Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:16, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы автор ставит– показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части на теоретические вопросы сущности рынка труда, во второй – современное состояние рынка труда в России, и в третьей – перспективы его развития.

Содержание

Введение
1. Сущность рынка труда, его типология и структура
1.1 Определение рынка труда
1.2. Типология и структура рынка труда
1.3 Рынок труда и заработная плата.
2. Современное состояние рынка труда в России
2.1 Специфика трудовых отношений
2.2 Цели и задачи политики занятости
2.3 Перспективные направления политики занятости
2.4 Роль и место государственных служб занятости на современном рынке труда в России
2.3. Перспективы развития рынка труда
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Рынок труда.docx

— 63.43 Кб (Скачать документ)

Сегодня политика занятости в России направлена на помощь традиционным группам  риска и лицам, которым грозит высвобождение с промышленных предприятий. Проблемы же наиболее ценной с точки  зрения долговременной экономической  отдачи части трудового потенциала остаются нерешенными. Тем временем обесценение и растрата человеческого  капитала набирают силу в результате перехода квалифицированных работников на лучше оплачиваемую, но не требующую  навыков и знаний работу, а также  за счет “утечки мозгов”. Этот процесс  усугубляется тем, что молодежь все  чаще отдает предпочтение не получению образования и приобретению квалифицированных профессий, а примитивным видам занятий, быстро приносящих значительные доходы.

Многие выпускники вузов в течение  длительного времени лишены возможности  трудоустройства по специальности, многие же сами устраиваются на работу в коммерческие структуры. Этот процесс  в большой степени является отражением социально-экономической дестабилизации. В здоровом обществе, где с высокой  вероятностью можно на несколько  десятилетий вперед рассчитать ожидаемые  результаты того или иного выбора, значительная часть молодых людей предпочитает карьеру, приносящую скромные доходы на начальных порах, но гарантирующую устойчивый рост благосостояния по мере накопления знаний и опыта и соответствующего профессионального продвижения. В России же в условиях нестабильности преобладает ориентация на получение максимально возможных благ уже сегодня.

Деградация структуры занятости  и оскудение человеческого капитала является, на наш взгляд, не менее  важной проблемой, чем угроза массового  всплеска открытой безработицы.

 

2.3 Перспективные направления  политики занятости

Безработица в 6-7% (по оценке МОТ) в  России, где на протяжении 70 лет господствовала идеология полной занятости, воспринимается болезненно. 
Ситуация усугубляется в связи с неотработанностью механизмов помощи безработным и скудостью ресурсов, которые государство может выделить на эти цели. Однако по международным стандартам подобная норма безработицы не является катастрофической. Кроме того, вопрос заключается не в уровне безработицы как таковой, а в том, какие процессы и тенденции он отражает. 
За одинаковым синтетическим показателем может скрываться принципиально различная ситуация в сфере занятости.

В условиях активного рынка труда  сравнительно большое число лиц  по тем или иным причинам попадает в течение года в ряды безработных, однако продолжительность таких  периодов невелика. Примером являются США, удерживающие первое место в  мире по числу создаваемых ежегодно рабочих мест. Динамизм американского  рынка труда способствовал формированию “нового взгляда” на безработицу  как на распространенное, но кратковременное  явление. При этом, однако, американцы всерьез обеспокоены низким качеством  новых рабочих мест. Проблема их “обогащения” является сегодня одной из ключевых в американской политике занятости.

Иная ситуация сложилась в Европе и Австралии, где характерны концентрация безработицы в определенных сегментах  рынка и возрастание численности  и удельного веса длительно безработных, постепенно теряющих связь с рынком и утрачивающих свои знания и навыки. Угроза формирования у этих слоев  “культуры безработицы” побуждает  правительства повысить внимание к  их реабилитации.

Однако во всех случаях политика занятости подчинена ключевой стратегической задаче - предоставлению каждому трудоспособному  члену общества не просто любой работы, а возможности в наибольшей степени  развить и реализовать свой потенциал, получая соответственно достойное  вознаграждение за свой труд. Политика помощи безработным является органической частью общей стратегии и это  определяет ее основные направления. Особое внимание уделяется, во-первых, длительно  безработным, поскольку речь идет о  возможной утрате накопленного человеческого  капитала 
(ведущей составляющей национального богатства любой страны), во-вторых, молодежи, так как здесь потенциал приобретения и эффективного использования человеческого капитала может быть не реализован, в-третьих, специалистам- профессионалам как наиболее дорогостоящей и ценной категории работников.

Что касается России, то для нее  реальную опасность представляет деградация структуры рабочих мест и человеческого  потенциала в результате сокращения занятости в отраслях, требующих  труда высокого качества, и роста  занятости в торговле и посреднической деятельности преимущественно в  рамках неформального сектора. Кроме  того, происходит нарастание длительной застойной безработицы.

На данных проблемах и должна, на наш взгляд, сосредоточиться политика занятости. Представляется, что можно  заимствовать отдельные меры и программы, используемые в странах с развитой рыночной экономикой. 
Большинство из них (за исключением Швеции) большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице. Вместе с тем отчетливо просматривается тенденция к усилению роли активных мер. Однако далеко не все из них могут быть широко использованы в России.

Так, активные меры, направленные на регулирование  спроса на труд, требуют значительных финансовых затрат, поэтому их применение в российских условиях возможно лишь в очень ограниченных масштабах  в районах очаговой безработицы.

Речь идет, в частности, о выплате  предприятиям, предоставляющим работу определенным контингентам рабочей  силы, в течение ограниченного  периода времени субсидий, покрывающих  часть заработной платы этих работников. Как правило, подобная мера применяется  для стимулирования найма длительно  безработных и молодежи. Субсидирование занятости обычно не ведет к созданию на предприятиях дополнительных рабочих  мест, но содействует занятости тех  контингентов, перспективы которых  наименее благоприятны. В результате улучшается соответствие структур спроса и предложения труда, что понижает естественную норму безработицы.

Привлекательной, но дорогостоящей  мерой являются прямые государственные  вложения в создание новых рабочих  мест. Безусловное ее преимущество - адресный характер. При наличии  хотя бы минимальных средств такие  программы наиболее рационально  использовать на финансирование инфраструктурных проектов (дорог, мостов), в том числе  в сельской местности. Это не только позволяет предоставить людям работу, но дает импульс развитию хозяйственной  деятельности региона, что в свою очередь может создать дополнительные возможности занятости. Прямые государственные  вложения в создание рабочих мест целесообразно направлять также на целевые программы содействия занятости инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью.

Значительно лучшую перспективу в  российских условиях могут, на наш взгляд, иметь активные меры, направленные на комплексное регулирование спроса и предложения труда. Ключевое место  среди них занимает рациональное использование гибких форм занятости. На Западе в последнее десятилетие  гибкая занятость развивается очень  быстро. Появились новые категории  работников, традиционно работающие в определенной фирме, но занятые  неполное рабочее время или работающие временно по гибкому графику на разных работодателей. Этот процесс, однако, неоднозначен и нередко протекает достаточно болезненно. Поэтому необходимо проанализировать последствия распространения гибких форм занятости в России и выработать адекватные методы регулирования этой сферы.

Представляется очень важным содействовать  рациональному распространению  частичной занятости на основе гибких графиков. 
Хрестоматийным примером такой политики стал опыт концерна Volkswagen. В условиях вынужденного сокращения объема производства и соответственно спроса на труд персоналу было предложено 150 вариантов четырехдневной рабочей недели. В результате компании удалось сохранить квалифицированную рабочую силу, а работники получили возможность достаточно свободно маневрировать своим временем, выбирая наиболее удобный для себя режим труда. Такое решение проблемы, не требующее к тому же дополнительных финансовых ресурсов, на наш взгляд, предпочтительней, чем принудительные отпуска для части занятых или введение единых для всех 1-2-х нерабочих дней в неделю.

Распространение гибких форм занятости  в российских условиях имеет большое  значение и потому, что многовариантность занятости дает возможность совмещать работу по специальности, требующую соответствующей профессиональной подготовки, знаний и опыта, с работой в рамках неформального сектора, не требующей особой квалификации, но приносящей доход, позволяющий удержаться выше черты бедности. Это на наш взгляд, позволило бы, притормозить деградацию совокупной рабочей силы.

Еще одной мерой содействия гибкой занятости является развитие системы  отпусков. В этом плане интересен  опыт Дании, где с 1994 г. действует  программа, в рамках которой работники  имеют право на получение полностью  или частично оплачиваемого отпуска  сроком до 1 года для пополнения образования, по уходу за ребенком (до 8-летнего  возраста), по личным обстоятельствам. Освобождающиеся рабочие места  должны быть предоставлены безработным  на условиях временной занятости. Программа  имеет целью улучшение структуры  занятости в результате добровольной ротации. Особо поощряются отпуска  в целях пополнения образования.

В ряде латиноамериканских стран разработаны  программы стимулирования добровольных долгосрочных отпусков государственных  служащих. Задача таких программ - обеспечить государственным служащим возможность  временно оставить работу и заняться частным бизнесом. За ушедшими в  долгосрочный отпуск сохраняется стаж и право на пенсию, им выплачивается  единовременное пособие в размере  нескольких месячных заработных плат. Как показал опыт, это не ведет  к снижению дееспособности госаппарата.

Важнейшим направлением политики занятости  является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. В  большинстве стран основная часть  новых рабочих мест создается  сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях. Это направление  представляется перспективным для  России, хотя требует не только финансовых затрат, но и квалифицированных кадров для различных консультационных служб, бизнес-инкубаторов и т.д. Принципиальным моментом является избирательный характер поддержки. Объектом программ должны стать в первую очередь те потенциальные предприниматели и микропредприятия, которые ориентированы на производство необходимой продукции и услуг, требующее труда высокого качества.

В странах с развитой рыночной экономикой наблюдается усиление и пассивной  политики занятости. На наш взгляд, для России представляют интерес  два вида программ: 
. увязка получения пособия с профессиональной подготовкой, переподготовкой или получением дополнительного образования; 
. использование в целях получения дополнительного образования и переподготовки вынужденных отпусков.

В условиях России крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиций на рынке труда  работников с высоким уровнем  образования. 
Для решения их специфических проблем во многих европейских странах (в 
Великобритании, Франции, Дании и др.) действуют специальные подразделения национальных служб занятости.

 

2.4 Роль и место государственных  служб занятости на современном  рынке труда в России

В настоящее время задачи посредничества в подыскании места работы решают государственные центры (службы) занятости  и негосударственные формирования. Эти службы имеют свои функции  и технологию работы, предлагают свой комплекс услуг.

На рынке труда многих стран  государственная служба занятости  занимает особое монопольное положение, которое имеет две разновидности. Первая заключается в том, что  служба централизует все операции по найму. Вторая разновидность означает менее жесткий вариант. В РФ государственная  служба занятости занимает монопольное  место на рынке труда и в  то же время не подходит под каноны ни первой, ни второй разновидности  этой монополии.

Противостояние государственных  и частных агентств по найму обусловлено прежде всего несовершенством законодательства, согласно которому практика частного найма во многих странах запрещена. В ряде стран (США, Канада, 
Италия) деятельность частных агентств легитимна. Отношения между государственными и частными органами по трудоустройству традиционно строятся на трех принципах: контроле, конкуренции и сотрудничестве.

Государственная служба занятости  занимает монопольное место в  качестве посреднической структуры  на рынке труда России, за исключением  г. Москвы и ряда крупных городов, где функционируют альтернативные службы занятости, частные агентства  по временному и постоянному найму.

Мировой опыт говорит о том, что  через государственные органы занятости  находит работу лишь 1/3 ищущих работу. Большинство людей, прежде чем обратиться в государственную службу занятости, проходят через сито частных агентств, альтернативных служб занятости, специальных посреднических контор. Поскольку подобного спектра организаций на российском рынке труда еще нет, процент обратившихся в государственные органы настораживает. В настоящее время можно выделить по крайней мере следующие причины нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗН. 
. психологическое неприятие безработицы и самих безработных, это в равной степени относится как к тем, кто потерял работу и пытается трудоустроиться самостоятельно, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через центр занятости; 
. население плохо информировано о расположении данных служб, об их предназначении и деятельности; 
. возможности трудоустройства центра занятости ограничены, т. к. подавляющее большинство руководителей предприятий не прибегают к услугам

Информация о работе Рынок труда