – это защита общества и каждого гражданина, это обеспечение уверенного плавания в бушующем конкурентном море мирового хозяйства «общей лодки», в которой находятся все граждане страны.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 190-ФЗ “О финансово-промышленных группах”1 финансово-промышленная группа – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
ФПГ
выступает как средство комплексной
и экономически эффективной загрузки
мощностей предприятий, не получивших
достаточных заказов для
В современной России актуальность приобретает проблема создания в экономике конкурентоспособных организационных структур. Финансово-промышленные группы призваны стать ключевым звеном в институциональной основе реформируемой экономики, повысить ее конкурентоспособность как на мировых, так и на внутренних рынках, стать проводниками структурной перестройки хозяйства.
Процесс создания ФПГ требует значительного содействия со стороны государства. Это ставит следующие задачи перед чиновниками: снять все искусственные препятствия на пути к объединению капиталов, разработать меры по оперативной поддержке данного процесса, обеспечить его равномерное распространение в различных сферах деятельности.
Итак, ФПГ заинтересованы прекрасный инструмент для осуществления государственного влияния на предприятия. Участники реализуют определённую программу, а государство оказывает им экономическое, научно-техническое содействие.
Сегодня
нужно в полной мере использовать
способность ФПГ быть заинтересованным
проводником экономической
2.3
Перспективы развития российской рыночной
модели
Социально ориентированный тип экономического развития рыночной экономики Российской Федерации имеет ряд качественных и количественных характеристик.
Одна из проблем сложившейся модели экономического роста заключается в том, что увеличение доходов населения, опережающее темпы роста валового внутреннего продукта, сопровождается усилением экономической дифференциации.
Поэтому
переход от экспортно-сырьевой к
инновационной модели экономического
роста связан и с формированием
нового механизма социального
Первое
направление - создание высококонкурентной
институциональной среды, стимулирующей
предпринимательскую активность и
привлечение капитала в экономику,
в том числе:
Третье направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том числе:
Четвертое направление - закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов), в том числе: