Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:31, реферат

Описание

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации.

Содержание

Введение
3

1. Сущность рынка труда, его типология и структура
4

1.1 Рынок труда: сущность, содержание, структура, типология
4

1.2. Рынок труда и заработная плата
9

1.3. Безработица и ее виды
12

2. Современное состояние рынка труда в России
16

2.1 Специфика трудовых отношений
16

2.2 Цели и задачи политики занятости
17

2.3 Перспективные направления политики занятости
21

2.4 Роль и место государственных служб занятости на современном рынке труда в России
26

Заключение
29

Список литературы
30

Работа состоит из  1 файл

Реферат Рынок труда.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

В странах с развитой рыночной экономикой наблюдается усиление и пассивной политики занятости. Для России представляют интерес два вида программ:

  • увязка получения пособия с профессиональной подготовкой, переподготовкой или получением дополнительного образования;
  • использование в целях получения дополнительного образования и переподготовки вынужденных отпусков.

В условиях России крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиций на рынке труда работников с высоким уровнем образования. Для решения их специфических проблем во многих европейских странах (в Великобритании, Франции, Дании и др.) действуют специальные подразделения национальных служб занятости.

 

2.4 Роль и место государственных  служб занятости на современном рынке труда в России

 

В настоящее время  задачи посредничества в подыскании места работы решают государственные центры (службы) занятости и негосударственные формирования. Эти службы имеют свои функции и технологию работы, предлагают свой комплекс услуг.

На рынке труда многих стран государственная служба занятости занимает особое монопольное положение, которое имеет две разновидности. Первая заключается в том, что служба централизует все операции по найму. Вторая разновидность означает менее жесткий вариант. В РФ государственная служба занятости занимает монопольное место на рынке труда и в то же время не подходит под каноны ни первой, ни второй разновидности этой монополии.

Противостояние государственных  и частных агентств по найму обусловлено прежде всего несовершенством законодательства, согласно которому практика частного найма во многих странах запрещена. В ряде стран (США, Канада, Италия) деятельность частных агентств легитимна. Отношения между государственными и частными органами по трудоустройству традиционно строятся на трех принципах: контроле, конкуренции и сотрудничестве.

Государственная служба занятости занимает монопольное  место в качестве посреднической структуры на рынке труда России, за исключением г. Москвы и ряда крупных городов, где функционируют альтернативные службы занятости, частные агентства по временному и постоянному найму.

Мировой опыт говорит  о том, что через государственные  органы занятости находит работу лишь 1/3 ищущих работу. Большинство людей, прежде чем обратиться в государственную службу занятости, проходят через сито частных агентств, альтернативных служб занятости, специальных посреднических контор. Поскольку подобного спектра организаций на российском рынке труда еще нет, процент обратившихся в государственные органы настораживает. В настоящее время можно выделить по крайней мере следующие причины нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗН:

  • психологическое неприятие безработицы и самих безработных, это в равной степени относится как к тем, кто потерял работу и пытается трудоустроиться самостоятельно, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через центр занятости;
  • население плохо информировано о расположении данных служб, об их предназначении и деятельности;
  • возможности трудоустройства центра занятости ограничены, т. к. подавляющее большинство руководителей предприятий не прибегают к услугам ЦЗН при поиске и найме рабочей силы;

Говоря о финансовой стороне вопроса можно отметить следующие причины: предполагается, что предприятия, высвобождающие работников, должны информировать их о необходимости регистрации в ЦЗН. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того, предприятия, сокращающие занятых, скорее всего находятся в трудном материальном положении и для них выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае они не будут выплачивать им пособие за третий месяц; Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие выходное пособие от предприятий, не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие не видят смысла обращаться в ЦЗН. Из опроса клиентов службы занятости выяснилось, что среди других, наиболее часто встречающихся причин нежелания обращаться в ЦЗН, назывались такие как «через государственные СЗ можно трудоустроиться лишь в государственном секторе», «в СЗ обращаются только уволенные за нарушение трудовой дисциплины».

Как бы ни были субъективны  оценки людей, неоспоримым является то, что большинство не имеющих  работы не пользуется услугами органов службы занятости. Эта субъективная информация ценна и ее изучение позволит оказывать влияние на мотивационный механизм человека, желающего трудоустроиться.

 

Заключение

 

Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда, так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

В политике занятости  подавляющего большинства стран  сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости.

 

 

Список литературы

 

  1. Вечканов Г.С. Экономическая теория. С-П.: Питер, 2011г.
  2. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2000г. №4, с.21-35.
  3. Добрынин А.И. Экономическая теория. С-П.: Питер, 2006г.
  4. Ершов С.А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России // Общество и экономика, 2001г. №7-8 с. 32-36.
  5. Капелюшников Р.И. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации // Вопросы экономики, 2001г. №2. с.73-74.
  6. Павленков В.А. Рынок труда. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000г.
  7. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. М.: АСА, 2009г.
  8. Четвертина Т., Лакунина Л., Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики, 2000г. №3 с. 122-126.
  9. Шуркалин А.К. Основы экономической теории. М.: ИНФРА-М, 2001г.

 


Информация о работе Рынок труда