Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и структуру рынка труда, рассказать о ценообразовании на труд, формирования спроса и предложения на рынке;
проанализировать состояние системы государственного регулирования рынка труда в России, выявить ее достоинства и недостатки;
рассмотреть основные тенденции развития рынка труда в России, выявить основные особенности.

Содержание

Введение 3
1. Рынок труда: понятие, сущность, типология и структура 5
1.1 Эволюция понятия «рынок труда» 5
1.2 Структура и сущность рынка труда 7
1.3 Виды рынков труда 11
1.4 Типология рынка труда 13
2. Необходимость и формы регулирования рынка труда в современных условиях. 18
2.1. Механизм саморегулирования рынка труда. 18
2.2 Основные направления государственного регулирования рынка труда 21
3. Проблемы функционирования рынка труда в современной переходной российской экономике 27
Заключение 32
Список использованных источников 35

Работа состоит из  1 файл

Рынок труда.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

В первые послереформенные годы одной из наиболее сложных была задача перераспределения рабочей силы, занятой на несостоятельных предприятиях. В интересах ее решения государство отказалось от регулирования уровня заработной платы, отменило гарантии занятости, сняло формальные барьеры, ограничивающие мобильность рабочей силы. Чтобы смягчить негативные последствия ожидавшегося резкого всплеска безработицы, а также снизить неопределенность в сфере занятости, государство начало осуществлять программу защиты от безработицы работающего населения.

Прогнозы крупномасштабного  высвобождения рабочей силы не оправдались. Более того, падение уровня занятости  оказалось меньшим, нежели можно  было ожидать, учитывая глубину спада  производства. Ограниченная по своим масштабам реструктуризация занятости и высокие темпы инфляции способствуют снижению реального уровня заработной платы. Несмотря на факты, свидетельствующие о довольно значительной мобильности рабочей силы, работники в своей массе не переходят на более эффективные рабочие места, а количество вновь создаваемых рабочих мест ограничено.

Правовые пробелы (например, отсутствие трудового миграционного  законодательства), несогласованность  отдельных норм и половинчатость ряда положений сказываются на практике трудовых отношений.

Основой государственного управления рынком труда должны были стать принятые правительством Концепция  действий на рынке труда на 2007-2008 гг. и план мероприятий по ее реализации. Однако к заметным подвижкам это  не привело.

Недостаточная действенность упомянутых документов, по-видимому, связана с отсутствием в Концепции четко обозначенной ответственности государства применительно к регулированию рынка труда. На наш взгляд, она должна охватывать:

  • обеспечение занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и социальную поддержку безработных граждан;
  • устранение межрегиональных диспропорций на рынке труда;
  • повышение конкурентоспособности рабочей силы;
  • поддержку малого предпринимательства;
  • регулирование трудовой миграции;
  • создание условий для профессиональной подготовки впервые вступающих в трудовую деятельность и развитие профориентации;
  • введение трудовых стандартов (разработка общероссийского классификатора профессий, профессиональных стандартов).

Выделение именно этих направлений  государственного регулирования диктуется  особенностями отечественного рынка  труда.

Неблагоприятной демографической  ситуацией. Предыдущее десятилетие  отмечено повышением предложения рабочей силы.

В предыдущие годы существенным фактором увеличения численности населения  являлась миграция. Однако в настоящее  время она существенно сократилась  и составляет только 0,1%.

Включение России в мирохозяйственные  процессы сделало очевидными низкую культуру отечественного труда, недостаточную профессиональную подготовку (которая адекватна преобладающему в стране технологически устаревшему производству), разрыв между профессиональным образованием, прежде всего высшим, и требованиями рынка труда.

Крайне негативно на качестве рабочей силы сказалось  разрушение системы начального профессионального  образования (школа, ПТУ) и внутрифирменной  переподготовки.

Ярко выраженная тенденция  увеличения количества лиц с высшим профессиональным образованием не связана с экономическим ростом на основе технологической модернизации. То, что более половины выпускников вузов работают не по специальности, свидетельствует о несоответствии предложения спросу на квалифицированные кадры.

Профессиональный уровень значительной части российских работников не отвечает международным стандартам, что делает их неконкурентоспособными на глобальном рынке труда.

Отсутствие прогнозов  потребностей рынка труда в специалистах определенных профессий (квалификации) и программ подготовки необходимых экономике специалистов уже сегодня порождает дефицит кадров на локальных рынках труда (судя по всему, он будет расти).

В ряде субъектов возможности  трудоустройства на фоне высокой  безработицы крайне ограничены - на одно вакантное место претендуют несколько десятков человек. Такое положение обусловлено различными причинами, но в первую очередь моноспециализацией регионов, зависимостью от нескольких крупных предприятий, переживающих трудности в условиях кризиса.

Ограниченность внутренней мобильности рабочей силы, связанная с отсутствием доступного рынка жилья и большим количеством поселений с градообразующими предприятиями, военных городков, закрытых административно-территориальных образований (в таких населенных пунктах в настоящее время проживает свыше 24 млн. человек), приводит к неравномерному распределению трудовых ресурсов, высокому уровню неэффективной занятости, усилению напряженности на региональных рынках труда, росту общей и регистрируемой безработицы, увеличению нелегальной миграции.

По большому счету, применение к России термина ”гибкий рынок  труда” неправомерно. Отечественный  рынок труда качественно не соответствует  параметрам рынков труда развитых стран, отличающихся высокой эффективностью распределения ресурсов в целях их оптимального использования. Эластичность заработной платы в нашей стране является отражением падения доходов от заработной платы и снижения возможностей для производительной занятости в реальном секторе, а также расширения системы неформальной самостоятельной занятости.

Современное положение  на рынке труда повышает уровень  бедности и может оказаться серьезным  препятствием для долгосрочного  экономического роста.

Система социальной защиты, существующая в ограниченных масштабах, направлена либо на стимулирование увольнений и уменьшение страха перед безработицей, либо на защиту работников от увольнений в долгосрочной перспективе. В основном она ограничивается мерами в области самозанятости в сельском хозяйстве и торговле, т.е. охватывает те виды деятельности, которые помогают населению справиться с проблемами низкой заработной платы, неплатежей или безработицы.

В отличие от нас страны Восточной и Центральной Европы провели относительно серьезную  реструктуризацию занятости в связи  с падением объемов производства. Первоначальная реструктуризация, отражающая сокращение рабочей силы, была гораздо масштабнее, что выразилось в большем количестве закрытых рабочих мест и более высоком уровне явной безработицы. В целях содействия процессу реструктуризации и сокращения рабочей силы использовались мощные системы социальной защиты. В странах, которые можно отнести к числу лидеров реформ, возобновился рост объема производства и повысился уровень реальной заработной платы. Россию необходимо выводить из сложившегося ”равновесия” между низким уровнем заработной платы, скрытой безработицей и отсутствием продуктивных рабочих мест, подтолкнуть к формированию более динамичного и продуктивного рынка труда.

С точки зрения развития рынка труда особое значение имеют  три сегмента этой политики:

  • формирование динамичного рынка труда за счет реструктуризации предприятий и создания рабочих мест на новых предприятиях;
  • регулирование рынка труда (правила найма и увольнения работников и характер трудовых договоров; учет фактического исполнения законов; баланс законодательного, коллективного и рыночного регулирования);
  • система социальной защиты работников (страхование от безработицы и другие меры поддержки уровня доходов; разработка активных программ развития рынка труда; разделение ответственности между регионами и федеральным правительством).

 

Заключение

Объектом данной курсовой работы является рынок труда. В данной работе был дан анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Можно говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка  труда, считая ситуацию на нем общей  для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда  в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

Современный рынок труда  в России обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического бюджетного дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы.

Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а, следовательно: снижению спроса на рабочую силу.

Широкое распространение  получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников.

Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений.

В результате спада производства, порождаемого разрывом экономических связей, ухудшается экономическая конъюнктура, происходит накопление потенциала безработицы.

В работе был также  поставлен вопрос о необходимой  степени вмешательства государства  в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

В нашей же экономике  с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Следовательно, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества. 
                                Список использованных источников

 

  1. Автомов В.С. Введение в экономику. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 256 с.
  2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2007. 860 с.
  3. Бейсенов С., Мухамбетов Т. Инфраструктура рынка труда. Человек и труд, 2006, №1. – с. 6 -11.
  4. Вишневская Н.Т. Реформа законодательства о защите занятости на рынке труда. Мировая экономика и международные отношения, 2008, № 10.
  5. Иванов О.М. Нестандартная занятость: российские особенности. Человек и труд, № 9/2008. – с. 22 – 27.
  6. Кураков Л.П. Экономическая теория. М.: Гардарики, 2007. – 489 с.
  7. Курс экономической теории. /Под ред. Чепурина М.Н./ Киров, 2008. – 459 с.
  8. Липсиц И.В. Экономика. – М.: Омега-Л, 2007. – 656 с.
  9. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 496 с.
  10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для ВУЗов. М.: Норма, 2006. – 608 с.
  11. Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. Буланова В.С. и проф. Волгина Н.А. -М.: "Экзамен", 2008. – 388 с.
  12. Рынок труда. Курс лекций. Под ред. П.Э.Шлендера. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  13. Сафрончук М.В. Микроэкономика. – М.: Изд-во Эксмо, 2009. – 256 с.
  14. «Современная экономика». Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону., 2008
  15. Экономика труда. Учебник. Под ред. проф. Шлендера П. Э. и проф. Кокина Ю.П.- М.: Юристъ, 2007. – 346 с.

Информация о работе Рынок труда