Рынок труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:33, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявления проблем рыночной экономики России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 Рассмотреть основные факторы функционирования рыночной экономики;
 провести сравнительный анализ различных моделей рыночной экономики на примере США, Европы, Японии;

Содержание

Введение 3
1 Рыночная экономика: Принципы ее функционирования 5
1.1 Основные факторы функционирования рыночной экономики 5
1.2 Сравнительный анализ разных моделей рыночной экономики на примере США, Европы, Японии 7
1 Особенности формирования Российской модели рыночной
экономики 16
2.1 Корпорации как главный фактор современного экономического
Развития 16
2.2 Сравнение интересов финансово – промышленных групп
и чиновников 19
2.3 Перспективы развития российской экономики 21
Заключение 25
Список используемой литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая рыночная экономика.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

     В число 20 самых рентабельных компаний России (отношение прибыли после  налогообложения к объему реализации) в 2009 г. входили: пивоваренная компания “Балтика” (рентабельность 37,5%); “Сильвинит” (37,3%); Березниковский титано-магниевый комбинат (33,9%); “Невинномысский азот” (31,6%). В списке крупнейших по уровню капитализации (сумма рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций) приоритетные позиции последовательно занимают: нефтяная компания “ЛУКойл” (1-е место); ОАО “Сургугнефтегаз” (2); ОАО “Газпром” (3); РАО “ЕЭС России” (4); нефтяная компания “Сибнефть” (5). [17]

     Образование крупных российских корпораций, включая компании транснационального характера, например, "ЛУКОЙЛ", несомненно, является определяющим фактором подъема национальной экономики и обеспечения ее конкурентоспособности.

     Из  российских корпораций на современном этапе экономического развития обращает на себя внимание деятельность крупнейшей в мире газовой компании - акционерного общества "Газпром", которая обеспечивает почти весь объем поставок природного газа внутри государства и на экспорт.

     Реальные  перспективы у "Газпрома" имеются  при поставках российского газа и в другие регионы мира. В частности, планируется реализация проектов, связанных с поставками газа в Израиль, Турцию, Китай, Монголию, Республику Корея, Японию и Иран. Такая география деятельности концерна позволяет" Газпрому" отрывать и создавать за рубежом банковские структуры и совместные предприятия, которые будут являться частью структуры ТНК. Лишь незначительные примеры показывают, что российская компания «Газпром» по объемам запасов, поставкам газа и широкому разнообразию своей деятельности не уступает ведущим мировым нефтегазовым компаниям и может быть твердо отнесена к категории ТНК.

     Роль  и увеличение масштабов деятельности ТНК в системе мирохозяйственных связей становятся определяющим фактором развития того или иного государства. Иными словами, ТНК выступают субъектом не только экономического развития, но и политических процессов стран, определяющих в какой-то степени концепцию их государственной безопасности.

     В Российской Федерации при развитии секторов российской экономики требуется  создание механизмов и методов повышения  эффективности деятельности компаний и корпораций, которые не только могут оказывать благоприятное влияние на развитие внутреннего потенциала государства, но и реально вливаться в систему международного разделения труда, при этом отстаивая защиту наших народнохозяйственных интересов. Роль крупного корпоративного бизнеса при решении таких актуальных и насущных проблем будет постоянно возрастать, особенно при вступлении нашей страны в члены ВТО.

     В последние годы в Российской Федерации вопрос корпорационной деятельности приобретает все большую актуальность, поскольку для эффективного развития национальной экономики требуется изыскивать прогрессивные формы и методы деятельности межотраслевых объединений, необходимых для развития многосекторальной российской экономики. Данный вопрос приковывает к себе все более пристальное внимание на государственном уровне. Так, Председатель правительства Российской Федерации  В.В. Путин считает, что «наиболее перспективным путем развития восточных регионов страны должно стать создание крупных корпораций, которые включали бы в себя весь цикл - от заготовки сырья до готовой продукции. Отсюда вытекает очевидный вывод, что забота о превращении ведущих отечественных корпораций в транснациональные стала осознанной целью внешней политики государств, стремящихся к усилению своего влияния в международном масштабе. С учетом этого обстоятельства разработанная, государственная стратегия развития экономики России и концепция основы правления деятельностью корпораций позволяют не только достичь мирового уровня развития организации производства, но и вывести российскую экономику на уровень мировой конкурентоспособности. 

      2.2    Сравнение интересов финансово  – промышленных групп и   чиновников 

      Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, отстаивая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне её, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависит и социальный климат в стране, и устойчивость финансовых системы, и прозрачность фондового рынка , и оптимизация открытости национальной экономики в мировом хозяйстве,  и расширение значимости общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - и создание правового поля на предпринимательской арене в связи с развитием интеллектуальной собственности  в условиях бурной экспансии новых средств информации и коммуникации, и очень многое другое. Поэтому даже в теоретической  рыночной модели государству принадлежит  важнейшая роль  сохранения самой рыночной системы путём выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достигнул, по своей природе не может проигнорировать свои собственные интересы  и взвалить на себя интересы всего общества.

     В рыночной системе интересы чиновников – это защита общества и каждого гражданина, это обеспечение уверенного плавания в бушующем конкурентном море мирового хозяйства «общей лодки», в которой находятся все граждане страны.

     Согласно  Федеральному закону Российской Федерации  от 30 ноября 1995 года № 190-ФЗ “О финансово-промышленных группах”1 финансово-промышленная группа – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

     ФПГ выступает как средство комплексной  и экономически эффективной загрузки мощностей предприятий, не получивших достаточных заказов для государственных  нужд, и адресной финансовой поддержки.

     В современной России актуальность приобретает проблема создания в экономике конкурентоспособных организационных структур. Финансово-промышленные группы призваны стать ключевым звеном в институциональной основе реформируемой экономики, повысить ее конкурентоспособность как на мировых, так и на внутренних рынках, стать проводниками структурной перестройки хозяйства.

     Процесс создания ФПГ требует значительного  содействия со стороны государства. Это ставит следующие задачи перед  чиновниками: снять все искусственные  препятствия на пути к объединению  капиталов, разработать меры по оперативной поддержке данного процесса, обеспечить его равномерное распространение в различных сферах деятельности.

     Итак, ФПГ заинтересованы прекрасный инструмент для осуществления государственного влияния на предприятия. Участники реализуют определённую программу, а государство оказывает им экономическое, научно-техническое содействие.

     Сегодня нужно в полной мере использовать способность ФПГ быть заинтересованным проводником экономической политики через участие в федеральных  программах, доверительное управление пакетами акций, находящимися в собственности государства, широкую инвестиционную деятельность. 
 

     2.3  Перспективы развития российской рыночной модели 
 

        Социально ориентированный тип экономического развития рыночной экономики Российской Федерации имеет ряд качественных и количественных характеристик.

     Одна  из проблем сложившейся модели экономического роста заключается в том, что  увеличение доходов населения, опережающее  темпы роста валового внутреннего  продукта, сопровождается усилением экономической дифференциации.

     Поэтому переход от экспортно-сырьевой к  инновационной модели экономического роста связан и с формированием  нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

     Первое  направление - создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей  предпринимательскую активность и  привлечение капитала в экономику, в том числе: 

      
  • создание  и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики;
  • отказ от повышения совокупной налоговой нагрузки в экономике и снижение издержек, связанных с исполнением обязанностей по уплате налогов;
  • поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;
  • снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства, обеспечения макроэкономической стабильности, развития финансовых институтов;
  • улучшение условий доступа организаций к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;
  • повышение договороспособности организаций и прозрачности ведения бизнеса, развитие самоорганизации предпринимательского сообщества;
  • обеспечение высокого качества государственного администрирования в сфере экономики.

     Третье  направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том  числе:

  • формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие;
 
      
  • формирование  мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание  лидерства России в научных исследованиях  и технологиях по приоритетным направлениям;
  • создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знаний;
  • содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики путем использования механизмов частно-государственного партнерства, улучшения условий доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой, поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области.

     Четвертое направление - закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ  России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов), в том числе:

  • обеспечение стабильности и расширение поставок энергоресурсов крупнейшим мировым потребителям, географическая и продуктовая диверсификация энергетического экспорта;
  • развитие на территории России крупных узлов международной энергетической инфраструктуры, использующих новые энергетические технологии;
  • переход от экспорта первичных сырьевых и энергетических ресурсов к экспорту продукции их глубокой переработки;
  • завоевание лидирующих позиций в развитии возобновляемых источников энергии и внедрение в промышленных масштабах экологически чистых технологий производства энергии;
  • формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики;
  • укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесного богатства страны;
  • реализация водного потенциала российской экономики - вовлечение в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов России при обязательном соблюдении природоохранных требований;
  • реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутреннем рынке продукции животноводства.

Информация о работе Рынок труда в России